Новогодняя шутка

Валера Матвеев
               
               
Конечно, каждая история, как и большинство в нашей жизни разнообразных историй, имеет обязательную свою, какую-нибудь «романтическую»  предысторию. Так получилось, что начал с такого лёгкого каламбура. Но, чтобы до конца понять и оценить весь комизм и одновременно трагизм получившейся в результате шутки той новогодней ситуации, надо вернуться далеко назад, в 1989 год и посмотреть, какие были отношения между участниками той шутки и алкогольной обстановки в стране, сложившей в то время горбачёвской перестройки. Однако, несмотря на все минусы того момента, я считаю, что сама шутка удалась на 100%.

К концу 1989 года борьба с пьянством по-советски (вернее сказать по-горбачёвски) привела к тому, что самогоноварение достигло таких огромных масштабов, что гнали самогон даже «ленивые», никогда этим делом не занимавшиеся. Так, чтобы быть «в тренде», быть со всеми «на одной волне». Не гнали только люди «со слабым сердцем». Эта такая категория, которая вмещала в себя два типа людей одного характера: одни «уничтожали сырец», то есть выпивали будущий самогон ещё брагой, другие очень любили дегустировать «товар» во время производства, что приводило к аналогичному уничтожительному результату, только с готовым продутом.

Однако профессионализм самогонщиков рос неизмеримо быстро, качество домашнего продукта становилось «на уровне», так сказать, «мировых стандартов». Народ, даже на «приличных» застольях, «казёнке» стал предпочитать «самопальную» выпивку. Короче, самогоноварение приняло действительно всенародный характер, вошло необходимой потребностью практически в каждый советский дом, почти в каждую квартиру. Каждый житель страны, если не гнал самогон  на постоянной основе, то пробовал свои силы в этой старой новой «народной», так полюбившейся всем и каждому, забаве.

Но партия сказала: «Прекратить!», и карательные органы немедленно приняли указание к действию. Дошло до того, что стали ходить с собаками по подъездам, вынюхивать «бражников» по квартирам (по правде сказать, об этих обходах или облавах только ходили слухи, у нас в городе до такого масштаба карательные органы не дошли, а всё равно было страшно:  вдруг придут всё-таки с проверкой). Как гласит легенда, сколько человек «обезвредили» с собаками неизвестно, однако прекратили это занятие после нескольких «провалов. В результате которых собаки вместо браги находили и реагировали по запаху в квартире на прокисшие суп или борщ. Но страх того, что придут и к тебе, обнаружат у тебя играющую брагу, сохранялся на постоянной основе: «дело Сталина» живёт и процветает в каждом советском человеке, что придут и «заметут», а ещё и привлекут, унаследовали страх от своих родителей. «Стукачей» всегда хватало и тогда тоже.

… Погода 7 ноября 1989 года была великолепная, и мы договорились на демонстрации с Вадимом, вместе со своими семьями вместе пойти «на природу» после неё. Как можно упускать такие прекрасные последние «осенние подарки» природы, было самое, что ни на есть «бабское лето».

 Я пришёл домой после демонстрации переодеться, обнародовал дальнейший план действий семье, и мы стали собираться всей семьёй «с вещами». Как раз в это время ту же самую процедуру делал со своей семьёй сосед Лёшка, только собирался он на «цивилизованную» природу, то есть на свою дачу. Когда он «в праздничном порыве» позвал и нас к нему на дачу, мы ему начали объяснять, что мы договорились ехать «на природу» с друзьями. На что он наши объяснения парировал своими доводами, что это не беда, что будет только веселее, если мы и их возьмём на дачу. Вадим был, как и я «бездачный» и «безлошадный», то есть машина и дача у него тоже отсутствовали, поэтому он согласился сданным предложением практически  сразу, без лишних раздумий, так как проблемы места проведения пикника и «доставки к месту событий» отпадали автоматически.

Следует, конечно же, отметить, что, несмотря на то, что количество личного транспорта в стране заметно увеличилось, «безлошадных» граждан у нас  ещё оставалось намного больше.

День на природе прошёл просто отлично: свежий воздух, хорошая погода, шашлыки под водочку, семейный футбол, хоровое пение, а что ещё надо для хорошего отдыха? Повеселились, отдохнули и разъехались. Больше Лёшка и Вадим ни до пикника, ни после него не виделись. И совсем не думали о столь неожиданной скорой встрече.
В тот период я с Вадимом хорошо сдружился по работе, несколько раз с ним  ездили вместе в командировки и поэтому решили Новый 1990 год отпраздновать тоже вместе и со своими семьями. Решили мужики, значит, мужики и сделали. Отмечали празднование Нового года у Вадима, там нас и нашли  часа в два ночи наши кумовья. Совершенно случайно наши дети и дети Вадима пошли гулять и решили зайти к нам домой. А в это время пришли поздравить «лично» к нам домой наши кумовья, просто получилось случайное совпадение, дети с ними  встретились и сказали им, где находятся их родители. Просто чисто случайная встреча, совпадение.

 Уже вместе с ними произнесли несколько тостов, как обычно за Новый год, за здоровье, которое не должно нас покидать, за нас и наших детей, за наших живых и «ушедших» от нас родителей. Поплясали, повеселились и пошли всей компанией освежиться, погулять по ночному городу. Так сказать, пошли «на обязательную программу». Но гуляние, как обычно это бывает в новогоднюю ночь, в основном заключалось в посещении квартир всех остальных участников праздничного стол
а. Как это так, Новый год, а дома нет гостей, совсем непорядок, год пропадёт!
… В тот период времени очень модным веянием, даже, в некоторой степени, шиком

среди автомобилистов являлось под задним стеклом автомобиля иметь футбольный пятнистый мяч. А у некоторых вместо мяча лежала милицейская фуражка, тоже своеобразный «брэнд», один из последних «писков автомобильно моды».  Может для острастки, может для шарма, но модно же, даже престижно! Виктор хотя и был врач, но являлся продвинутым автомобилистом в области моды, любил разные новомодные «фишки», поэтому всячески поддерживал различные модные автомобильные веяния.
 Два этих модных явления он, очевидно, чередовал, что было моднее на данный момент, то и лежало под задним стеклом его автомобиля. Поэтому, «в порядке общей очереди», милицейская фуражка в ту новогоднюю ночь  оказалась лежащей дома. Также у женщин, что являлось второй составляющей успеха будущей шутки, в моде были как раз пальто с лёгким белым ворсом, такой «лёгкой сединой» на сером фоне, что в определённых ситуациях, в сумерках или при взгляде издалека, имело вместе с другими атрибутами некоторою схожесть с шинелью. Вот эти два момента и сыграли ключевую роль в нашей истории.

… Первой остановкой в нашем новогоднем променаде была квартира наших кумовьёв, где Вадимом и была незаметно  взята милицейская фуражка. Где он хотел с ней подурачиться или это был заранее обдуманный план его действий, неизвестно. А, может быть, где-то хотел по ситуации пошутить экспромтом, короче, неизвестно какие мысли его посетили при виде милицейской фуражки в четыре часа утра, но, что мысли были связаны с каким-то приколом, он сам не знал, наверное, с каким. Рассчитывал действовать по ситуации.

 Затем, пригубив ещё немного под пару праздничных тостов, вся компания пошли к нам, надо было обязательно зайти ко всем участникам застолья, и это было завершением променада в новогоднюю ночь, в связи с её уже скорым окончанием этой самой ночи.
      
  Пока раздевались, накрывали на стол,  а ещё и женщины поправляли свой «марафет», что крайне необходимо этой части общества сделать, Вадим тихо, никому не говоря ни слова, решил один подшутить над моим соседом Лёшкой и его гостями, которые обнаруживали своё присутствие дома весьма шумным застольем, хотя было уже около пяти часов утра.

Вадим надел пальто жены, которое с ворсом и похожее, в определённых условиях на шинель, надел милицейскую фуражку и пошёл в дверь на площадке напротив, где жил Лёшка. Время было, как я уже отметил, около пяти часов утра, а у них пир ещё находился в разгаре, потому что там гуляли все работники магазина, где работала Раиса, его жена. А «торговля» любила и умела погулять, тем более такой дружный, креативный   коллектив магазина, где работала Раиса, умел как-то особенно и с шиком, а в то же время по домашнему это делать. В магазине был очень дружный коллектив, поэтому много  праздников и просто торжеств отмечали вместе, и этот новогодний праздник не оказался исключением.

Хочу отметить также практически абсолютное сходство Вадима с артистом Николаем Караченцовым, которое я отметил для себя сразу, ещё при первом  с ним знакомстве, когда только увидел его первый раз. У него была такая же невозмутимость на лице, присущая Караченцову при общении с людьми в кино, что придавало ему ещё большую, даже почти абсолютную схожесть с лицом  с артистом. В общем, Вадим являлся бы  кандидатом номер один на Шоу двойников с известным артистом.
 
Зайдя в квартиру соседа и стоя в таком «маскарадном» виде в полумраке Лёшкиного коридора, Вадим произнёс гениальную фразу, обращаясь ко всем присутствующим, но с другой стороны просто ужасную для участников этого застолья. Однако, это было в духе времени, поэтому никому из участников стола эта фраза шуткой не показалась:

- Если есть в квартире самогон, выставьте на край стола. – Сказано было до того спокойно и профессионально, что ни у кого, даже у хозяев квартиры, не оставалось ни тени сомнения в подлинности происходящих событий, милицейская фуражка в комплексе с "шинелью" и алкогольной обстановкой в стране - это прозвучало как приговор.
Слова Вадима произвели на всех до одного уничтожающее впечатление: праздник для них неожиданно, в один миг закончился! Надо просто видеть лица присутствующих за столом, ещё пару секунд назад таких радостных и весёлых.  Сказать, что все были в шоке - это не сказать ничего! Это были лица детей, у которых забрали любимую игрушку; лица голодных, у которых забрали последний кусок хлеба; путников в пустыне, у которого отобрали всю воду; окружённых солдат, которым отрезали последний  путь к отступлению …

Компания находилась несколько секунд после фразы Вадима в таком ступоре, из которого она не смогла выйти окончательно ещё долго, практически до окончания застолья. «Казёнка», коньяк и разные вина уже давным-давно закончились, всё-таки пять часов утра, поэтому остался один, такой милый сердцу спаситель самогон, который оставался главным украшением, порядком опустевшего праздничного стола. И его, «последнюю радость» в этой ситуации хотят конфисковать! Совсем менты озверели!

 В этой немой сцене из «Ревизора», сохранил самообладание лишь один человек, настоящий мужчина! Им был Лёшкин напарник по работе Володя (с которым они бросали в ливневую трубу лом в рассказе «Водопад»). Он единственный, кто в тот нелёгкий момент не растерялся и подумал о будущем, первом утре в новом году и воровски, якобы совсем незаметно, медленным движением руки фокусника стянул со стола бутылку самогона и сунул её под стол! Хотя бы одну! Спрятал! Сегодня же и наступит это «хмурое утро»(!), а надо и «жизнь как-то устраивать», устранять столь близкий, будущий похмельный синдром!

… Уже потом наши соседи наперебой рассказывали о случившемся и «делились впечатлениями». Раиса вообще его не узнала, хотя два месяца назад «пела и плясала» с ним в одной компании, за одним столом у себя на даче. А, может быть, потому и не помнит, что было очень уж «весело». Лёха же немного узнал его (в ноябре на «природе», в отличие от всей компании, он был за рулём, поэтому был один-единственный из всей компании в тот раз  трезвый), но совсем забыл, что Вадим работает со мной вместе в одной «конторе», поэтому подумал, что пришёл Вадим по служебному милицейскому долгу, а со мной он был как просто хороший мой знакомый. Остальные знать его просто не могли, если только совершенно случайно где-то по жизни не пересекались пути.

Да, шутка удалась, но хорошо, что все были люди молодые и с крепким сердцем, а то некоторые, возможно, не выдержали бы такого новогоднего стресса. Вот такие бывают «опасные» для здоровья праздничные шутки.