Глава 5 - Гнев есть источник обиды

Ворон Николай
Я – СЛОН

Опыт личного погружения в индийские Веды

Глава 5

5.1. Гнев – источник обиды

Начнем разбираться с тем, к чему может привести неудовлетворенное вожделение. Возьмем опять  пример из яркой жизни Александра Великого.

Став властителем Азии, он поначалу принял лишь внешние стороны восточного величия – роскошные одежды, гарем, пышные придворные церемонии. Он пытался править персами так, как правили ими их прежние цари. Но он не требовал соблюдения этих церемоний от своих неприхотливых, но гордых македонян. Начиная же с осени 330 года до н.э., он ввел уже для всего своего окружения церемонию простирания ниц с целованием ног царя, например. Этим он вызвал глухой ропот привыкших к простоте нравов своих соратников, что, в свою очередь, привело к целой череде заговоров против него…

 Александр поддался гневу. Да и откуда было взяться выдержке и мудрости в неполных двадцать пять лет. Так, даже за пассивное участие в одном из заговоров, он приказал казнить одного из ведущих своих полководцев Филота, а тот даже под пытками не признался в своем злом умысле. Мало того, возросшая подозрительность, вечная спутница гнева, толкнула Александра приказать убить и отца Филота, полководца и соратника еще царя Филиппа – Пармениона. В гневе же Александр приказал казнить даже своего историка и философа Каллисфена, который осмелился в одиночку возражать царю и открыто критиковать новые придворные порядки. Позднее, он уже лично убил Клита Черного, командира своих телохранителей. Историками отмечено, что на почве гневливости и деспотизма у Александра начала развиваться паранойя, предвестница безумия…

Воистину, гнев - наш внутренний враг. Причём интересно, что сейчас, в нынешней культуре, гнев выставляется как некое чуть ли не героическое качество. Так считается, что настоящий герой это тот, кто убивает, уничтожает своих врагов.
При этом игнорируется то, что гнев разрушает здоровье самого человека, как это случилось с Александром, и разрушает его отношения с другими людьми. Гнев - это такое качество, которое всегда связано с энергией разрушения. Либо это - разрушение своего собственного здоровья, когда человек гневается или злится на себя, либо, когда гнев обращён на других, тогда он обычно приобретает определенные формы насилия. Но гнев разрушителен всегда либо для самого человека, либо для внешней среды.

С другой стороны, индийский мистик Ошо утверждает, например, следующее.
Если ваше дело — конфликт, то пусть будет так. Тогда не пытайтесь навязать никакой ложной гармонии поверх конфликта, поскольку ложная гармония никогда не будет истинной, она никогда не будет удовлетворяющей. Она безобразна. Истинный конфликт прекрасен — более прекрасен, чем навязанная гармония, потому что в этом случае конфликт продолжается глубоко внутри в виде обиды. Вы никого не обманываете, вы только думаете, что обманываете. Реальность нельзя обмануть, вам придется страдать от последствий той же обиды.
 Если конфликт является вашим делом, то пусть так и будет.  Он не имеет отношение к гармонии, он относится к состоянию приятия. Если конфликт — ваше дело, и вы допускаете его, то он является вашей гармонией, вы будете в гармонии со своей природой.
Так что первое: вам не следует навязывать себе ничего, иначе вы упустите свой путь.

  Каждому очень приятно и радостно делать свое дело, но какую следует занять позицию, если в ваши «дела» входят в конфликт?  Пусть будет конфликт. Все, что случается, случается. Что вы можете сделать? Конфликт должен быть воспринят с большим уважением. Вам бы не хотелось иметь конфликта, но это нежелание - от вашего эго. Если Бог желает, чтобы был конфликт, он должен быть. Расслабьтесь, и пусть конфликт будет.
Что бы ни случилось, в вас должно быть полное приятие этого — и действия, и последствия. Если конфликт приносит несчастье, то его нужно принять. Вы должны течь с рекой, куда бы она ни вела. Если она ведет на юг, хорошо; если она ведет на север, хорошо; если она никуда не ведет, хорошо. Это полное доверие.
Когда вы уступаете, вы не пребываете в состоянии приятия. Если вы уступаете, то вы уступаете против себя. В этом нет нужды. Лучше  проклинать, чем уступать. «Уступать» означает, что вы делаете это с неохотой, но все же делаете — ради гармонии. Но гармония упускается с самого начала. Вы скажете что-то на словах, это будет у вас на устах, но ваше существо отвергнет это, вступит с этим в противоречие. Ваше существо будет широко оповещать об этом — глазами, лицом, жестами, всем. Ваши слова не смогут спрятать этого.
Поэтому таким путем ничего не достигается. Вы уступаете, вы теряете свою собственную внутреннюю гармонию, но из этого не создается внешняя гармония. Внешняя гармония приходит только в том случае, если есть внутренняя гармония.
Если вы гневаетесь, гневайтесь. Рискуйте всем. Тогда вы будете в гармонии. Когда вы гневаетесь - вы не фальшивый. И когда вы любите - вы не фальшивый. Тогда вы надежны.

Это новая революция, происходящая по всему миру, новая психология человека. Ушли дни подавления, ушли подавленные люди. Они никогда не жили, они только притворялись. Они были пустыми жестами. В их жизнях не было интенсивности.
Монотонный человек, он бедный человек. Он не радуется своей жизни — он также не разрешает никому другому радоваться своей жизни. Где бы он ни был, он будет мертвым грузом, он будет делать людей серьезными, мрачными, неживыми. Не становитесь такими, быть таким — это быть грешником, если это называется грехом.
В гневе гневайтесь. Не уступайте. В любви любите. В ненависти ненавидьте. Будьте искренними, в гармонии с самим собой. И тогда случится чудо: когда вы в гармонии с самим собой, вы начнете быть в гармонии с другими людьми, и они начнут уважать вас. Вы подлинный, вы основательный человек. Вы не пустотелый, вы реальный, у вас есть спинной хребет.

Живите своей жизнью, что бы она ни принесла... Если иногда она приносит конфликты, то это необходимо. Шторм тоже необходим. Шторм так же необходим, как тишина. Гнев так же необходим, как и сострадание. В жизни требуются все полярности.
И тогда случится чудо. Тогда другой человек начнет чувствовать, что вы истинный, тогда постепенно через это уважение, через эту любовь конфликт исчезнет. Между двумя фальшивыми людьми всегда конфликт. Конфликт — это следствие пребывания вместе двух фальшивых людей. Когда вместе живут два истинных человека, конфликт мало-помалу исчезает, поскольку они начинают понимать друг друга и нет путаницы, нет возможности для какой-либо путаницы. Все ясно, прозрачно. Конфликт исчезает без всякого риска для вашей внутренней гармонии. Тогда и вы, и другой человек — оба в гармонии.
 Но первый шаг — это быть во внутренней гармонии с самим собой. Только тогда вы можете быть в гармонии с другими, иначе нет. Если вы не достигли внутренней гармонии, как вы можете достичь внешней? Упущено основное…

Как видно, Ошо, скорее всего, оправдал бы Александра Македонского в его гневе. Но все дело в деталях, в контексте, в конкретных условиях  проявления гнева. Нельзя допустить, чтобы он стал содержанием и целью вашей жизни. Пусть он останется быстро проходящей эмоцией повседневности.
Как возникает гнев? Индийские Веды позволяют в этом разобраться.

В них отмечается, что негативная психическая энергия отравлена эгоизмом. Сама психическая энергия ничего плохого в себе не несет, но когда она отравлена эгоистической силой, то у человека появляется чрезмерное напряжение в нижнем энергетическом центре (чакра Муладхара) и вырабатывается негативная энергия апана, которая постепенно начинает подниматься вверх. Она может дойти и до зоны переносицы. Здесь находится центр воли человека. Там же находится и центр его гнева, центр его решимости.
Человек начинает испытывать сильное увеличение чувствительности, он уже не может терпеть сложившуюся ситуацию. Его гнев разгорается, разум отключается, человек становится опасным.

Гнев возникает всегда неожиданно. Приходит время, и он проявляется. Появляется сильная неудовлетворенность чем-то, сильное желание, сильное ощущение своей правоты, сильное ощущение неправоты другого человека. Так делает сам гнев. Энергия эгоизма полностью затуманивает разум. На какой-то момент разум прекращает нормально функционировать. Человек ведет себя как животное. Ему кажется, что он прав, и все остальные неправы. И он готов на любые меры, чтобы уничтожить мнение другого человека.
В это время у него краснеют глаза, т.е. первый признак гнева – это покраснение глаз. Взгляд становится злым и ненавистным. Человек начинает тяжело дышать, тогда надо его опасаться. От такой реакции нет никакой защиты. Человек в это время становится абсолютно безумным.

Потому нужно учиться сдерживать свой гнев. Это значит, что если надо кого-то наказать, то наказать нужно, когда гнев уже кончился. Надо его пытаться сжечь, а не подавлять. Однако сделать это очень сложно.
Гнев и злость — это чувства сильного возмущения и негодования. Это крайняя форма раздражения. Эти эмоции появляются тогда, когда ситуация выходит из-под контроля. Каждый человек хочет контролировать ситуацию — так он себя чувствует спокойнее. Но не всегда это удается. Вот когда это не удается, тогда появляется гнев, который может перейти в физическое насилие для того, чтобы изменить ситуацию.
В Библии про зло сказано: «Пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его».

Каждый человек испытывал в своей жизни гневные чувства, и нет в этом ничего плохого, потому что каждая эмоция человека выполняет для него позитивные функции. Главное — понять, для чего нужны эти негативные эмоции и какие цели они преследуют.
А последствия их очень сильные. Если вы не выражаете гнев открыто, а сдерживаете, то он, не найдя выхода, остается внутри вас. Эта энергия начинает разрушение организма и постепенно трансформируется в болезнь. Но если же вы реализуете свой гнев, то есть, открыто выразите его, проявляя насилие, то и получите в своей жизни ответное насилие, причем, не обязательно от этого же человека. Подобное притягивает подобное.

Если человек постоянно подавляет в себе такие эмоции, как раздражение, гнев и злость, то начинают страдать печень, суставы, органы дыхания и другие органы и системы организма. Невыраженные чувства начинают накапливаться в тех органах, которые ответственны за их выражение.
Вот пример. Печень со своей желчью отвечает за вспыльчивость. Подавленный гнев и вспыльчивость сначала вызывает воспаление желчного пузыря и застой желчи, засорение желчных путей, а со временем эти невыраженные горькие чувства откладываются в виде камней. Ведь должно же быть материальное выражение накопленных эмоций.
Суставы же ответственны за приведение в действие этих агрессивных чувств, что приводит к их воспалению. В итоге — ревматизм, бурсит, вывихи.

Получается, что выражать свой гнев плохо, а сдерживать — не лучше. Так что же делать?
Некоторые советуют: если у вас накопилась злость, гнев и раздражение, то начните колотить подушки. Пар выйдет — и вам станет легче. Другие считают, что лучше открыто заявить человеку, на которого вы сердитесь, о своем отношении к нему. То есть взять и накричать на него.
Конечно, можно и более просто — изменить свое мировоззрение.
Но это кому как нравится. Кто-то предпочитает грубую физическую силу, а кто-то работу ума. Работает и то и другое. Важно не просто освободиться от гнева, а трансформировать его. Но это зависит только от самого человека. Поэтому глупо не только выражать свой гнев, но и вообще его производить.
Гнев всегда прилагается конкретно к кому-то. Следует знать, что обычно подавленный гнев проявляется как обида, обидчивость. Когда человек обижается, это и есть скрытое проявление гнева. Физиологически он формируется точно так же как и открытый гнев, который еще называют мужским. Только подавленный (женский) гнев имеет скрытую природу, а мужской гнев - явную. В этом вся разница.
Мы говорим о действительном внутреннем враге человека, который порождает такую неприятную эмоцию как обида. Обида прячется внутри человека часто в виде серьезных болезней. Гнев идет наружу в виде неконтролируемых действий и ведет к нарушению разума.

Обида — это чувство, которое возникает у человека тогда, когда, как он считает, к нему относятся несправедливо. Оно возникает в ответ на причиненное огорчение, оскорбление, дурной отзыв, насмешку, причиненную боль, побои, убыток. Обида, как сказано, — это глубоко подавленный гнев.
Человек, который обижается, хочет, чтобы к нему изменили отношение. Относились бы с большим вниманием, уважением, любовью, чтобы ценили.
Но обида, как способ изменить отношение окружающих к себе, ужасна. Эта эмоция несет в себе скрытое пожелание смерти тому человеку, который причиняет обиду. И эта агрессия, направленная на другого человека, затем разворачивается против самого автора и превращается в программу саморазрушения.
Задача, при этом, не просто простить своих обидчиков, а буквально пересмотреть всю свою жизнь. Вспоминайте каждую ситуацию, в которой у вас были обиды, и меняйте к ним свое отношение. Прощайте! Проживайте все эти ситуации заново, с чувством любви. Принимайте их, как созданные вами, прощайте, благодарите и проживайте с новыми чувствами: любви и благодарности. Ваша болезнь — это ваши обиды. Растворятся обиды — растворится и болезнь. Воспринимайте болезнь как разговор Бога с вами. Примите свою болезнь как сигнал к изменению своего мировоззрения и поблагодарите ее.
Если мужчина обижается на женщину, то страдает его мужское достоинство в прямом и переносном смысле. Обиды на женщин приводят к опухоли предстательной железы и проблемам с потенцией.
Обиды могут вызывать не только рост опухолей, но и другие болезни: язву желудка и двенадцатиперстной кишки, сыпи на коже, головные боли и другие.
Обида — это еще одна производная от гордыни. Обижающийся человек никак не может понять и принять того факта, что это он сам привлекает в свою жизнь обидчика. Привлекает его своим отношением к себе.

Необходимо понять простую истину: согласно индийским Ведам, каждый человек — это частица Бога. И если вы агрессивно настроены по отношению к себе, то вы выступаете против Бога. Любовь к себе — это искусство. Нужно принимать себя таким, какой вы есть на самом деле — как уникальную частицу Вселенной.
Когда человек любит себя и других, то он создаёт вокруг себя пространство любви, которое начинает менять всё окружающее.
Мы знаем о том, что Бог находится в душе каждого из нас. Значит, любить Бога — это направлять любовь в свою душу. Любить Бога - это любить себя, как его частицу. Отсюда становится понятной и другая заповедь: “Возлюби ближнего своего, как себя самого”.