Юра Боякин

Виталий Бердышев
Юра проучился в академии всего два года и в конце второго курса был отчислен в связи с "нарушением воинской дисциплины", вызванным постоянными придирками почему-то невзлюбившего его командира роты. Этот и иные эпизоды своей жизни на курсе Юра детально описывает в своих воспоминаниях ("Жизнь моя, иль ты приснилась мне?" С. Петербург, 2012).

В академии мы с Юрой были в разных взводах и учебных группах, что в определенной степени не позволяло сформировать наши дружеские отношения. Сближала нас музыка. Юра хорошо играл на кларнете и был завсегдатаем наших музыкальных вечеров в Ленкомнате курса. Он прекрасно импровизировал и в составе курсового трио (Шапкин — баян, Боякин — кларнет и Хиленко — скрипка), вызывая восторг у своих однокашников. Иногда к ним присоединялся и Боб Межевич, свободно ориентировавшийся в тональностях фортепианной клавиатуры. Мы с Витей Подоляном были лишены подобного дара (импровизации) и поэтому подходили к пианино лишь периодически, чтобы сыграть что-либо серьезное из своего классического репертуара.

На курсе Юра жил обыденный курсантской жизнью, ничем особенным не выделяясь из общей массы своих сослуживцев. Как и все остальные, он с трудом преодолевал первые, самые трудные барьеры учебного процесса — анатомию, химию, физику, латынь и др. Однако был более других устойчив к сложностям воинской службы, поскольку имел за плечами опыт учебы в военно-музыкальной школе, а также службы в Оркестре штаба Ленинградского военного округа, в оркестре Академии связи и в оркестре в/ч в Осиновой роще. Но, тем не менее, в июне 1956 года нам пришлось с ним расстаться.

Юрию не без труда удалось уволиться из рядов Вооруженных Сил, и он продолжил учёбу в 1-ом ЛГМИ. Успешно закончил его в 1961 году. Работал рентгенологом в лечебных учреждениях Ленинградской области и Ленинграда. Проработал без малого 50 лет и ушел на пенсию в 2010 году.

Находясь на пенсии, Юрий Дмитриевич написал и издал несколько монографий, учебников и пособий по рентгенологии и иглорефлексотерапии, серию великолепных воспоминаний о своей жизни и трудовой деятельности; глубоко исследовал свою родословную, собирая архивные и иные материалы. Продолжил занятия художественной фотографией, доведя ее до совершенства. Богато иллюстрировал фотографиями свои альбомы и литературные издания.

С 2000 года Юра, проживавший в Ленинграде, стал встречаться с академическими однокурсниками, бывая на всех юбилейных и иных встречах. С этого периода и завязалась наша дружеская переписка - благодаря Юре Антонишкису, который дал ему мои координаты. В письмах и книгах, присланных мне в подарок, Юра раскрылся как глубоко незаурядная личность — прежде всего, как творческий мыслящий врач, профессионал. Неравнодушный к своей профессии, науке, искусству, полный любви к больным, своим пациентам, к людям. Безусловно, он был ученым-исследователем в своей области, применявшим результаты своих научных изысканий на практике. В литературе раскрылся его талант писателя-мемуариста, владеющего русским языком, литературным стилем и обладающего прекрасной памятью, выхватывавшей один за другим многочисленные эпизоды его жизни. Владение художественной фотографией дополнило его таланты и расширило многогранность его широкой творческой натуры. Его душевное и духовное богатство постоянно раскрывалось в трудовой и повседневной жизни: честность, обязательность, ответственность, любовь к окружающим и добродетель... любовь к жизни, желание жить и творить для неё, отдавая всего себя людям... Как жаль, что его научные труды и воспоминания были изданы в небольшом количестве экземпляров и были доступными лишь избранным...

Проучившись всего два года в академии, Юра сохранил доброе отношение со всеми однокашниками. Радостно встречался с ними и оставил о них самые светлые воспоминания. В конце своей книги  воспоминаний он ещё раз обращается к своим друзьям-ветеранам... "Но самое большое удовольствие было для меня — это встречи с друзьями своей прекрасной юности... И это так окрыляет, так поддерживает духовно, что ни слова ни сказать, ни пером описать. Мы сравниваем наше курсантское братство с Пушкинским лицейским братством. И действительно — в этом нашем братстве есть много общего!"

Юра с восторгом и гордостью перечисляет жизненные успехи и достижения друзей-однокурсников — в области организации, науки и практики здравоохранения, в области искусства, спорта и пр. Он по-прежнему был и остается с нами — товарищами и друзьями-выпускниками ВММА-ВМедА им. С.М. Кирова.