Новогодняя сказка

Анастасия Видана
Сказка о старинном граммофоне и волшебном празднике

Старый-престарый граммофон пылился на чердаке под грудой никому не нужной рухляди. Им не пользовались уже очень давно - граммофон покрылся слоем пыли, тут и там виднелась паутина, и ему было грустно...
Днём, когда солнце заглядывало на чердак, его лучи попадали на широкий металлический раструб старинного граммофона, и от него во все стороны разбегались солнечные зайчики - совсем как в старые добрые времена, когда он был начищен и сверкал, отражая в своих боках комнату и нарядных людей - элегантные танцующие пары. Время от времени кто-нибудь из них подходил к граммофону - протягивалась рука, смешно искажаясь в отражении, - и человек аккуратно, почти не дыша, переворачивал пластинку... О, это были прекрасные дни!
Ночами граммофону снилась музыка. Ах, какие вальсы извлекала из пластинок его игла! А опера? Разве сейчас умеют так передать звук, интонацию, голос? Граммофонная музыка была тёплой, живой, настоящей - закрой глаза, и покажется, что оркестр находится прямо у тебя в комнате!
Теперь не то... До граммофона иногда доносились звуки современной музыки. Она била, ревела, стучала, гремела и скрежетала, но совершенно не грела душу... Она оглушала, настойчиво проникая в уши, но не трогала сердце... Эта новая музыка казалась механической и безжизненной - точно робот, пытающийся притвориться человеком. Услышав её, старый граммофон вздыхал, взметая облачко пыли, и становился ещё грустнее.
А за чердачным оконцем летели дни - год проходил за годом, менялись времена и люди. Дом, на чердаке которого грустил граммофон, постепенно ветшал, старели и его хозяева. Когда-то давно в этом доме жили родители хозяйки, потом она сама со своим мужем и детьми, теперь же дети выросли, разъехались, у них появились собственные дети...
Каждое лето хозяева дома ждали внуков, каждый праздник приглашали их в гости. Но их дети жили далеко, в большом шумном городе, где все спешат, бегут, торопятся, нервничают, переживают - и всё равно опаздывают везде и всюду и ничего не успевают. Так и своих стареньких родителей они тоже всё никак не успевали навестить... Старики получали от них открытки, - и это было так грустно!..
Вот и сейчас приближался очередной праздник - самый добрый, самый волшебный! Стоял декабрь, и люди готовились встречать Новый год: украшали дома, наряжали ёлки, заворачивали подарки. И только в стареньком домике на окраине никакие приготовления не велись... Давным-давно переехала на чердак коробка с ёлочными игрушками: запылились и потускнели разноцветные стеклянные шары и шишки, перепутались длинные гирлянды, измялась пушистая мишура.
Игрушки вспоминали прежние лучшие времена и рассказывали остальным обитателям чердака чудесные истории. Хрупкие шары хранили внутри отражения счастливых детских лиц, - если бы кто-нибудь поднёс их к глазам, то сумел бы просмотреть хроники множества радостных новогодних праздников - год за годом! Гирлянда тоже делилась воспоминаниями - ведь она освещала и ёлку, и подарки под ней, и праздничный стол, и собравшуюся за ним дружную семью. Мишура рассказывала о  том, как приятно пахли еловые ветви, как шептались и радостно вскрикивали дети, разворачивая подарки, как улыбались взрослые.
Старинный граммофон тоже вспоминал Новый год. В эту волшебную ночь всегда звучали особые пластинки. Ах, как он любил волшебную атмосферу этого праздника! Дети сидели под ёлкой, завороженно слушая прекрасные мелодии, а взрослые танцевали, образовывая пары, и лица их сияли. Прекрасное было время!
Однако уже несколько лет в старом домике на окраине не случалось подобных чудес. Дети не приезжали, не привозили внуков, и старики становились всё грустнее...
Нынешняя зима выдалась снежной. Дома и столбики заборов принарядились в пушистые шапки, мороз разукрасил окна волшебными узорами, кусты и деревья оделись в белоснежное кружево. Декабрь заканчивался, старый год готовился уйти, уступив место новому. Всё словно замерло в ожидании. Предчувствие праздника проникло и на чердак. Утром тридцать первого декабря старинный граммофон проснулся в предвкушении чуда. Ему снилась мелодия - одна из тех, что прежде всегда играли под Новый год. Были в ней и поскрипывание снега, и лёгкий перелив бубенцов, и шелест блестящей мишуры, и детский смех. Замечательный сон!
Но что это? Сон завершился, а мелодия продолжала звучать... Граммофон прислушался. Во дворе и в самом деле скрипел снег, раздавались взволнованные голоса и радостный смех!
Вскоре по лестнице, ведущей на чердак, затопали детские ножки. Дверь распахнулась, и длинная полоса света легла дощатый пол. В дверном проёме стояли, держась за руки, мальчик и девочка. О, какие они были хорошенькие - светловолосые, голубоглазые, улыбающиеся!
- Смотри, - произнесла девочка, оглядевшись. - Ёлочные игрушки! И мишура, и гирлянды! Какая прелесть!
Мальчик подошёл к коробке и заглянул внутрь.
- Тут всё так запылилось! Нужно чем-то протереть шары и шишки.
В этот момент на чердак поднялась их бабушка. В руках у неё был тазик с водой и старое полотенце. Граммофон едва узнал свою хозяйку - такой он не видел её уже очень давно! Обычно печальное лицо её сияло от счастья, а движения стали вдруг лёгкими,  - словно она сбросила десяток лет!
Вместе с бабушкой дети быстро отмыли игрушки, сполоснули мишуру и протёрли гирлянду. А внизу, судя по доносившимся голосам, уже установили ёлку. Вскоре она пригрелась у печного тепла, и хвойный аромат разнёсся по дому, мгновенно создавая праздничную атмосферу.
Бабушка с внучкой понесли игрушки вниз, но мальчик остался. Он был любопытен, как все мальчишки, и старый пыльный чердак манил его, точно разбойничья пещера, полная невиданных сокровищ.
"Это мой шанс! - подумал граммофон. - Вот только заметит ли меня этот мальчик? Нужно срочно что-то предпринять!"
А мальчик между тем уже разглядывал древнюю рухлядь. Ох, сколько всего интересного было на чердаке! Старинные деревянные санки с изогнутыми полозьями и резной спинкой; лошадь-качалка, совсем как в мультфильме про Щелкунчика; причудливой формы стеклянный фонарь с фитилём внутри...
Коробка с граммофоном стояла в самом дальнем тёмном углу, и мальчик вполне мог его не увидеть... Эта тревожная мысль заставила старинный граммофон действовать. Он повозился, вздохнул, выдувая пыль из металлического раструба, и, напрягая все силы, опустил лапку с иглой на пластинку, которую забыли убрать. За долгие годы на иглу налипло немало пыли, да и пластинка порядком испачкалась, а потому звук получился довольно жалким. Однако мальчик поднял голову и прислушался. Граммофон вновь шевельнул пластинку. Мальчик осторожно опустил на пол фонарь, который рассматривал до этого, и подошёл поближе. В этот момент луч зимнего солнца проник через щель в крыше и из дальнего тёмного угла разбежались весёлые солнечные зайчики. Мальчик затаил дыхание. Как красиво! Что же там такое? Он подошёл ближе.
Находка поразила его - он никогда не видел ничего подобного! Мальчик взял оставленное бабушкой полотенце и аккуратно смахнул пыль с металлического раструба и красивого корпуса неведомого механизма. Протёр изящную лапку, очистил иглу. Сдул пыль с пластинки, замирая от удивления. Граммофон нежился в осторожных детских руках. О нём так давно никто не заботился!
- Что это ты тут нашёл? - раздался голос. Увлекшийся мальчик и не заметил, как на чердак поднялся дедушка. - О, да это же граммофон! Я о нём давно позабыл...
- Он позвал меня! - мальчик поднял сияющие глаза. - Понимаешь, дедушка, позвал!
- Вот как? Ну-ну... Под Новый год случаются разные чудеса. Здорово, что ты его отыскал! У твоего прадедушки была большая коллекция пластинок. Раньше мы всегда слушали их, когда собирались вместе, да... Хорошее было время! Давай-ка приведём его в порядок и отнесём вниз!
Когда дедушка с внуком спустились к остальным, неся сверкающий граммофон и пластинки, за столом уже собралась вся большая семья: дети и внуки, тети и дяди, племянники, двоюродные и родные братья и сёстры - в этот раз приехали все!
Граммофон торжественно водрузили на низенький резной столик неподалеку от сверкающей ёлки. Ах, как тепло, как красиво было вокруг! Старинный граммофон рассматривал праздничный стол, нарядных улыбающихся людей, аккуратно упакованные подарки, перевязанные яркими лентами, на которых висели бирочки с именами, и был несказанно счастлив!
А когда улыбающаяся бабушка, разом помолодевшая на десяток лет, поставила пластинку, и волшебная мелодия заполнила комнату, а разговоры умолкли, мальчик наклонился к сестрёнке и шепнул:
- И всё-таки чудеса действительно случаются!
С тех пор каждый год 31 декабря в стареньком домике на окраине наряжалась великолепная ёлка, играла прекрасная музыка, и вся большая семья собиралась вместе. Ведь Новый год - самый-самый семейный праздник! Разве нет?