Романо Батталия. Река жизни. Вдоль течения реки

Светлана Давыденкова
             Жизнь человека подобна речному потоку.

 Как не любить мне луну, если она так важна в моей жизни? Ведь луна была свидетельницей моего появления на свет, сопровождая затем меня на жизненном пути вплоть до этого момента.

 Много лет назад, вдохновленный ее присутствием, я написал: "Проснулась летняя заря, и вместе с ней защебетали птицы; очнулся от сна  ветерок, и прихорошились от росы цветы. Рассвело, но ясная луна, пока не освещенная солнцем, еще не померкла. Свежее дыхание зари и полная луна очаровали меня, и я замечтался о ночной, освещенной луной, дороге, уходящей далеко-далеко за горизонт."

 Сколько эмоциональных воспоминаний пробуждено во мне за время похода!

 Идя вдоль реки, я ощутил все величие природы, оценил ее нереальную, мистическую красу.

 До этого места я никого не встречал на своем пути. А сейчас вижу одиноких рыбаков, ребенка, женщину, собирающуюся мыть посуду из-под сыров.

 Навстречу живой действительности бежит река, поборовшая одиночество и дикую, нелюдимую природу. Вверху она казалась веселым, чудесным дитя, а здесь стала глубокой, овладевшей неспешным течением; похожей на человека, неторопливо переосмысливающего прожитую жизнь.

Кто привел меня к тебе, река? Какая невидимая сила заставила меня предпринять это путешествие? Движимый повелениям судьбы к неизвестному, делающему жизнь полной неожиданностей, человек никогда не знает, что готовит ему завтрашний день.

 Говори со мной, повзрослевшая река. Ты, познавшая жизнь, так нужна мне. Я нуждаюсь в твоей неисчерпаемой мудрости; мне тоже необходимо достичь моря, но духовно зрелым, как пилигрим, возвращающийся из Мекки.

 Мудрецы, философы, поэты пытались расшифровать загадки жизни, написав множество прекрасных изречений, но всегда останавливались в бессилии перед непостижимым величием Бога.

 В Коране написано, что если бы все деревья превратились в ручки, а моря в чернила, их все равно не хватило бы на то, чтобы записать нескончаемые слова Творца.

 Наконец, после долгого молчания река вновь заговорила со мной.

 "Выслушай меня внимательно. Мой путь в равнине близок к завершению, и у нас остается совсем немного времени, чтобы еще побыть вместе. Постарайся не потерять ни одного из моих слов, особенно, когда я достигну устья.

 Ты уже слышал от меня о людях, приходивших к моим берегам для обретения утерянных ранее покоя и решительности, чтобы жить дальше. Так вот: пока руки и мозг служат тебе, не прекращай любить жизнь и людей. Даже, если сможешь помочь только одному человеку, твоя жизнь уже будет прожита не зря. Не чурайся маленьких людей, окружающих тебя; умей в себе самом увидеть великого человека. Учись ценить себя и наблюдать; увидишь, что обретешь покой и безмятежность. В шумном многоголосье не слышатся ни вдохи, ни выдохи тех, кто желает нам добра. Учись, не обостряя внимания на человеческое зло, оценивать людскую доброту.

 Твою душу никто не сможет украсть. Это во власти только Творца, но в таком случае ты окажешься в хороших руках.

 Судьбы людей похожи на реки. Одни из рек текут стремительно и уверенно, не испытывая особых трудностей ни в чем; другие преодолевают тысячи преград. Но все они в конце концов одинаково сливаются с морем. Финал для всех один и тот же.

 Не жалуйся на отсутствие денег и власти. И бедняк может овладеть силой горы. Запомни, что расскажу тебе. Как-то в одном глухом, безлюдном месте родился
человек. До тридцати лет он работал в мастерской столяра. Никогда он не ходил в школу и, тем более, не написал книг. Он не имел ни своего дома, ни семьи.  Он даже никогда не был в большом городе. Этот человек доверял только себе. Он призывал всегда к справедливости и за это однажды был убит. В то время, как он умирал, каратели спорили между собой, кому из них будет принадлежать его единственное одеяние. Прошло две тысячи лет, и этот бедняк стал опорой всего человечества."


 Жизнь человека похожа на речной поток, скользящий к бесконечности, но не теряющийся в неизведанном, как в устье непознанного, более величественном, чем наша жизнь. Мы думаем, что на своем пути мы одиноки. Это не так. Нас направляют невидимые руки ушедших, дорогих нам родных. Глазами вечности взирают они на нас, указывая путь, но мы этого не знаем, не замечаем. За этим невидимым миром спрятан Тот, Кто не забывает никого.

 Вот как в прекрасных словах неизвестного индийского автора озвучена эта великая всеобъемлющая Любовь ко всем:

 "Мимо моего дома прошел Господь. Я побежал за Ним вслед и Он остановился в ожидании. Он ждал меня, бедняка! Я спросил: " Могу ли поговорить с Тобой, Господи?" И Он ответил: "Да." "Да", мне, ничтожному человеку!
 И я спросил Его: " Может ли быть счастлив такой, как я?" Он ответил: "Да." Может быть счастье и для меня, маленького человека!
 Тогда я попросил его:" Могу ли я следовать за Тобой, Господи?" Он в ответ: "Можешь следовать за Мной." "Могу ли остаться с Тобой, Господи?" - спросил я. И Он ответил: "Можешь остаться со Мной". Могу остаться с Ним и я, несчастный человек."