5. Остров Хоккайдо, город Саппоро другая Япония

Владимир Маркин
Если спросить любого японца, живущего в Токио, Осаке, или Нагасаки, что представляет собой остров Хоккайдо, то ответ будет примерно такой: там холодно, много снега и долгая зима. Еще все знают очень популярный ежегодный снежный фестиваль в Саппоро, на который приезжают туристы со всей Японии и других стран. Для большинства японцев второй по величине остров – это далекая северная провинция и снежная экзотика. По-японски название Хоккайдо записывается тремя иероглифами и в дословном переводе на русский значит «Дорога к Северному морю».

Вопреки всем представлениям о Японии, как о стране с большой плотностью населения и нехваткой земли, Хоккайдо никак нельзя назвать густо населенным. На острове с территорией, по площади превышающей Бельгию и Нидерланды вместе взятые, проживает всего пять с половиной миллионов человек, что составляет чуть более четырех процентов от общего населения страны (население Японии  - 126 миллионов). Причем, в административном центре острова, городе Саппоро, проживает два миллиона жителей. Это пятый по величине город Японии. Этот большой остров не разделен на отдельные префектуры, а представляет собой единственное в Японии губернаторство Хоккайдо.

Большую часть острова занимают горы; два горных хребта протянулись через весь остров. Много потухших вулканов, представляющих собой покрытые лесом сопки, но есть и несколько действующих. Самая высокая гора острова – Асахи, высотой 2291 метр, слабо активный действующий вулкан. Последнее его извержение было в XVIII веке.
 
Равнины занимают всего лишь треть поверхности Хоккайдо. Там, где со склонов гор стекают многочисленные реки, и сосредоточена вся жизнь острова, там находятся основные города и поселки. В основном, это центральные, южные, а также прибрежные районы. Практически все населенные пункты соединены железной дорогой и сетью автомобильных дорог.

В 1988 году было закончено строительство подводного железнодорожного тоннеля под Сангарским проливом, который связал Хоккайдо с главным японским островом Хонсю. Это уникальное инженерное сооружение проходит на сто метров ниже уровня морского дна, на глубине 240 метров. Длина его подводного участка почти 24 километра, а общая длина тоннеля  -  54 километра. Недавно тоннель был отремонтирован и обновлен, и в марте 2016 года по нему открылось движение высокоскоростного поезда синкансен. По этой, самой скоростной в Японии линии ходят поезда по маршруту Токио – Хакодате (город и порт на юге Хоккайдо). Дорога  протяженностью 863 км занимает 4 часа 2 минуты.  Ведутся работы по продлению этой ветки до города Саппоро, но из-за сложного горного рельефа острова и множества тоннелей строительство трассы закончится еще не скоро, лет через десять.

В этом нашем путешествии после посещения Саппоро мы побывали в интересном городе Хакодате, а затем на синкансене отправились в Токио. Об этом я расскажу в последующих очерках.
 
Ездить на синкансене удобно, но очень дорого. Гораздо дешевле добраться из Саппоро в Токио на самолете. Несколько авиакомпаний совершают более полутора десятков рейсов в день по этому маршруту.
 
В историческом плане Хоккайдо никогда не был исконно японской территорией. Его коренные обитатели  -  айны. Тысячу лет назад они жили по всему Хоккайдо, на юге Сахалина и Курильских островах, а также населяли северную часть острова Хонсю. Японское государство постоянно вело войну с этими «дикими» племенами, постепенно оттесняя их на север. Внешне айны заметно отличались от японцев. Их мужчины имели густые черные бороды, а женщины наносили на лицо и тело замысловатые татуировки. Ученые-археологи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, откуда пришел этот народ и кто его ближайшие «родственники».

В XII-XIII веках отряды японских самураев добирались до Хоккайдо, но только в середине XV века несколько самурайских семей основательно закрепились на самом юге острова, на побережье Сангарского пролива. Первым таким опорным пунктом стало поселение Мацумаэ. Восточнее по берегу, в удобной бухте на входе в Сангарский пролив появилось еще одно поселение, которое получило название Хакодате.

Колонисты пытались продвигаться на север, но встречали активное сопротивление со стороны айнов. Лишь в конце XVIII века, когда на Курильских островах появились русские промысловики и казаки и стали торговать с айнами, японцы предприняли несколько успешных экспедиций на север Хоккайдо и на Сахалин. На побережье появились новые поселения, а айнам было запрещено торговать с русскими.

Настоящее, целенаправленное освоение острова Хоккайдо началось лишь в эпоху Мэйдзи, в 1868 году, когда к власти пришел новый молодой император, и Япония взяла курс на открытость и полную модернизацию страны. Впрочем, предпосылки к этим переменам произошли несколько раньше. В 1854 году американцы вынудили Японию подписать договор о торговле и открыть несколько портов для американских кораблей. Год спустя, Российская Империя подписала с Японией аналогичный договор (Симодский трактат). Для русских кораблей были открыты порты Симода, Хакодате и Нагасаки. Недалеко от Токио для торговли с иностранцами был построен новый порт Йокогама.
 
В 1865 году в западной части Хоккайдо, на берегу Японского моря, был построен порт Отару, а спустя три года по указанию нового императора в тот район была направлена большая экспедиция с целью найти место для строительства города, который будет новым административным центром острова. В том же году на равнине между горами, в долине реки Тоёхира, недалеко от побережья, был заложен новый город, получивший название Саппоро.

Как раз в 2018 году административному центру губернаторства Хоккайдо исполнилось 150 лет. Саппоро - город очень молодой, ровесник российскому Владивостоку, и его можно назвать самым неяпонским городом Японии.
Когда первые поселенцы прибыли на место нынешнего Саппоро, то там был густой лес и небольшая деревушка айнов неподалеку. Специально созданная комиссия по развитию острова Хоккайдо, работавшая тогда в городе Хакодате, обратилась за помощью в развитии новых земель к американскому правительству, и президент Грант в скором времени направил в Японию своего спецпосланника.
 
С помощью американских архитекторов был разработан четкий план застройки города. Широкие прямые улицы Саппоро пересекались под прямым углом и напоминали планировку американских городов того времени. В отличие от других японских городов с многовековой историей, новый город не был стеснен традиционными рамками и границами. В старых японских городах, на извилистых узких улицах, существовавших на протяжении нескольких веков, дома строились и перестраивались, городская застройка постоянно уплотнялась. В наше время на тех же улицах стоят уже обновленные дома, но так же, практически впритык друг к другу, растущие в основном вверх. Отсюда и городская скученность, и нехватка земли. В Саппоро же такой проблемы не существовало, город постепенно рос и расширялся, и места под застройку было предостаточно.

Старинных зданий в современном Саппоро, в отличие от Владивостока, сохранилось очень мало. Прежде всего, это старый дом губернатора Хоккайдо, построенный в 1888 году в стиле американского необарокко – из красного кирпича с зеленой крышей. Сейчас там музей, в одном из залов которого представлена экспозиция, посвященная северным территориям: Курильским островам и южному Сахалину. В хранилище этого здания хранится архив, вывезенный японцами в 1945 году с Сахалина.

Другое старинное здание в центре города – дом с часовой башней. Построен он был в 1878 году и принадлежал сельскохозяйственному колледжу, первому учебному заведению Саппоро, основанному в 1876 году. На основе этого колледжа в 1918 году был образован Императорский университет Хоккайдо.

Мировую известность Саппоро получил в 1972 году, когда принимал зимние Олимпийские игры. К этому событию в городе была открыта первая линия метро. Сейчас здесь уже три линии метро.   

Основная сетка городских улиц в центре города, построенная в конце XIX века, сохранилась до сих пор. С востока на запад, на полтора километра протянулся главный городской бульвар Одори. Его ширина – сто метров, и это, вероятно, самая широкая улица в Японии. Вдоль бульвара возвышаются современные здания, в которых расположены офисы различных компаний, банки, дорогие магазины. В начале бульвара стоит старая телевизионная вышка 1958 года, с электронными часами, на смотровую площадку которой поднимаются сотни туристов чтобы с высоты посмотреть на город и окружающие его горы. Проезжая часть на бульваре не широкая, а по центру раскинулся настоящий парк, с фонтанами, красивыми цветочными клумбами, где можно отдохнуть в тени высоких деревьев. Это одно из любимых мест отдыха горожан. Но самое интересное, что под землей, на всем протяжении бульвара, находится целый подземный город с множеством магазинов, кафе, ресторанов. Здесь соединяются несколько станций метро. Еще одна подземная улица пересекает бульвар и проходит с севера на юг от железнодорожного вокзала. Зимой здесь можно согреться, а летом в непогоду укрыться от тайфуна.

Зимой на бульваре проходит знаменитый снежный фестиваль: сооружаются огромные ледяные фигуры, украшаются подсветкой, и тысячи горожан и гостей города приходят посмотреть на красочные светомузыкальные шоу.
Зимы на Хоккайдо очень снежные. Снегу выпадает раза в два или три больше, чем у нас в Челябинске, но сильных морозов не бывает. Горнолыжные курорты Хоккайдо, бывшие олимпийские объекты, находящиеся недалеко от Саппоро, пользуются у японцев большой популярностью.

Летом здесь редко бывает такая изнуряющая и удушливой жара, как в Токио или Осаке. Многие японцы с юга приезжают в Саппоро в августе, в праздничную неделю, чтобы отдохнуть от жары. Но летний сезон, с мая по октябрь - это сезон тайфунов, и тут уж как повезет. Если тайфун придет, то сутки или двое на улицу лучше не выходить.

Более подробно о жизни в Саппоро, в этом великолепном самом северном японском мегаполисе и самом неяпонском городе Японии, я расскажу в следующем очерке.