Клиент всегда прав?

Сергей Гатальский
Давненько я ничего не писал, если не принимать во внимание заполнение квитанций, деклараций и разного рода анкет. А все от того, что по природе я человек замкнутый и не общительный - интроверт чистой воды. Да и с людьми я общаюсь только по службе, но так как работа моя относится к сфере обслуживания - контактов с народом предостаточно. Что же касается соцсетей и прочих новомодных развлекух, то туда я не ходок. Злые там люди обретаются, чуть что не по ним обзываться начинают, грозить, расправами всякими физическими пугают. А я так не могу, мне в общении дружеское участие требуется. Потому и живу с двумя котами  да с двумя собаками. Чего мы с ними только не обсуждали! И выборы в Америке и киевский майдан и наши победоносные ВКС в Сирии, вообщем, всю ту хрень, чем с утра до ночи забиты все «основные каналы». И что вы себе думаете? Никогда, слышите, никогда у нас дело до взаимных оскорблений не доходило, не говоря уже о лапо- или зубоприкладстве. Всегда общий язык находили - то повоем вместе, то поскулим, не то что на разных там ток-шоу происходит - вроде на программы «уважаемые люди» приходят, а грызутся, как... не хочу подбирать сравнения - животных боюсь оскорбить.
Так какого рожна ты всю эту писанину затеял, если не можешь с людьми по-человечески сношаться? - вправе спросить вы. Я отвечу. Появилась у меня причина испросить вашего совета. И появилась она недавно, третьего дня. Пытался я и ее разрешить семейно да келейно, но кошечкам с собачками на этот раз не удалось меня вразумить и успокоить душу, потому и пишу Urbi et Orbi.
Возможно, что в событии, подвигшем меня на нарушение заведенного в далеком прошлом порядка, ничего особенного и не было, но чем-то оно меня зацепило. А случилось вот что.
Приехал я позавчера по вызову к гостинице «Прибалтийская» как всегда вовремя, даже с запасом. Не люблю заставлять людей волноваться. Отзвонился. Пассажир тоже оказался сознательным - в назначенное время был у машины. Выглядел по-иностранному: пальто дорогущее - верблюжей шерсти, шарф на шее по-богемному, кожанный саквояжик. Не очень молодой, но весь ухоженный. Волосы хоть и с сединой, но аккуратно подстрижены. Усы, бородка клинышком, короче, преуспевающий буржуа из ихнего кино. Сел, поздоровался по-русски, с едва различимым акцентом.
Я их брата немало за свою жизнь перевидал, обычно с полоборота определяю кто откуда есть, а здесь что-то не срабатывало. Никак место жительства иноземца не вытанцовывалось. Но до Пулково дорога не близкая - должен разобраться. Вплоть до Благовещенского моста ехали сычами молчаливыми и только над Невой тишина в салоне была скомпроментирована восклицанием пассажира,
- Красиво у вас!
Есть у нас такое неписанное правило - если клиент молчун, то самостоятельно навязывать ему общение не рекомендуется. Однако если он заговорит первым, то имеем полное право поддержать беседу. Руководствуясь этими соображениями, а также желанием разгадать национальность и род деятельности пассажира я ненавязчиво поинтересовался,
- Вам у нас понравилось?
Мне показалось странным, что после такого простого, дежурного, можно сказать, вопроса клиент замолк вплоть до Театральной площади. Я даже в зеркало на него посмотрел, не заснул ли? Всякое, знаете, бывает, но нет - глаза были открыты, грустны и задумчивы. Тогда я подумал, что он не настолько хорошо говорит по-русски, как мне показалось сначала, и был уже готов повторить фразу, но был опережен контровопросом,
- Вам правду сказать или то, что вам приятнее услышать?
- Конечно, правду! Приятное мне могут и по Вести FM сообщить, - совершенно чистосердечно ответил я.
- Не понравилось! - без обиняков заявил иностранец.
- Что, номер в гостинице плохой или цены кусаются? - предположил я с некоторой долей симпатии к гостю заморскому.
- Да нет, с этим все в порядке, почти как везде. Номер, конечно, средней паршивости, да и стоить он должен минимум на треть дешевле. Однако - все это мелочи. Сейчас во многих странах жадность отельеров вызывает... удивление, но это ничего, моя пенсия позволяет оставлять этот произвол без внимания.
- Так в чем же дело, в людях что ли? - продолжал допытываться я, но уже без сочувствия к клиенту. Моей трехгодичной пенсии не хватило бы на одно его пальто.
- С людьми тоже, как везде. Люди как люди, только...
- Квартирный вопрос их испортил, - по-булгаковски дополнил я чужое предложение и, извинившись, попросил пассажира продолжать.
- Не квартирный, а исторический вопрос отрицательно действует на душевное равновесие ваших сограждан, - закончил мысль иностранец, не обидевшись, похоже, на мой невежливый экспромт.
- Это как понимать? - неподдельно заинтересовался я. Для многих моих коллег по извозу исторические темы входят в число приоритетных. Особенно если речь идет об альтернативных взглядах на прошлое человечества.
- Дело в том, что в вашей стране, как ни в какой другой, складывается слишком однобокий взгляд на собственную историю, - многообещающе начал пассажир, я даже отвлекся на секунду от дороги и чуть не проскочил со второго ряда поворот на Митофаньевское шоссе.
- Поясните, пожалуйса, - попросил я, удачно завершив маневр.
- К сожалению, ваши СМИ делают непропорционально большой упор на одну сторону жизни российского государства.
- Какую же, если не секрет?
- Вы слишком много и часто мочите всех вокруг.
Я даже обернулся,
- Не понял!
- Согласно прессе и остальной медиа ваша история - постоянное мочилово. Начали вы с половцев, печенег и непокорных хозар, продолжили монголо-татарами, турками, псами-рыцарями, поляками, французами, англичанами, австро-венграми с чехами, белофиннами, немцами с румынами и итальянцами, японцами. Красные мочили белых, белые красных, зеленые и тех и других, мочили басмачей и лесных братьев, афганских душманов и чеченских сепаратистов, кончаете мочить ИГИЛ (организацию запрещенную в Российской Федерации). И как в одном вашем старом фильме поется: «Уноси готовенького, кто на новенького?» Кого следующего мочконуть в сортире. Да и по телевизору у вас одна мочкотня беспристанная...
- Ну и что же в этом плохого? - удивился я, - Кто к нам с мечом придет, как говорится, а наш бронепоезд на запасном пути... Всем странам довелось повоевать, вон у вас в европах даже столетняя война была, мы до такого безобразия не докатывались еще.
- Верно говорите, воевали все и вспоминать о победах и поражениях, гордиться ими и печалиться нужно обязательно, но не все же время. Ведь война - это только часть жизни, не самая большая, к счастью, и, поверьте мне, далеко не самая лучшая. Продуктивнее, наверное, было бы о созидательной части истории больше вспоминать, да и порядок в собственном доме наводить.
Иностранец умолк. Молчал и я. Машина уже катила по Пулковскому шоссе и до конечного пункта оставалось совсем ничего. Сказанное пассажиром пока не улеглось во мне, поэтому я еще не решил, как мне реагировать на услышанное. Оскорбиться, остановить машину на обочине и замочить шпиёна-агитатора или безропотно проглотить злостный навет на отчизну. На всякий случай я глянул в зеркало. Моральный диверсант сидел скрестив руки на груди и виновато улыбался. В одном кулачке он сжимал пластиковый флакончик.
«Так это ж перцовый спрей! Ушлый сволочюга, заранее подготовился!» - догадался я и побыстрее отвел глаза. Желание мочить либераста пропало.
- Я не хотел вас расстраивать, - стал давать обратку иностранец, - как гражданина и патриота вас должны были рассердить мои слова, но вы же сами хотели услышать мое мнение о вашей Родине. Так, что не обижайтесь, я ведь высказал лишь собственную точку зрения.
- Да я и не обижаюсь! - натужно соврал я и для убедительности добавил, - У нас закон - клиент всегда прав!
- Ну и славно, ну и хорошо!
До терминала мы доехали в тишине. После расчета я все-таки задал вопросы, ради которых и была затеяна беседа,
- Вы из каких краев будете, если не секрет?
- Из Португалии.
- А по профессии?
- Учитель русского языка и литературы.
«Вот почему он так хорошо по-нашему балакает, чего ж я сразу-то не догадался» - сообразил я и нашел в себе силы пожелать на словах иностранцу того, чего в душе и не желал вовсе.
- Приятного полета! - говорил мой язык, а душа болела за наших учителей, которые на грошовые пенсии дальше своих шести соток даже в самых диких снах выбраться не могут, а этот фрукт в 4-х звездном отеле да еще в верблюде... Врет он все про свое учительство и пенсию изрядную... тут явно рука ЦРУ прослеживается. Но несмотря на резко поднявшуюся во мне волну антипатии к португальцу, даже ей вопреки я решил доиграть роль благовоспитанного, европейского разлива, шофера. Теперь мной руководила не профессиональная этика, а неожиданно проснувшаяся гордость за родимый край, хотя ватником я себя никогда не считал и считать не буду, но за культурную столицу тоже в ответе. Поэтому  напрягши  все необходимые лицевые мышцы, я скорчил напоследок некое подобие улыбки и произнес по-терминаторски,
- Аста ла виста! (бэйби я упустил из нежелания показаться слишком фамильярным).
Однако пассажир не торопился прощаться, приняв мою вежливость за чистую монету, он поблагодарил за оказанный сервис и спросил можно ли ему, в знак доброго ко мне расположения, переслать на память один интересный кадр (честное слово - лучше бы помог материально!). Я ответил, что буду только рад, пусть посылает все что хочет, номер моего мобильника у него есть. На том мы и расстались.
Послание от клиента я открыл только поздно вечером, после прогулки с собаками. Большую часть присланной фотографии занимал старый обшарпанный дорожный знак некогда белого цвета с надписью «Село Мочиловка», в полуобнимку с ним стоял мой знакомец с восторженным выражением на лице, а в нижней части знака черным маркером печатными буковками было приписано: «современное название России».
Вот ведь гад! Отблагодарил называется. Завтра поеду куплю очки для столярных работ и респиратор для малярных и никакой перцовый балончик мне не будет страшен...
Хотя, знаете, про телевизор он точно подметил, ну, нечего смотреть - одни менты да бандиты, а я за день на колесах на тех и на других до того насмотрюсь, аж тошнит к вечеру от этой братии...