Версия Бета

Нина Энская
Уфф,попытка очередного рассказа.
"Версия Бета".
"Beta"--  так свекла называется. По латыни. Про нее-то и эта история. Говорил мне один эрудит родом из Ирландии, что вот, мол, не едят красную свеклу нигде в Европах. Только мангольд -- свеклу листовую. А всякие борщи и винегреты(до неузнаваемости переделанное овощное блюдо) –  лишь в бывшей Российской империи. Все может быть...про особую роль свеклы в кулинарии  я писать не возьмусь, про еще более особую роль свеклы (а также моркови,картофеля и капусты) на колхозных полях в формировании позднесоветских особенностей и развитии архетипов отечественной ментальности –  тем более –  это к "товарищам ученым" из классической песни Высоцкого.


     Моя свекольная байка локальна и камерна. Она как раз того самого темно-красно-лилового цвета, который называется "свекольным". Именно такого цвета было китайское шерстяное одеяло, потрепанное собакой...но остававшееся теплым ,  несмотря на прорехи и заплаты... Одеяло пряталось в сметане пододеяльника...
Собаки для доедания этого салата уже не было...

...Мама стала резко сдавать как раз после смерти одиннадцатилетней, но ничуть не одряхлевшей собаки.( Страдавшую псину пришлось усыпить,не дожидаясь тотального распространения метастазов)
...В какие-то дни у мамы появлялся аппетит, и я выбирала, что можно приготовить... Вареная курятина, детский творожок, овощное рагу... Однажды мама захотела свекольного салата. Понятное дело, что без майонеза, орехов и чеснока – просто свеклу, натертую на терке с яблоком.
    А я была загнана, как лошадь, на новой непривычной работе... К тому же денег и там получалось не очень много... Одну комнату мы сдавали студенту, который приходил домой очень поздно, в двух жили –  тяжко болевшая мама еще без ясного диагноза, моя старая боевая кошка и я. Ни компа, ни мобильника тогда у меня не было...
    ...Купила я вечером в ближайшем магазине свеклу. И,  назло, там не было этой аккуратной голландской "цилиндры". Не было и кругленьких, как сытые мышки, мелких свеколок псковско-новгородского урожая... Пришлось мне купить огромную "дурищу" –  и размерами, и видом корнеплод походил на морскую мину.  Дома я  вымыла свеклину  щеткой , зажгла духовку и сунула ее печься, чтобы побыстрее. Попутно я успела вскипятить чай, что-то там сделать с мамой -- дать ей лекарство, помочь умыться и т.д,  села за рабочую писанину, потом покормила кошку,  напоила маму чаем, снова села за работу, снова дала маме лекарство и т. д. –   по кругу... В духовке процесс шел ни шатко ни валко. Свеклища оставалась твердокаменнной. Я успела что-то простирать вручную или в тогдашней   машине "Фея", снова сесть за работу, снова дать маме лекарство... Прошли два или три часа... Мама проснулась от грохота и позвала меня. Я вскочила, едва услышав странный хлопок в моей дальней комнате. Кошка бегала напуганная –  хвост трубой...

     Пахло горелым. Это был мерзкий сладковатый запах фальшивого столовского кофе... Горелка погасла. Дыма почти не было. Дверца духовки безвольно повисла, как раненое птичье крыло в сентиментальном опусе... Я попыталась ее закрыть — нет, пружина лопнула. Стенки духовки искривились. К счастью, взрыв морской мины оказался карманным... К счастью ли???
[ Может быть, нам с мамой не надо было жить еще полгода — ей, умирающей от слишком поздно найденного рака, мне –  в полном безумии,плохо скрываемом от публики??? Но судьба сберегла нас –  маму –  для смерти в палате реанимации, меня –  для затяжной послежизни с виражами и лабиринтами в старательно и навязчиво маскируемой пустоте...]

       Я вытащила из духовки обмазанный сажей, покрытый шуршащими струпьями обожженной кожуры корнеплод, почистила его...
Можете себе представить??? Эта сволочь так до конца и не пропеклась, в самой серединке она была полусырая!!! Но салат из нее получился отменный...мама поела с удовольствием ( сколько там она ела –  по ложечке)... и мне горсточка осталась...

         Прошло уже пятнадцать лет.Сижу вот сейчас за компом, плачу, как это я умею.  Ребята, когда я умру –  я не заслужу цветов,  роз там всяких, да и на черта мне розы. Наверное,  на моей могиле надо будет посадить свеклу.