Чамские Башни

Андрей Днепровский-Безбашенный

Чамские башни

                (Нячанг, город Вьетнама)

Волей судьбы, что меня забросила во Вьетнам, я оказался в городе Нячанг, где меня до самой неузнаваемости поразил храмовый комплекс «Чамские Башни», о котором я раньше не знал вообще ничего. Или же знал, но не больше, чем Вы о храмовом комплексе. Нячанг, это город в южном Вьетнаме, что манит туристов своим тёплым климатом и инфраструктурой, куда туристы летят, как пчёлы на мёд. Я посетил много стран в Индокитае, но Нячанг мне понравился больше всего, что говорит, согласитесь – о многом! В Нячанге есть такое понятие, что люди в мире делятся только на две части, кто был в Нячанге, и кто там ещё не был.  Я очень завидую тем, кто ещё не был в Нячанге, потому, что у них всё ещё – впереди! (поверьте мне на слово, старому путешественнику, когда новые впечатления у вас впереди, это лучше, чем позади).

- Что-что? Вам граница закрыта, и вы никогда не посетите Вьетнам…? Увы, это очень  печально! Но, если же брать от противного, вы не зря читаете эту статью! Под впечатлением от которой вы побываете там хотя бы во сне… И то хорошо! А когда хорошо, это лучше, чем – плохо, а то и вовсе никак.

Храмовый комплекс Чамские Башни, или же Понагар относится к средневековому государству Тямпа, что расположен на горе Ла-Лао. Комплекс состоит из трёх уровней, самый высокий охватывает два ряда башен, где основная имеет высоту около двадцати пяти метров. Центральное изображение храма - это каменная статуя богини По Нагар высотой 1,2 метра, сидящая скрестив ноги, одетая только в юбку, с десятью руками, держащими различные символические предметы. Еще одну скульптуру богини можно  увидеть на фронтоне над входом в храм: на нем изображена четырехрукая богиня с топором, лотосом и клубом, стоящая на буйволе. Эта скульптура принадлежит к стилю Трей-Киё в стиле Чама конца X - начала XI века. Согласно санскритской надписи тямского царя Сатьявармана в 774 году «очень черные и тощие люди, прибывшие из черных стран на кораблях, разрушили храм богини По Нагар в Нячанге и похитили основную достопримечательность». Речь идёт о разграблении храма яванцами и малайцами. Вьетнамцы, завоевав Тямпу, приняли богиню По Нагар под именем Thi;n Y A Na. и продолжили поклоняться ей в её храме в Нячанге.

Итак: не буду вас утомлять разными тонкостями иностранной истории, о которой забудете ровно через минуту, а попробую заострить ваше внимание на том, что показалось мне весьма интересным. Мне удалось побеседовать со служительницей этого комплекса, моей коллегой писательницей и по совместительству танцовщицей по имени Тин, которая отвечала мне на вопросы. (вьетнамский язык очень трудный, если услышишь, то не поймёшь, поэтому приходилось общаться при помощи электронного переводчика, что назывался смартфон, правда он притормаживал и по нему особенно не разговоришься, но основное я всё-таки понял, что имело - значение!). Я стал задавать Тин такие вопросы, которые мне чаще всего задают читатели, то есть то, что их волнует больше всего:
- Тин, скажите пожалуйста, как жить долго, богато и счастливо…? - на что Тин слегка улыбнулась и игриво склонила голову набок.
- На счёт материального блага не знаю, время всё равно всё разрушит, ваша квартира будет подарена или же продана, машина сгниёт, дети вырастут и дай бог, если о вас позаботятся, а не будут ждать вашей смерти, чтобы скорей завладеть вашим имуществом, по достижении цели теряется смысл, так как смысл жизни – эту путь к цели… Мы живём только духовным богатством, стремимся к покою души и величеству счастья. И то и другое – состояние нашей души, и вашей, в общем-то, тоже. Никому не завидуй и зла никому не желай, тогда проживёшь дольше - основные законы величия жизни.
- Скажите, откуда берутся все беды? - спросил я у Тин, на что Тин опять таинственно улыбнулась, и почему-то вдруг рассмеялась.
- Ответы стары, словно мир… - почему-то расхохоталась она, от чего я почувствовал себя неуютно. - Не с тем живёшь и не тем занимаешься… - ответила Тин, - если в вашей жизни будет хотя бы одна из этих причин, прощай гармония с собственным миром! Дальше всё будет только на нервах… По принципу от плохого; не сделаешь что-то, будешь плохой, и сделаешь,  тоже будешь плохой. Таким образом, жизнь сократится…
- Тин, скажите, а что в жизни самое главное? Мои читатели мне часто задают этот вопрос…
- Андрей, вы что, только сегодня родились? Убедить себя, это в жизни самое главное… Это основная фундаментальная и отправная точка вашего действия, что определяет вашу судьбу. Это старо и известно, ещё с основания мира… Вы русские странные люди, ведь это азы бытия, жизнь – это действие, но, перед тем, как выполнить действие, человек сначала решает, а только потом убеждает себя в выполнении действия, без убеждения действие выполнить – невозможно! Можно что-то решить, но не выполнить, можно пообещать жениться, но не жениться, не выполнить действие, действие выполняется только тогда, когда человек сам себя убеждает в его выполнении, мать убеждает себя, родить ей ребёнка или же нет, солдат убеждает, лишать ему кого-нибудь жизни, или же нет, даже из зла во имя добра… Всё остальное, это обстоятельства непреодолимой силы, погода, здоровье, любовь и т.д., то есть то, что человек не может преодолеть. В этом мире всё просто и давно всё известно, и, зачем «огород городить?».
М-да, для меня это было весьма интересно, особенно тем, что наши мысли - совпали!
- Среди русских есть странные люди, они почему-то всегда напиваются, и их обязательно тянет за руль!  Тогда о других они забывают, потому, что идут на поводу своей собственной слабости, то, что они пьяными за рулём могут кого-то убить, об этом они почему-то не думают… Это итог жизни, но всё это следствие, причина в другом, в тех людях, под флагом которых их так воспитали. Человеку так мало нужно, - увидел, как солнце встаёт, и радуйся жизни, ведь завтра может просто не наступить…, жизнь может закончится, о вас просто забудут - на что я виновато вздохнул, потупив свой взор в пол  храма «Чамские Башни».
- Вы хотя бы вздохнули с чувством раскаяния, другие же просто смеются - опять улыбнулась мне Тин.
Я первый раз в своей жизни увидел, когда на серьёзные вещи отвечали улыбкой. Потом Тин о чём-то немного задумалась, на вьетнамском сказала что-то в смартфон, и дала мне прочитать:
- Андрей, видите тот отель в сорок пять этажей, хотите я вам его покажу? Прекрасный вид с последнего этажа, видно Нячанг и всё море… - прочитал я в смартфоне.
- Конечно, хочууу…!!! - сказал я в ответ.
Мы поднялись на лифте на крышу, где вид был - просто отменный!
- Тин, скажите пожалуйста, вы на свои гонорары построили этот отель?
- Нет! У меня был богатый поклонник китаец, но умер, он благородный был человек, на память оставил мне этот отель…
- Да-а-а…! Поклонник такой благородный, что его благородство пррросто не знает - границ! Тин! Ваш отель мне так сильно понравился, что мне захотелось иметь точно такой же… - обнял я Тин нежно за талию.
- Женитесь на мне… - прошептал мне на ухо смартфон мысли Тин.
- У меня будет такой же отель?
- Нет, у вас буду я… И душевный покой… - сказала мне Тин, а после лукаво так на меня посмотрела, - я заранее знала, что вы мне ответите именно так, вам нужен отель, а ни я и душевный покой, которого вам не хватает. Вывод такой, с нашего брака толку не будет, так что даю вам – отбой!

М-да… Простота рассуждений меня просто убила, от чего я едва устоял на ногах. 
- Извините, мне некогда… - это было последнее, что я прочитал на экране смартфона.

***
- Что-что? Вы хотите сказать слова благодарности, что не зря прочитали именно эту статью, что пополнит ваш жизненный опыт? Но, если в вашей жизни сложится, что вы волей судьбы окажетесь во Вьетнаме, обязательно посетите в Нячанге «Чамские Башни», где с головой окунётесь в их древность и очень возможно, о чём-то надолго  задумаетесь! Впрочем, с Тин можете  не общаться, потому, что на все ваши вопросы она вам – ответила…

(ждать от кого-нибудь благодарности – трудное дело, её можно и не дождаться:)))

Оплетаю Вас паутинками слов, чтобы Вы по ночам крепко спали. С улыбкой и низким поклоном, российский писатель и путешественник – Андрей Днепровский - Безбашенный. Или же просто A.DNEPR. Вьетнам, Нячанг, «Чамские Башни».

                30 декабря 2018г

- Умом Россию не понять, она уму – непостижима…! (так сказала Тин, в переводе с вьетнамского на русский)