VI-7 Торки

Михаил Илекский
http://www.proza.ru/2019/01/01/1072   


   
   ТОРКИ. Крупное скифское племя, туранское по происхождению. Оно вошло в состав казачьей народности и его основное скифское имя Кос-сака или Кас-сака распространилось на племена Хазарских Славян. Их частное племенное название Тореты стало известно на Кавказе очень рано. В I-II вв. Торетов знают географы Плиний старший и Птоломей; они указаны в титуле боспорского царя Аспурга, как его подданные. Археология датирует их погребения с конем еще более ранним временем. С 5 века эти погребения исчезают на Северном Кавказе и появляются в Заволжье; с X в. они переходят на Дон, Донец и распространяются дальше на Запад в бассейн Нижнего Днепра. Так прослеживаются пути Торков до того времени, когда о них узнают русские летописцы. Долгое время они находились в границах обширной империи Ас-Аланов и, вероятно, тогда имя Тореты приобрело скандинавское значение по Тору, богу грома и молнии. С Кавказа эти народы исчезают в V в., когда там появляются завоеватели Болгары. Прежние жители Меотиды переходят за Волгу, где и проживают с Хазарами. По поручению кагана в 893 г. они начинают поход против Печенегов. Этот сильный приволжский народ, причинявший постоянные хлопоты не только Руси, и Византии, даже не устояли Печенеги под их ударами, уступив им свои земли.
 
   Некоторые Печенеги по собственному желанию остались среди Торков. В скором времени Печенеги переняли все обычаи у Торков и даже стиль их одежды: "верхняя одежда укорочена до колен, а рукав обрезан начиная от предплечья". В качестве Кас-саков и Казар Торки принимали участие в расширении границ Державы Томаторканской, но через четверть века после смерти Мстислава Храброго, под давлением Половцев уходят с Дона на Балканы. По летописи В.Н. Татищева часть Торков оставалась и в Томаторкани, где они упоминаются в 1082 г. ("История Российская", М.-Л. 1963, т. II, примечания к главе 11 -й). Византийские же хроники сообщают, что под давлением Половцев. 600 тыс. Торков отошли к Дунаю, но пережив там голод, эпидемический мор и неудачи в сражениях, их остатки откочевали обратно к Днепру. Киевская Русь в это время находилась под постоянными ударами Половцев и потому Торки, как их враги, были приняты Русами и поселились на их южных и восточных границах. Здесь они получили прозвище Черные Клобуки, или Черкасы. С древних пор в Меотиде, в царстве Хазар, в Томаторкани и теперь у Днепра эти казачьи предки много веков сожительствовали и смешивались со Славянами. Поэтому славянский язык окреп и среди них, а Черкассами в русских летописях называли Казаков до XIX в.

   Плано Карпини и Рубрукис упоминают Торков в числе народов, завоеванных Батыем, но в границах Золотой Орды Черкассы этого рода известны как Ордынские Казаки.

   Процессы их метисации приметили антропологи в обнаруженных костях из степных погребений, а о торжестве среди Торков славянского языка говорит один из первых русских историков Н. М. Карамзин. Он уверен, что имя Казаков в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первые жилища малороссийских Казаков. Торки и Берендеи назывались Черкассами. Казаки тоже. Вспомним Кас-саков обитавших между Каспийским и Черным морем. Столько обстоятельств вместе заставляют думать, что Торки и Берендеи, называясь Черкассами, назывались и Козаками.

   Дальше Н. М. Карамзин считает их народами славянизированными: "Они под именем Козаков составляли один народ, который сделался Русским, тем легче, что предки их с десятого века, проживали в Киевской области, уже сами были почти Русскими". Конечно, эти выводы были правильными только в отношении языка и религии, а не родового происхождения или быта. В этом смысле они Русскими себя не считали.




       http://www.proza.ru/2019/01/01/1115