VI-8 Ас-аланы

Михаил Илекский
 http://www.proza.ru/2019/01/01/1092   



   АС-АЛАНЫ. Народ завоевателей, покоривший к концу первого века почти все племена и народы бывшей Азиатской Скифии. От Ас-Аланов сохранилось множество исторических и археологических памятников. Известно, что они пришли на Дон и на берега Азовского моря в первом веке по Р. Хр. с севера. Оба их имени, Асы и Аланы, имеют северный характер. Внешность Ас-Аланов, живших вдоль Дона, по описанию римского историка четвертого века Аммиана Марцеллина, отличались от других народов они были высокого роста и большой красоты; их волосы почти желтого цвета". Марцеллин знал также, что Ас-Аланы ведут свое начало, от какого то особенного рода: "Они не имеют понятия о рабстве потому, что сами происходят от благородных корней".  Прокопий Кесарийский в VI в. Историк определяет их сущность. В его время Приазовские Аланы были уже христианами. В дальнейшем называет их Акасами или Белыми Асами, а Низами называет их Алан-Варягами. В русских летописях они известны как Ясы (Яс, жен. род Ясыня). Римляне звали их также Танаитами (Донцами), потому что их основные кочевья располагались вдоль Таны (Дона). Тесные связи Танаитов с севером подтверждает и археология, указывая, что древние могилы часто находят свое подобие в местах расселения Ас-Аланов.

   Ас-Аланы занимались исключительно скотоводством и военным промыслом. Далекие набеги считались у них почетным занятием и первым удовольствием. Каждый из них любил войну, боевые встречи и опасности. Лишь того они считали достойным уважения, славы и загробного счастья, кто провел жизнь в боях и пал сраженный оружием врага. Как и полагалось воинам, были "они легки и ловки во владении оружием", которым пользовались исключительно в конных боях. Вооружение их всадников, по выводам археологии, составляли тяжелые пики, длинные палаши, кинжалы и луки со стрелами. Они же ввели в употребление прототип горско-казачьего седла с передней лукой и стременами, пользовались в боях арканами. Одевались Аланы, в куртки, скроенные на подобии казачьего чекменя, причем правая пола запахивалась поверх левой. Так же как у скифов у большинства Туранцев, Кавказцев и как у Казаков, не только в бешметах, черкесках, чекменях, но даже в форменных мундирах.

   Прокопий называет их христианами и друзьями Византии. Памятью их пребывания в бассейне Дона остались городища и могильники. Здесь Ас-Аланы просуществовали до второй половины десятого века. Они, по мнению археологов, состояли из смешанных племен и проявляли черты оседлости, ведущих культурное хозяйство, они знакомы со строительством. Вскоре после своего прихода господствующее племя Ас-Аланов воздвигло на правом берегу Дона, повыше донецкого устья, крепость из белого известняка, которой, по-видимому, и носил славянское название Белая Вежа. Хазары усмотрели в ней постоянную угрозу донскому торговому пути и переправе через Дон. В начале IX века они взяли ее с боями, разрушили до основания и в 836 г. при помощи Греков построили новую крепость Саркел, уже на своей, восточной, стороне Дона. Местные Славяне, а за ними и Русские оставили для нее старое название Белая Вежа, хотя стены ее были сооружены из красного кирпича. Во второй половине десятого века все поселения Ас-Аланского или Ясского царства кем-то разрушены.
   Теперь при их раскопках находят следы пожаров и насильственной смерти жителей. Их гибель по времени можно связать только с хазарским походом киевского князя Святослава. Эта очередная катастрофа в жизни Дона, очевидно и нашла отражение в короткой заметке летописей под годом 965: "Одоле Святослав Козаром и град их Белу Вежу взя, и Ясы победи и Касоги и приведе Киеву". В результате этой победы прекратилась цветущая и культурная жизнь многих десятков ясских и болгаро-славянских поселений на берегах Дона, Донца и Оскола. Сохранившаяся часть жителей, как известно русским летописцам, это Ясы и Черные Болгары. До 1015 г. они находились в зависимости от киевского князя, а после вместе со Славянами-Казаровцами, Касогами-Казягами вошли в состав независимой и сильной державы Мстислава Храброго. В границах этого Томаторканского княжества все они находились около ста лет. Многовековое пребывание Ас-Алан в постоянном близком общение со
   Славянами-Казаровцами и Черными Болгарами способствовало их слиянию в один народ. Во всяком случае, Ас Аланы, пройдя путь основательных славянских и туранских влияний, тоже устанавливает и археология для ранних эпох пребывания их в наших степях. К десятому веку эти процессы смешивания в один народ завершились в Полонских Бродниках и в Касаках, покрывших своим именем прежнюю Meотиду. После разорения донецко-донской Асалании, часть Аланов, во второй половине X в. перекочевала в Крым. Там они приняли на себя охрану от кочевников греческого города-колонии Херсонеса и в 1240 г., как христиане имели своего епископа. Грек Пахимер писал о них в конце 13 в. Тогда они находились уже в составе казачьей дружины темника Нагая и вместе с другими Ордынскими Казаками казались полностью отатареными, хотя оставались христианами. В 1364 г. на Синих водах, при боевой встрече с войском в. кн. Литовского Ольгерда, Татары имели трех предводителей. Один из них носил христианское имя Димитрий, второй назывался Кочубеем, т.е. так же, как Казак и Войсковой судья на Гетманщине во время правления Мазепы, а третьего звали Котлубек. Два первых, по всем признакам, были атаманами Ордынских Казаков, среди которых, по словам Пахимера, находились и Аланы. Оставшись среди Днепровских Казаков после отхода их от Крымского хана (1492г.), они сохранились до сих пор у некоторых Черноморцев на Кубани.

   Утвердившееся в археологии мнение, что Ас – Аланы в извечной части растворились между степными Славянами и Тюрками, дает основание думать, что они не исчезли бесследно, но своими остатками влились и в основной донской казачий массив, пополняя наш народ крупными, белотелыми, спокойными, настойчивыми и хозяйственными представителями Севера. С ними же в казачью среду пришло понятие "атаман" больше асаланское, чем туранское. На принадлежавшей Аланам, Земле Каска при Мстиславе Храбром проживал летописный народ Касики. После оттуда же вышли Днепровские Казаки Черкасы, Азовские Казаки, Казаки Пятигорские и Гребенские. В 1549 г., когда Казаки стали окончательно возвращаться с Северщины на Дон, они принесли с собой и, не забытое еще, племенное имя Азманов (Сары Азман). Из этого следует, что остатки Ас-Аланов влились и в коренное казачье общество на Дону.



      
        http://www.proza.ru/2019/01/01/1124