Кисты- ингуши

Алихан Кистети
Так сложилось, что сегодня принято называть кистами или кистинцами часть ингушского этноса, живущего в Грузии. Давайте вкратце проследим за историей этого этнонима, его географией на Центральном Кавказе, и посмотрим, только ли грузинские ингуши являются кистами.

Одно из первых известных упоминаний о кистах, считается «Армянская география 7 века по Р. Х.», где в перечне кавказских народностей рядом с тушинами, цанарами, и другими кавказскими племенами, находятся кусты[ 1].
В последующей редакции той же Географии, среди тех же народов Кавказа, так же фигурируют кисты[2]. В обоих изданиях они присутствуют в перечне этносов Кавказа, причем во втором более правильная форма написания.
О значимости этих работ Г. Д. Гумба пишет: «Изложенные в этом разделе «Ашхарацуйца» сведения о племенах и народах Кавказа стали объектом всестороннего изучения многих кавказоведов. Благодаря исследованиям К.П. Патканова, Й. Маркварта, И.А. Джавахишвили, С.Т. Еремяна, Б.А. Арутюняна, Р.Х. Хьюссена, А.В. Гадло, Ю.С. Гаглоева, В.А. Кузнецова, К. Цукермана, Шагиняна А.К. и др. была выявлена высокая научная ценность и уникальность содержащегося в древнеармянском источнике материала по исторической географии Кавказа, были определены и уточнены места расселения многих племен и народов Кавказа.[3]».


Одно из последующих упоминаний кистов, находим в работе известного этнографа и доктора истории  А.В. Гадло. В своей книге, ссылаясь на арабские источники 9 века пишет: «В течение десятилетий арабы были не в состоянии привести к покорности санаритов, которые,очевидно, не без поддержки северокавказских соседей представляли постоянный источник тревог для арабских наместников на территории Джурзана (Грузии). Мощное восстание санаритов произошло в правление халифа ал-Мамуна (813—833 гг.), когда к восставшим, как сообщает ал-Якуби, присоединились кайситы, очевидно, соседнее племенное образование.[4]».
Как мы видим к цанарам на выручку приходят кровно родственные северокавказские кисты. Кис или киш в арабизированной форме пишутся как кайс, на что указывает арабист Крачковский: «Киш или Кис (в арабизированной форме Кайс)[5]».

Итак. Кисты на Центральном Кавказе упоминаются с 7 века. Но какова их география и к какому этносу они сегодня относятся?

Одним из первых историографов описавших локализацию «страны кистов» или Къисте (Къисте-ти, где ти окончание по аналогии с Туше-ти, Хевсуре-ти и т.д.), был царевич Вахушти Багратиони, который в «География Грузии» писал следующее: «О Кистетiи. Теперь же начинаемъ съ восточныхъ отъ Хеви кавказцахъ, ибо мы уже завершили описанiе западной ихъ части. А въ конце Хеви, где река Арагва, или Ломеки выходит на равнину, въ эту Арагву, повыше селенiя Хетадзе, впадает речка Кистская и Дзурдзукская, притекающая съ востока; она вытекаетъ изъ срединнаго между Дзурдзукетiей и Пшаво-Хевсуретiей, которая есть Пховели, Кавказа, течетъ она отъ юга къ северу и несколько по направленiю отъ севера къ западу, и длиною она отъ Кавказа до Ломека. Где же сливаются обе эти реки, тамъ между ними находится Джарiехи, огромная скала, огораживающая большую долину, утесистая, и чрезъ это она очень крепка. Тутъ стоитъ большая башня, обведенная, подобно крепости, стеною. И на этой речке, въ ущелье, выше Джарiехи, находится Кистетiя съ селенiями, строенiями.[6]».

Е. Крупнов: “средневековый этноним «кусты», прямо связанный с предками ингушей. Здесь важно отметить, что в новом списке «Армянской географии», открытом в библиотеке Мхитаристов в Венеции и изданном в 1881 г., в том же перечне народов, населяющих Азиатскую Сарматию, термин «кусты» фигурирует уже в форме «кисты». Этот термин в качестве названия одного из вайнахских племен часто встречается в средневековых грузинских источниках и архивных документах в форме «кишты». И хотя предполагается, что этноним «кишты» уходит в глубь веков вплоть до XIII в., в действительности в форме «кисты» этот термин известен был еще в раннем средневековье.
Древнее местообитание кистов или кистинцев определяется довольно точно. Это - ущелье р. Арм-хи - правого притока Терека в 22 км к югу от г. Орджоникидзе, ибо эта река и называлась по-грузински «Кистетис Цхали» и «Кистинка» в русских источниках; соседние же осетины называют ее «Макалдон»[7]».

После вхождения этих территорий в состав России, один из районов Ингушетии продолжал носить это имя и лишь во второй половине XIX века переименовывается: «такъ кистинское общество въ настоящее время называется мецхальским»[8].« «Мецхальское общество» это более позднее наименование того же Кистинского[9]».

Восточные же общества ингушского этноса; М1айистой (Майстинское или Джокольское общество), Маьлхи (Митхо или Сахановское общество) и др., будучи ингушами, так же считались кистами (дальними)[10][11].

В этой же работе известный историк и филолог Е. Н. Кушева пишет: «название «кистины»- в греческих текстах ... - обычно встречается в документах этого времени грузинского происхождения, где не редко употребляется как общее для ингушских племен название»[12].

А.Гюльденштедт, познакомившийся с нашим краем в 1770 году, писал: «Округ ингушей, или кистов, лежит между истоками Сунжи и Терека и рекой Кумбелей, впадающей в Терек. На севере округ граничит с Малой Кабардой, па западе - с Осетией, на востоке - с чеченами, на юге - с ледяными горами. Этот народ, который сам себя называет обоими названиями, может выставить в поле примерно 5 тыс. боеспособных мужчин. Они совершенно свободны и не подчиняются никакому князю, как это есть почти у всех остальных кавказских народов; ими управляют несколько выборных старейшин.[13]»

Как мы видим, одно из древних ингушских имен, в силу политических и социальных изменений 19, 20 веков, начало выпадать из употребления среди ингушей Северного Кавказа, тогда как грузинские ингуши и ныне называются кистинами.


Источники:
1. Патканов. "Армянская география VII века по Р. Х." Санкт-Петербург, 1877, с. 37
2. Патканов. "Из нового списка географии, приписываемого Моисею Хоренскому // Журнал министерства народного просвещения." Ч. 226. 1883, с.30
3. Г. Д. Гумба «Нахи: вопросы этнокультурной истории (I тысячелетие до н. э.)” 2016г., с.12
4. Гадло А.В. "Этническая история Северного Кавказа X - XIII вв." Санкт-Петербург , 1994 г., с. 163-164.
5. Крачковский. Избранные сочинения. Москва-Ленинград 1957, с. 335
6. Царевич Вахушти. "География Грузии." Тифлис 1904г., с. 151
7. Е. Крупнов «Исторические известия об ингушах // Средневековая Ингушетия, 1971 г., с. 37
8. Г. Вертепов. Ингуши// Терский сборник. Владикавказ 1892г., с. 75
9.Р. Л. ХАРАДЗЕ, А. И. РОБАКИДЗЕ "К ВОПРОСУ О НАХСКОЙ ЭТНОНИМИКЕ"// Кавказский этнографический сборник. Т. 2. Тбилиси 1968г., с. 29
10. Пантюхов "Ингуши. Антропологический очерк" 1901г., с.1-2
11. Е. Н. Кушева «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией: вторая половина XVI - 30-е годы XVII века” Москва 1963, с. 64-65
12. Е. Н. Кушева. Там же, с. 67
13. В. Аталиков. “Кавказ. Европейские дневники XIII–XVIII веков” Нальчик, 2010г., с. 184