О добродетели. очерк 11

Вячеслав Александров 2
Александров В.Г. Академик ПАНИ
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ. Очерк 11

ДОБРОДЕТЕЛЬ. Очерк 1

“Живые отличаются от мёртвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то… ничем не лучше мёртвых.” (Святитель Григорий Богослов. Творения т.5.710.) Сказано: “Вера без дел мертва”. Без каких дел? Конечно, без добрых. Сказано также и то, что Небесное царство, внутри нас и силой берётся. Какой силой? Силой принуждения себя к добрым поступкам. Почему силой?  Да потому что, если честно посмотреть на нашу обыденную жизнь, не очень то много в  ней увидим того, что можно причислить к несомненно  добрым делам, сотворённым на благо ближним. Необходимость принуждения себя к добру вызвана тем же, что и необходимость принуждения себя  при болезни соблюдать прописанный режим и глотать горькие пилюли. Грех, страсти – это не что иное, как болезнь, которую следует лечить. Первым шагом на пути выздоровления является добродетель. Давайте для себя попробуем определить то, что составляет её суть. Но мы вроде бы ответили: в её основании лежат добрые дела. Но на самом ли деле то, что считаем  благом, всегда является таковым. Возьмём наше отношение к детям. Чего только многие из родителей не предпринимают, дабы оградить своё любимое дитятко от любых неприятностей и трудностей. В результате к своему совершеннолетию они остаются ни чему не наученными, не способными самостоятельно справиться с малейшими проблемами. Родители при этом совершенно искренне думали, что всё делают для пользы детей, а на деле такого рода забота явилась несомненным злом.
Посмотрим на то, что  делаем когда, как мы считаем, приобщаем себя к духовной, религиозной жизни. Многие из нас  регулярно ходят в Церковь, приобщаются Святых Тайн, подают милостыню, соблюдают заповеди и … успокаиваются на этом. Именно за это Христос и порицал фарисеев. Соблюдение внешних форм ведения добропорядочной жизни, конечно важно, но если кто из нас на этом останавливается, то совершает, по меньшей мере, двойное злодеяние. С одной стороны, мы лишаем себя возможности  подниматься на всё более высокие ступени совершенствования; с другой – вводим в заблуждение окружающих по поводу правды о вере. Глядя  на фальшивость нашей добродетели, люди  начинают вообще отрицать религиозную практику. Самые главные удары по вере, которая  только начинает зарождаться в душе человека, наносятся посредством ханжества и лицемерия людей, считающих себя “воцерковлёнными”.
Много  вреда и нам, и окружающим нас в быту, на работе приносит неверное представление о том, что является  добром для нас.  Мы часто наносим себе прямой ущерб, увлекаясь, например, неестественными диетами, следуя странностям моды; тратя время на глупые и опасные виды отдыха.  Начиная от “безобидных” тусовок- вечеринок, заканчивая ….   Но хуже всего то, что мы своим представлением о благополучной жизни и здесь вводим окружающих в прямое искушение злом: ибо люди нам начинают завидовать, или раздражаться нами, или презирать и пр.,  либо, устремляясь вслед за нами, попадают в западню страстей. Епископ Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: “Берегись делать добро падшего естества”. 
Если просто соблюдаем заповеди – это ещё не добродетель. Что говорится в них: ни убий, не укради, не прелюбодействуй.  Разве, это какие-то особенные требования. Любой человек, находясь в здравом рассудке, скажет, что это естественные нормы общежития. К добрым делам, конечно же, необходимо относить исполнение нами нравственных норм, но воспламенить веру в добро у других людей мы способны только тогда, когда совершаем внутреннее делание, т.е., очищаем свою совесть от скверны зла и лжи. Истинную добродетель проявляет тот из нас, кто следит за тем, чтобы окружающие люди по его вине не становились, по крайней мере, более слабыми и зависимыми от греха.
Феофан Затворник считает: “ Христианские добродетели не могут быть порождены одним действием ветхого человека, подверженного влиянию греховных страстей”, они “являются вышеестественными, ибо неисполнимы одними усилиями его естества… Они принадлежат природе, обновлённой и преображённой благодатью”. Человек, для приобретения добродетелей должен прилагать усилия, обеспечивающие устранение из жизни души страстей. “Истинная добродетель состоит в победе самого себя, продолжает Феофан, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией и побеждать благим – злое, побеждать смирением, гордость, кротостью и терпением – гнев, любовью – ненависть”. 
Любое совершаемое дело необходимо рассматривать не только с точки зрения внешнего результата, но и с позиции намерений, которые лежат в основании дела. Изучая материалы по рассматриваемому вопросу, я нашёл такую историю. Трое строителей работали на возведении храма, перенося кирпичи. Каждому задали вопрос: что он делает?  Первый ответил: “Таскаю кирпичи”; второй: “Зарабатываю деньги”; а третий сказал: “Строю храм”. Хотя все трое исполняли одинаковую работу, но при этом внутреннее побуждение у них было разным. Все трое участвовали в сотворении доброго дела, но по- настоящему добродетельным был третий, ибо он, при этом, возводил и  храм  своей души. Поэтому, желая создавать по-настоящему добрые дела, нам необходимо для этого проявить РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ.