Колёсная модель общества и субъективное время

Андрей Черников
КОЛЁСНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА И СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ, ИЛИ ПОЧЕМУ КОРОЛИ СПЕШАТ, А КРЕСТЬЯНЕ ФИЛОСОФСТВУЮТ?

Все знают, что время субъективно. Нужны ли доказательства этому факту?
По нашему мнению, строгое физическое доказательство имеет ценность, ибо позволяет вывести из банального факта интересные следствия, к примеру, объясняющие: почему короли спешат, а крестьяне философствуют?

Предположим, что общество – это колесо.
Двумя горизонтальными линиями его можно разделить на три класса, которые принято называть господствующий (верхний), средний и эксплуатируемый (нижний).
Общество-колесо всё время вращается и куда-то катится (вокруг своей оси и поступательно), обычно очень медленно по сравнению с продолжительностью жизни человека, поэтому рядовому наблюдателю оно кажется неподвижным.
Но иногда наступают периоды (войны, революции), когда колесо «сходит с ума» и крутится с бешеной скоростью, перемешивая человеческую массу до мало дифференцированного состояния.

Следующий литературный пример иллюстрирует превратности судьбы.

«В детстве в хрестоматии мы читали хорошую сказку об одном короле, который разбил и рассеял войска двенадцати вражьих королей,  а самих королей забрал в плен и запряг их в колесницу вместо волов.
И было так, что один из королей, захваченный в плен и запряженный вместе с другими в колесницу победителя, непрестанно смотрел на переднее колесо и все время выкрикивал: «А колесо все вертится!» Он повторял это так долго, что на него король-победитель обратил внимание и приказал остановить колесницу, чтобы спросить, что означали эти слова.
Запряженный король ответил на его вопрос:
- Колесо вертится, часть обода, которая была вверху, падает вниз, а та, что была внизу, снова подымается вверх. То же, коллега, происходит и с людьми: раньше мы ездили на своих подданных, а теперь, о могущественный король, ты ездишь на нас.
Королю победителю так понравилась эта философия, что он посадил пленного рядом с собой в колесницу. Усевшись, король перестал философствовать, увеличив собою груз, который должны были везти уже только одиннадцать королей.» [1, С. 45]

Обычно принято измерять длину жизни человека в единицах времени (в годах).
Но, исходя из факта, что продолжительная жизнь может быть бедна событиями, а короткая наполнена удивительными приключениями и потрясающими воображение коллизиями, в нашей модели общества-колеса единицей продолжительности человеческой жизни являются значимые для человека события.
Скорость жизни человека равна  длине жизни, деленной на время согласно формуле: 
V = L / t ,
где V – скорость жизни человека (выраженная в количестве значимых событий в жизни человека в год), L – длина жизни человека, выраженная в количестве значимых событий в его жизни, t – время (в годах).

Сравним скорость человеческой жизни у представителей разных классов в нашей модели общества-колеса.

Относительно неподвижного наблюдателя разные части колеса движутся с разной скоростью. 

«… каждая точка катящегося колеса совершает сразу два движения: обращается вокруг своей оси и в то же время продвигается вперед вместе с этой осью. (…) вверху вращательное движение колеса прибавляется к поступательному, так как оба движения направлены в одну и ту же сторону. Внизу же вращательное движение в обратную сторону и, следовательно, отнимается от поступательного. Вот почему верхние части колеса перемещаются относительно неподвижного наблюдателя быстрее, нежели нижние». [2, С.19]

«… медленнее всех движутся те точки колеса, которые в данный момент соприкасаются с землей.» [2, С.19]

Выводы

1. Скорость жизни у представителей верхнего (господствующего) класса выше, чем у представителей среднего и нижнего классов.

2. Запряженный король, пересев в колесницу по милости короля-победителя вернулся в свой прежний пространственно-временной континуум, где время течет быстрее и философствовать некогда, да и незачем.

3. Медленнее всего время течёт для людей, связанных с работой на земле, в частности, для крестьян, поэтому они любят философствовать.

Литература

1. Ванек К. Приключения бравого солдата Швейка в русском плену: Пер. с чешского. – СПб., 1993. – 384 с.
2. Перельман, Я.И. Занимательная физика. Книга первая. – М.: Центр-полиграф, 2013. – 252 с.