Ч. 4 Что такое везение на войне

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/01/01/760

Едва не забыл. Поясняю тем «прозарушным патриотам», которые пишут, что я чуть ли не восхищаюсь вражескими подводниками.

Так вот, сразу договоримся, что если транспорт с людьми топит противник, то мы будем считать - это подлый и коварный враг, а если такой транспорт топит наш подводник, то он - благородный  герой. Если в тылу схватили врага, то это шпион, а если схватили нашего, то это разведчик.

Успокоились? Тогда с вашего позволения я продолжу.

С 19 по 29 августа 1939 года Дёниц отправил в Атлантику семнадцать океанских подводных лодок. Тринадцать небольших подводных лодок вышли в море для постановки мин в британских водах, когда получат по радио такую команду, и для патрулирования в Северном море.

3 сентября через восемь часов после объявления  войны подводная лодка U-30, которой командовал капитан-лейтенант Фриц-Юлиус Лемп, атаковала и потопила пассажирский лайнер  «Athenia». На лайнере погибли 112 человек, в том числе женщины и дети.

Английское Адмиралтейство восприняло известие о потоплении лайнера как начало неограниченной  подводной войны. Но от этого было не легче: кораблей, которые могли бы охранять коммерческие суда при переходе через Атлантику, у английского флота не имелось, сказалась недооценка подводного противника.

Адмиралтейство принялось спешно вооружать гражданские суда, делая из них вспомогательные крейсера. Эти корабли и эсминцы смогли обеспечить сопровождение только в 300 - мильной зоне от английских портов, основную часть пути, 1700 миль, транспорты шли без охраны.

Не знаю, кого как, а меня восхищает мужество гражданских моряков, которые ежеминутно рисковали жизнью на этом пути.

Лишь к середине 1941 года британский военно-морской флот смог обеспечить сопровождение транспортов по всей Атлантике.
 
Успехи немецких подводников в начале войны были впечатляющими. До конца 1939 года они потопили 114 торговых судов общим водоизмещением 421 000 тонн. При этом были потоплены девять немецких подводных лодок, 20% оперативного подводного флота Германии.
 
14 сентября 1939 года тридцатилетний капитан-лейтенант Герхард Глаттес, командир подводной лодки U-39 не поверил своему счастью: после почти месячного пребывания в море он увидел в перекрестии перископа гордость британского флота - авианосец  «Ark Royal».

Корабли охранения находились в четырёх милях от авианосца. Цель была видна как на ладони. Весь экипаж подводной лодки охватило радостное возбуждение. Глаттес, хладнокровный и опытный командир, приказал подготовить к стрельбе носовые торпедные аппараты.

Он выстрелил торпедами в 15 часов 7 минут. Подводники с напряжением ожидали взрывов. Они их услышали, но все три торпеды взорвались, не дойдя до авианосца и не причинив ему никакого вреда. Англичанам повезло, чего не скажешь о немцах.

Английские моряки посчитали, что командир подводной лодки неправильно вычислил скорость авианосца, но причина преждевременного подрыва торпед заключалась   в неправильном срабатывании магнитных взрывателей боевого заряда. Это выяснилось после войны.

Получив сигнал с авианосца о том, что он атакован подводной лодкой, корабли охранения, эсминцы «Foxhound»,  «Faulkner» и «Firedrake» по гидролокаторам, за которыми работали хорошо подготовленные специалисты, быстро определили местонахождение подводной лодки и сбросили на неё глубинные бомбы.

Двенадцать глубинных бомб взорвались рядом с подводной лодкой. От сильнейшего сотрясения в электрических батареях произошло короткое замыкание, погасло освещение, не включилось и аварийное освещение. Фланцы и клапаны дали протечку. Солёная вода хлынула в электрические батареи.

Электродвигатели, на которых подводная лодка шла под водой, остановились, из отсека с электрическими батареями стали распространяться убийственные газы хлора. Глаттес понял, что подводная лодка обречена.

Несмотря на испытанный ужас и травмы, полученные при сотрясении лодки, паники не было. Командир скомандовал продуть балластные цистерны, чтобы всплыть. Задыхаясь от хлора, действуя в кромешной тьме, прекрасно обученные подводники сумели выполнить команду, и подлодка всплыла, оказавшись между тремя эсминцами.

С английских кораблей по ней открыли артиллерийский огонь, но когда увидели, что на верхнюю палубу выскакивают подводники и бросаются в воду, огонь прекратили. Прежде чем покинуть подводную лодку, Глаттес и несколько моряков по его команде открыли крышку носового торпедного аппарата и подорвали заряды, предусмотренные в таких случаях.

Подводная лодка ушла носом под воду, матросы и командир успели выбраться из тонущей лодки. С эсминцев спустили шлюпки и подобрали из воды сорок три обросших месячной щетиной подводников, весь экипаж подводной лодки.

Им повезло. До конца войны они пробыли в лагерях для военнопленных и остались живы.
 
U-39 была первой германской подводной лодкой, потопленной во Второй мировой войне.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/02/1880

На фотографии: капитан-лейтенант Лемп и контр-адмирал Дёниц