Джуди позвонила утром:
– Приезжай, и чем скорее, тем лучше: у меня для тебя новогодний подарок.
Я удивилась: до Нового года почти месяц, а о том, что друг другу подарим, мы договорились давно: я ей – набор «Лагостина» («Хватит на поцарапанных сковородках готовить!»), а она – календарь с фотографиями картин художников Нунавута («Вряд ли ты когда-то в ту даль доберёшься»).
Через час я была у неё.
Мы о чём-то говорили – вернее, говорила я, потому что всегда разговорчивая Джуди только кивала в ответ и загадочно улыбалась.
Наконец, я не выдержала:
– Послушай, зачем ты меня позвала? Почему смотришь так странно? Плохо выгляжу? Немудрено: руку вчера ошпарила, и ведь знала, что чайник кипит…
– А ты ничего не заметила? – улыбнулась Джуди. – Ходишь мимо, а главного не замечаешь.
Я огляделась: всё, как всегда. Беспорядок? – так он у неё постоянный: на столе завал из бумаг, немытые чашки на столике у дивана…
– Боже мой… - в простенке между окнами висела картина. – Боже мой.
Узкая, но высокая: - метр в высоту, не меньше - картина не походила ни на одну из виденных мною раньше.
Величавые горы, искрящийся снег, вишнёвое дерево, одинокий монах с чашей в руках.
Безмолвие и спокойствие во весь холст.
И не только в холст.
– Мартин Бопре, – сказала Джуди. – Я увидела это чудо в витрине художественной галереи – ты ее знаешь, на Джарвис и Кинг, и не смогла пройти мимо. Нравится?
– Не то слово.
– Но это ещё не всё. – Джуди достала роскошный чёрный альбом. – К картине прилагается бонус: альбом репродукций. Бери, бери: это твой.
– Джуди…
– А в субботу, – она улыбнулась, – мы едем на встречу с Мартином Бопре. Не забудь взять альбом для автографа.
***
Я подготовилась к встрече.
Прочитала об этом художнике из Квебека всё, что нашла в Сети:
Минимум деталей – и максимум смысла.
Не суета, не натюрморты или портреты – но воплощение чувств.
Картины наполнены радостью, светом и удивительной безмятежностью.
У художника своя техника: он добавляет в краски кристаллы Сваровски, песок и чернила.
Каждый год летает в Японию и Таиланд: медитирует, набираясь вдохновения и просветления.
Пишет под музыку: в ней нет слов – только негромкая, кажущаяся однообразной мелодия.
Если мелодия не помогает достичь глубины, Бопре ставит запись барабанного боя.
***
Дерутся мальчишки.
Песок – в лицо, совочки, машинки – оружие.
И неважно, кто начал первым: важно, что царствуют ярость, обида и злость.
Прибегут мамы, разнимут дерущихся, отмоют, отчистят, пожалеют, накажут.
Со временем всё забудется.
Но не уйдет без следа.
«Если сбросить ядерную бомбу на исландский вулкан***, ледник обрушится в Атлантический океан, изменит течение Гольфстрима и в конечном итоге уничтожит американские города».
«Если сбросить на Йеллоустонский вулкан ядерные боеприпасы гиперкалибра, исчезнет весь континент».
Это не бред сумасшедшего: это выдержки из статьи доктора военных наук.
А в стране, намеченной жертвой, прочитают статью и подобные ей, схватятся за голову и придумают план страшней этого.
Государства вокруг задрожат от страха и попросят оружия и военных баз для защиты.
Зеркальный ответ, адекватный ответ, симметричный ответ… что там еще бывает?
И неважно, кто начал первым: разливаются в мире мегатонны разрушительной энергетики, ненависти и лжи.
Один человек составляет план: уничтожить страну, которая ему не по нраву.
Другой в отдалённом скиту становится на молитву: ночью тише – молитва звонче.
Третий сочиняет светлую музыку.
Четвёртый пишет картину: горы, дерево, одинокий монах с пустой чашей.
В эту чашу люди положат монеты, хлеб или рис, и монах ответит им благодарностью.
Дающий – и получающий: всё связано в этом мире.
Чаша мала.
Но в ней – благодарность, щедрость и доброта: то, что побеждает вселенское зло.
***
Новый год.
Добрые планы, мечты и надежды.
Пусть они сбудутся!
Пусть никто и ничто не помешает им сбыться!
-------------------------------
http://www.martinbeaupre.com/en/bio.php