Такт

Матросова Елена Викторовна
«О вежливости, о такте, о деликатности», - можно говорить долго и нудно, и никакого следа ни в душе, ни в сердце эти рассуждения не оставят. Разве что вызовут тупое тянущее ноющее ощущение внутри, что, кто-то нашел в себе силы быть и вежливым, и тактичным, и деликатным, а ты все никак не соберешься освоить эти простые человеческие приемы души и ума.
…Давно прочитанный анекдот на эту тему запомнился непривычным ходом мышления, тогда, в детские годы, еще непонятным.
Вопрос автора: «Хотите ли Вы знать - чем различаются вежливость и деликатность?»
Как правило, в этом месте многие кивают головой в знак согласия: «Кто же не хочет, конечно, хотим!» Итак, слушайте поучительный тому пример.
«Обслуживание гостиничных номеров. Сотрудник гостиницы входит в ванную комнату, где дама принимает ванну».
Далее рассмотрим два варианта, демонстрирующие различие между вежливостью и деликатностью (тактом).
«Простите, МАДАМ, а зайду убрать Ваш номер попозже», - вежливо раскланивается сотрудник гостиницы, и выходит.
Комментарий автора: «Это вежливость».
«Простите, СЭР, я уберусь в Вашем номере позже», - вежливо раскланявшись, сотрудник гостиницы, покидает номер.
Комментарий автора: «Это такт, или деликатность».
…Следующий пример предоставила жизнь.
Сослуживица рассказывала о своем посещении ресторана с мужем. Сидевшая за соседним столиком дама, на груди которой в глубоком декольте приютился кулончик с золотыми часами, после энергичного танца, не заметила, что часики как-то незаметно, подпрыгивая в такт ее быстрым движениям, перекочевали на спину, с не менее глубоким вырезом.
Вид часов на спине вызывал молчаливые стеснительные улыбки окружающих, но не больше.
Дама о новом расположении часов не заподозрила, поскольку, после танцев была слишком увлечена общением с сидевшими за своим столиком.
Никто из окружающих не желал выглядеть бестактным в глазах дамы с часами на спине, поэтому все предпочитали оставаться вежливыми, молча, делая вид, что никто ничего не замечает.
Рассказывающая мне эту историю, очевидно, рассуждала иначе: пройдя мимо, она негромко попросила даму с часами подсказать ей, который сейчас час….
Часы снова нырнули в аппетитное декольте, вызвав легкий смущенный румянец хозяйки кулона, и, пожалуй, мой восторг от рассказа о таком деятельном ненавязчивом врожденном чувстве такта нашей сослуживицы…

…Случаев проявления такта было гораздо больше, чем можно описать в одном коротком рассказе, но еще два поразившие меня, я, пожалуй, себе рассказать позволю.
И один – даже подробно.
… Новогоднее представление.
Очень забавный спектакль. Невероятно простые костюмы. Волшебная история про похищенную злодеями сказку. В роли одного из зловредных похитителей выступает «Госпожа Грязь и Слякоть», которая в конце сказки перевоспитывается и нарекает себя «Оттепелью». Много музыки, переделанных песен, курьезных смешных ситуаций.…
И на редкость сухо встречающий всю эту искрометность юмора, зал.
...У меня же щеки уже болят от смеха, в глазах стоят слезы от хохота. Очередная реплика, содержащая новое перефразированное известное выражение, снова заставляет складываться пополам, слегка сползая с сиденья, давясь смехом, пытаясь выражать свои эмоции поскромнее, среди осуждающей гробовой тишины молчаливого непонимания зрителей рядом…
Актеры приглашают нескольких детей на сцену, принять участие в завершающих сценах. Моя малышка, находясь рядом со мной где-то ближе к середине ряда, старательно пробирается между сидящими, пытаясь выйти на сцену тоже, но ее опережают дети постарше, посноровистее, быстро растолкавшие других и подбежавшие к сцене первыми.
Актеры спускаются в зал, чтобы пригласить некоторых из детей подняться с собой на сцену.
Моя девочка в костюме снежной королевы. Не требуется комментировать, сколько там нашито всяких блесток.
Выбравшись, наконец-то из ряда, она в нерешительности пробегает несколько шагов по направлению к сцене, и расстроено останавливается, видя, что бежать ей еще далеко, а необходимое количество детей уже набрано.
Можно возвращаться. Бежать дальше незачем….
Но тут луч прожектора, скользнув по рядам, выхватывает ее белоснежный, полыхнувший россыпью блесток, наряд, и актер, спустившийся последним еще за одним ребенком, восторженно ахнув от присутствия в зале ребенка в таком костюме, громко просит ее подойти поближе…
Конечно, ребенок счастлив, нет слов!
Ведь почти расставшись с мечтой, так невероятно чудесно вдруг получить желаемое!
Представление заканчивается. Все довольны. Кроме тех, наверное, кто так и не понял, что в этом спектакле было смешного…
Шарики летят в зал, детишки подпрыгивают, чтобы поймать себе маленькое разноцветное продолжение сказки.
Моей девочке тоже шарик подарили – прямо на сцене. Она гордо прижимает его к себе. А еще подарили веточку цветов, на которой колючки. Я старательно раздвигаю эти подарки в разные стороны, но безуспешно.
Их запланированная встреча оказывается естественно фатальной для шарика.
Зал почти пуст, мы не торопимся. В фойе слишком тесно, чтобы переодевать костюм, ждем, пока основная масса зрителей оденется и уйдет.
На передних рядах скачет забытый и одинокий, никем не пойманный шарик. Я предлагаю своей малышке пойти и поймать его, взамен лопнувшего.
Она спускается к нижним рядам. Но, одновременно, за шариком бежит еще один мальчик, лет девяти, которому он успешно и достается. Мальчик, радостно прижимая к себе отловленный подарок, направляется к выходу.
Моя дочурка печально возвращается, размазывая по щекам слезы. «Ну, лопнул шарик, ну ничего страшного, другой купим»…. Но ребенок дорожил торжественно врученным подарком, и ему обидно и больно.… Как тут объяснить?…
Я успокаиваю ее негромко, обещая купить другой, разъясняя, что шарики вообще быстро лопаются, к сожалению…
Мальчик, уже почти выйдя из зала, возвращается, подходит к нам, и протянув свой, честно пойманный им шарик: «Возьмите, это у Вас улетел!», - не дождавшись слов благодарности, улыбнувшись, уходит.…
В таком состоянии удивления я не пребывала уже давно. Это был его шарик. Он у нас не улетал. И мальчик видел это прекрасно.
Но такое чувство врожденного такта от девятилетнего мальчугана я увидеть не ожидала….
У взрослых-то не у всех такое увидишь, а тут – ребенок.…

….
И одно из недавних наблюдений.
…Экзамен на курсах. Наша группка маленькая. Вопросы у всех одинаковые, только данные различаются. На стол вынимаются из сумочек карандаши, ручки, ластики, и линейки. Конспектами пользоваться не разрешили…. А жаль. Они бы тут не помешали….
Крайний справа мужчина линейку не захватил. Оглядев окружающих, негромко просит одолжить ему ее на время. Молчание. Курсы короткие, и люди друг друга почти не знают: по именам, и то не все знакомы.
Одна экзаменующаяся опоздала. Как обычно. Старая привычка. Или - способность? Кто их различит: результат все равно одинаковый…
Присаживается сбоку от того же мужчины. В чем суть ситуации – не знает.
Набор, вынимаемый ею из своей сумочки на стол, приблизительно тот же.
Увидев у соседа отсутствие линейки, тихо предлагает ему взять на время свою.
«Да она же Вам самой нужна?» - Удивленно вскидывается смирившийся с необходимостью обойтись без линейки.
«Тут столько заданий, что, пока я их сделаю, Вы уже с линейкой работать точно закончите. Берите, не стесняйтесь. Что без линейки мучаетесь?…»

….
…И кто ж разберется на самом деле, где заканчивается вежливость, и начинается такт и деликатность?
Может быть, там, где мозг делится с душой своими способностями обрабатывать информацию и принимать решения, согласуясь с требованиями нравственности и духовного развития человека, попадая с ними и с душой другого человека - в такт….

 
Март, 2007 г., Матросова Елена(Velen)