Морской гранит

Василий Ильич Куприянов
                «Над вымыслом слезами обольюсь…»
                А.С. Пушкин

          Для меня лично эта история зародилась в стенах Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР. Именно там я впервые услышал красивую легенду о том, как камень с могилы Н.В.Гоголя волею случая стал надгробием для другого писателя, М.А.Булгакова.
     В начале 70-х годов прошлого столетия мне посчастливилось учиться в этом театральном ВУЗе в то время, когда там преподавали «мхатовские старики» (народные артисты СССР В.Я. Станицын, П.В.Массальский, С.С.Пилявская, А.К.Тарасова, А.Н.Грибов и другие), работавшие еще со Станиславским и знавшие лично автора знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Они-то и делились со студентами не только секретами актерского мастерства, но и бесценными кладовыми своей памяти. Так, об упомянутом выше сюжете нам поведал друг семьи Булгаковых, наш педагог, доктор искусствоведения В.Я.Виленкин, автор известных книг об Ахматовой, Качалове и Модильяни. Однако пора ввести читателя в курс дела.
     После того, как великий русский писатель Н.В.Гоголь был погребен в Москве на погосте Свято-Данилова монастыря в 1852 году, над его могилой возложили отшлифованную плиту с изречениями из Библии и каменный валун, именуемый голгофой. Морской гранит был специально подобран и на подводах доставлен из Крыма Иваном Аксаковым, в семье которого Гоголя любили и почитали. Являясь сыном писателя С.Т. Аксакова, автора знаменитой «Семейной хроники» и «Аленького цветочка», Иван и сам был человеком незаурядным. Талантливый поэт, публицист, общественный деятель, издатель. Будучи горячим патриотом, он во время Крымской войны вступил в ополчение, а по окончании военных действий входил в Комиссию по расследованию злоупотреблений интендантских служб на полуострове. Его имя стало синонимом честности, а меткие высказывания не потеряли актуальности и сегодня: «Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит бессовестнейший захват чьей-либо чужой земли»; «Попробуйте вразумить Западную Европу насчет России… не вразумите. У нее нет даже органа для понимания России».*               
         Но вернемся к заявленному сюжету. В 1931 году (при «упразднении» монастырского некрополя) прах Гоголя  вместе с плитой перенесли на Новодевичье кладбище. После установки в 1951—предъюбилейном -- году нового надгробия с бюстом писателя (автор -- скульптор Н.В.Томский), «крымская голгофа» оказалась не у дел. Вот якобы ее, в яме среди отходов гранильной мастерской, и увидела вдова писателя Елена Сергеевна, которая долго не могла определиться с памятником. Ей хотелось чего-то «достойного и долговечного». Выкупив и возложив камень-голгофу в изголовье мужа, она тем самым как бы исполнила волю покойного. Ведь не случайно, считая себя приемником Гоголя, в тяжелый период жизни Михаил Булгаков написал: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».
    Сейчас в Интернете можно найти массу ссылок на эту тему. Встречаются и разночтения. Увы, «подлинность» камня документально ничем не подтверждена. Да и на фото 1902 года камень-голгофа с крестом выглядит иначе, нежели булгаковский монолит. Возможно, предприимчивые работники кладбища «подсунули» доверчивой вдове камень с другой «биографией».  В общем, вопросов больше, чем ответов. Но, согласитесь, история преемственности памятника вышла занимательная и, к тому же, в духе покойного, который, по словам друзей, обожал розыгрыши  и мистификации. Не будем осуждать страдающую женщину, стремящуюся после смерти любимого мужа использовать любой повод, чтобы уберечь память о нем от забвения. К тому же прослеживается еще один факт, говорящий в пользу уместности каменного скитальца из Крыма на данной могиле. Ведь именно на территории полуострова развернулись основные действия одной из лучших пьес Булгакова -- «Бег», содержание, которой переносит нас во времена, когда этот клочок земли служил последним оплотом Белого движения на южной окраине бывшей Российской империи. Да и в судьбе нашей кочующей глыбы  ощущается  что-то общее с неприкаянностью героев пьесы.
    В продолжение темы о нерукотворных памятниках хочется упомянуть еще об одном посланце с «полуострова сокровищ», который навсегда прописался на московском некрополе. На сей раз речь  пойдет о внушительном обломке  вулканической породы, что взметнулся над прахом  великого русского актера М.С. Щепкина, жизненный путь которого завершился в ялтинской гостинице в августе 1863 г. Приехав в Крым на лечение, Щепкин кроме этого тешил себя надеждой на встречу с императрицей, отдыхавшей в Ливадии. Хотел обсудить с августейшей покровительницей финансирование актерской школы в Москве и тяжелое материальное положение начинающих актеров. По словам его ученицы А. Шуберт «…  все осталось в мечтах, до Ливадии его не допустили». Прибыв в Керчь из Таганрога и поддавшись на уговоры, Щепкин дал там два спектакля, «Ревизор» и «Москаль-чарiвник». От третьего -- из-за плохого самочувствия --  пришлось отказаться. Так же, как и от приглашения Айвазовского посетить его в Феодосии. Незадолго до смерти актер был зван в Алупкинский  дворец Воронцовых с чтением отрывков из «Мертвых душ» Гоголя. Там ему стало плохо, и хозяева поторопились отправить больного  в  гостиницу. Перед своей кончиной, по рассказам  верного слуги  Александра Алмазова, Щепкин поминал автора «Ревизора», в коем блистал в роле Городничего.               
       Отпевали актера в Ялтинском соборе. «Были придворные певчие и музыка, церемония была весьма приличная». Сам генерал-губернатор Тавриды Г.В. Жуковский присутствовал на панихиде. Следуя завещанию, похоронили М.С.Щепкина рядом с его другом, профессором Московского университета, Т.Н. Грановским на Пятницком кладбище Москвы.  Возвращаясь к надгробию, хочется сказать, что этот сгусток застывшей лавы как нельзя лучше символизирует вулкан страстей, кипевший в актерских работах Щепкина на сцене Малого театра. Обращает на себя лаконичная надпись  на мемориальной табличке «АРТИСТУ И ЧЕЛОВЕКУ». Согласитесь, что не про каждого из нас  благодарные потомки скажут: «Да, это был Человек!».                Есть свидетельство, что Гоголь так же побывал в Крыму: один- единственный раз в 1835 году. Литераторы отмечали, что после пребывания  в Сакской грязелечебнице писатель ощутил необычайный подъем работоспособности и прилив вдохновения. В 1952 году в курортном парке установлен скромный гипсовый бюст классика.      
       Нам же  остается восхищаться талантом  и духовностью наших героев и  хранить память о них.
             
              (Опубликовано в ж-ле " Полуостров сокровищ",2018,№4(35),с.94--95).
* В августе 2018 года в краеведческом музее Белогорска (Республика Крым) прошла Всероссийская выставка «О духа единственный меч – Свободное слово», посвященная 195-летию со дня рождения И.С.Аксакова. 
Статья написана для крымского журнала «Полуостров сокровищ» в год для М.С.Щепкина юбилейный – 230 лет со дня рождения.