Интервью со Звездой

Лада Пихта
         Мне очень повезло в жизни в том, что рядом со мной
всегда были умные, талантливые и трудолюбивые подруги.
Сегодня я хочу рассказать об одной из них, которая так много
сделала в своей жизни.
Нагаевой Лидии Исламовне в 2018 году  исполнилось 80 лет.
Невозможно рассказать о её творчестве в маленькой статье.
Попробую с её же помощью.

1. В сентябре 1960 -го  ты решила наконец круто изменить свою
жизнь - на 5-ом курсе литфака  Башгосуниверситета поступить в
Ансамбль Башкирского танца  Файзи  Гаскарова.
- Как это всё было?

- Танцем я бредила всю сознательную жизнь. И вот прочитала
объявление о наборе в студию башкирского танца при филармонии.
Поступавших было огромное количество.
Подошёл человек невысокого роста, с внимательным пытливым взглядом.
Я обратила внимание, он очень быстро шагал. Я подумала, что он
выйдет из комнаты, но он подошёл ко мне, взял за руку: "Вы хотите
показать танец?" Я смутилась, так как у меня не было подготовленного
номера, условий приёма я не знала.
"Принесите девушке сапоги!" Мансур Салихов (из ансамбля)  принёс
прекрасные красные сапожки. Я была в узком чёрном платье с белым
воротничком, с короткой стрижкой.

Заиграла музыка, я начала показывать движения, которым нас учила
руководитель художественной самодеятельности БГУ Бахтиярова, когда
мы танцевали со студентом  Фаритом Габитовым.
Я делала маленькие шажки, волнообразные движения руками, щелчки
пальцами рук. Исполнив все движения, которые я знала, я ушла
со сцены.
Файзи Адгамович велел нам, семи девушкам и 7 юношам из города и
деревень,  приходить в определённый день.

     Мы стали заниматься в Студии. Педагогами были  Дербишева
(из балета
Театра оперы и балета Уфы), Хазина Магазова, Равиля Хазеева
(в основном с нами занималась она).
 Руководитель  приходил, смотрел, но не вмешивался.

2. Гаскаров решил создать свой танцевальный ансамбль,
будучи участником Ансамбля танца Игоря Моисеева и его ассистентом. 
Моисеев предложил ему проехаться по глухим башкирским деревням,
чтобы набрать талантливую молодёжь в коллектив.

-Ты-то пришла в коллектив с огромным желанием танцевать,
уже имея большой интеллектуальный багаж.
Как тебя встретили в ансамбле и каким он тебе показался?

-В коллектив ансамбля я влилась легко. Эта сельская
(в основном)  молодёжь была близка мне. Родилась я в 1938
году. Жили мы в Белорецком районе: мама, её родители  и мы,
трое детей. Отец был офицером. Мы пережили войну, самые
трудные годы. Я считала себя деревенским жителем, поэтому
все деревенские традиции я в себя впитала. Меня научили
скромно вести себя в обществе, уважать старших, помогать   
родителям, учителям, не перечить старшим.
Я считала, что должна многому у них учиться, к тому же 
худрук призывал  мелким трениям особого значения не придавать, 
не жаловаться, а всё доказывать трудом.
Конечно, были моменты, когда я обижалась. Мне, например,
говорили девушки: "Волосы у тебя короткие. Ох и страшная же
ты будешь на сцене!". Я им не отвечала, даже когда говорили
неприятное.

А мои короткие завитые волосы меня не слушались, торчали
во все стороны, пришлось с ними повозиться. Мы с Рашидой
Туйсиной (поступили в одно время) пошли в Оперный театр
купить ресницы, специальный клей. 
Шапочки  носили раньше, как в танце "Гульназира", а теперь
не носят.  Поэтому пришлось изрядно пофантазировать.
Попробовала очень сильно пригладить волосы лаком, снизу
привязала шнурком, сзади закрепила треугольником "елькялек",
прицепила косы.

Грим наложила, как научили учителя. Без грима  человек выглядит
бледно при свете фар. Подвела брови, приклеила ресницы
(предварительно немного укоротив),
 Вазелином очень тонко мы мазали лицо, лишнее убирали ваткой.
Румяна наносили не круглыми, а нежно распределяли по щеке.
Глаза подчёркивали тенями чуть-чуть, а не так сильно, как
сейчас это делают.   
Дали мне зилян - одежда поверх платья, типа длинного камзола.
Был он широковатый, пришлось  ушить.

    Через полгода нас подготовили к просмотру в Студии.
Когда я наряженная вышла на сцену, никто меня не узнал .
Даже Хазеева не узнала, сказала: "Ой! Гажяп матур!"
(удивительно красиво).
Первый массовый танец у нас был "Гульназира", в котором я
исполнила начальное соло. Мы станцевали несколько танцев.

3.- Началась активная работа, но ведь учёба в ВУЗе  продолжалась...

- Мне было очень трудно успевать и в студии, и в  университете,
приходилось посещать лекции. Я не сказала, что учусь на пятом,
последнем, курсе (ни у кого не спрашивали, кто откуда).
Когда были свободные дни, я сидела целыми днями в библиотеке.
Но вот когда через несколько месяцев (весной) пришлось ехать
на гастроли в Крым и Кавказ, я не знала, что делать.
Раз уж и тут, и там не открыла правду, пришлось ехать на гастроли.
Набрала целый чемодан литературы пушкиноведов, критиков.
 Тема моей дипломной работы была - "Образ автора-повествователя
в романе Пушкина "Евгений Онегин"".
Нарядов у нас никаких  не было. Концертные костюмы скрадывали
нашу скромную жизнь, они были очень интересной цветовой гаммы,
Гаскаров  за этим строго следил.  Платья с серебряными украшениями,
очень красивые платки, бархатные камзолы.  Для  меня это было как сказка.
Я выросла в бедности, а тут на сцене я чувствовала себя принцессой.

4.- Какие отношения между танцорами и руководителем были в коллективе?
Позволял ли Файзи Адгамович вам вмешиваться в процесс создания танца,
 поощрял ли он инициативу?

- Отношения в коллективе  всегда были хорошие.
К людям любого ранга он относился хорошо.
В нужных случаях была взаимопомощь: помогали в работе над танцем.
Файзи  Адгамович называл после студии меня  журналисткой.
"Журналистка! Поднимите руку повыше!"
 Всех называл на "Вы".
Не помню его некорректным. Обстановка на репетициях всегда была
доброжелательной. Гаскаров никого не выгонял, его все в ансамбле
любили. Он много рассказывал о своей жизни, кстати, исключительно
трудной (скитания по детским домам). Ему очень хотелось поступить в хореографическое училище в Москве. Он с чемоданом, переоделся где-то
на стройке и пошёл поступать. К сожалению, его не приняли. Кто-то
помог ему из правительства. Впоследствии Моисеев взял его к себе
ассистентом.
   Работа Моисеева его очень вдохновила на создание своего ансамбля.
Ещё в 1935-36 гг. наблюдал в Башдрамтеатре за танцами девушек.
Ездил в экспедиции с Ахнафом Ибрагимовичем Харисовым.
Хореографическое училище Гаскаров всё же закончил -
появился в Башкирии профессиональный балетмейстер,
он этим очень  гордился.

Перед началом работы с новым танцем Файзи Адгамович
рассказывал, на основе какой легенды он строил сюжет танца.
"Семь девушек"- одна из легенд говорит о том, что девушки
не хотели, чтоб их подруга вышла замуж за сватавшего её старика.
И они все бросились со скалы и взлетели в небо, превратившись
в звёзд.
Танец "Проказницы" - девушки наказывают ловеласа-кураиста за
его непостоянство, они посмеялись над ним, все дружно отвергнув
его ухаживания.

Гаскаров  знал, что в разных регионах республики существуют
свои танцевальные особенности, их в танцах необходимо учитывать.
В сольные партии позволялось добавлять особенности движений.
Основной танец  руководитель ставил сам. Он считал, что в
коллективной части, когда все должны соблюдать ансамблевость
движений,  не допустимы отступления от его постановки.
Но когда танцоры начинали соревнования (особенно юноши),
то тут к его движениям можно было добавить несколько
оригинальных движений своего региона.
Это поощрялось Файзи Адгамовичем, так как  украшало танец,
делало его более ярким, разнообразным.

5.- Как проходили гастроли?

- Перед отъездом труппы на гастроли Гаскаров проводил беседы.
Директор гастролей назначался.

Публика принимала нас очень тепло, особенно ей  нравились мужские
танцы, темпераментные, с весёлой музыкой.

После выступлений на гастролях, уже очень поздно, мы искали
на станции свой вагон, ставший нам домом, ведь гостиницы были
слишком дороги для нас. Вагон могли перевести довольно далеко,
и часто мы находили его к часу ночи. Проводницы готовили нам
кипяток, а бутерброды мы закупали днём.
 И только тогда, когда все укладывались спать, я принималась
за свою работу.

6. - Диплом-то надо было защищать!

- Мама написала письмо, что меня собираются исключить из
университета за самовольный отъезд на гастроли. Преподаватель
 Бараг Лев Григорьевич, когда ему принесла дипломную работу,
прочитав, воскликнул своим громовым голосом: "Да это же не
дипломная работа, а диссертация!"  И пошёл к ректору Чанбарисову
улаживать дела. Убедил разрешить допустить к защите.

В своей дипломной работе я сделала открытие для студента. Задача
заключалась в том, чтобы охарактеризовать все аспекты образа
автора романа  "Евгений Онегин".

Я думала, что в романе описаны два аспекта. В первой  строфе 
автор выступает  в качестве персонажа-"Онегин - добрый мой приятель..."
Второй аспект - автор повествователь, рассказывает о героях романа,
 о событиях - "где, может быть, блистали Вы или гуляли, мой приятель.."
Третий аспект (обнаруженный мной) отличается от первых двух: "Там
некогда гулял и я, но вреден север для меня.." - заключается в том,
что Пушкин говорит о себе, намекая на ссылку. Онегин не может быть
сосланным, а только автор.
Примеры разделения авторского "я" были приведены и по другим строфам.
Это всё вкратце. Обсуждение на защите диплома было крайне бурным.
В итоге дипломная работа была защищена на "отлично".

7. Летом 1967 г. Лидии Исламовне присвоили звание Заслуженной
артистки БАССР.
- Был пикник, артисты находились на берегу реки, когда об этом
событии сообщили, все поздравляли меня.

8.- О зарубежных поездках расскажи.
Из зарубежных поездок мы привозили новые танцы: пакистанские
танцы, африканский танец (Мали, Гвинея,Сенегал). Там же разучивали.

9.- Какие танцы были любимыми?
- Все танцы, которые я исполняла, очень любила.
"Гульназира", "Дружба", "Жених", "Подарок", "Зарифа", старинный
женский "Танец с ведром", "Проказницы", "Весенний поток", "Доярки",
"Юность наших бабушек".

Если кому-то приходилось покидать ансамбль, то это было сопряжено
с переживаниями, все прикипали к ансамблю.

10.  Про аспирантуру...
Ещё работая в ансамбле, я делала зарисовки народных костюмов,
записывала танцевальные движения на сабантуях, встречах с
деревенскими жителями. Подготовилась и поступила в аспирантуру
при нашей Академии наук на этнохореографию и решила уйти из ансамбля.
Поездка в Баку стала для меня прощальной. Весь ансамбль провожал меня.
Файзи Адгамовича  уже в ансамбле не было, его отстранили от работы.

 Научным руководителем  был Кузеев Раиль Гумерович, а в Москве
в Академии наук СССР - Мария Яковлевна Жарницкая - засл. арт. Якутии.
Ансамбль явился базой (практической подготовкой) для изучения
фольклорных башкирских танцев и поступления в аспирантуру.

Я стала аспиранткой сектора этнографии при институте Истории
языка и литературы Баш. филиала Академии Наук СССР.

Основываясь на богатом опыте, полученном на работе в ансамбле
и на гастролях по деревням, я решила заняться профессионально
народными танцами по специальной программе (которая есть в ВУЗах).
Изучать танец должен эрудированный человек: изучать танцы своего
народа, родственных народов, а также народов мира.
Изучая эти танцы, написала и защитила кандидатскую диссертацию 
по теме "Танцы восточных башкир".

/Теперь она  Заслуженная артистка БАССР  и с 1978 года кандидат исторических наук.!/

- Постепенно я поняла, что танцы стилизованы, т.е. они должны
удовлетворять требованиям сцены: начало танца, развитие танца,
кульминация танца и завершение танца.
Чаще всего в танце встречаются  движения, которые мы видим в
танцах "Бишбармак", "Перовский".
 И всё-таки эти танцы, тщательно обработанные Гаскаровым,
также подчиняются законам сцены. Но нельзя говорить, что
Файзи Адгамович не обращался к фольклорным традициям. Если бы он
не поставил такие  свои (сочинённые им) танцы, как "Гульназира",
"Зарифа", "7 девушек", "У ручья", "Проказницы", старинный
"Женский танец с ведром", "Игзяк" и многие другие, то мы бы
не увидели этих прекрасных творений. Здесь всё, начиная от
движений, костюма, народной музыки, общения танцоров друг с
другом - всё глубоко народно, основано на чисто народных
нравственных традициях.

И можно только удивляться его необыкновенной фантазии и тонкому
восприятию духа народа.

11. Учась в аспирантуре, создала ансамбль "Кубаир" (историческая
героическая песня). Певице аккомпанировал  кураист и ансамбль
музыкальных инструментов.
Коллектив гастролировал в Тольятти, Казахстане, Башкирии.

12. О Гаскарове.
-  Файзи Гаскаров, должен был работать в ансамбле до самой смерти,
как Игорь Моисеев, ведь это же его детище. Коллектив его очень уважал,
но 2-3 человека в ансамбле (кого он выпестовал!) настаивали на том,
 чтоб до наступления пенсионного возраста отправить его на пенсию.
Инициировали это высокие властные чины, мотивируя это тем, что он
уже не ставит новых танцев.
На собрании в коллективе  я сказала в защиту Файзи Адгамовича,
что он может уже почивать на лаврах, может жить на своём богатейшем
репертуаре ещё многие-многие годы, даже не создавая новых танцев.

      На этом интервью  С Лидией Исламовной  закончено.

 Когда изгнанный из ансамбля он стал работать с сельскими
хореографическими ансамблями, профсоюзными организациями
("Казачий танец"), на всех фестивалях (региональном -75г.,
зональном -77г., а затем на Всесоюзном в Москве)  его танцы
стали лауреатами.  И долгие годы он успешно ставил танцы по
всей Башкирии.
               
       Коллектив ансамбля, видимо, мало приложил усилий и ему
не удалось защитить этого гениального самородка, который 
столько сделал для  каждого из них и своего народа.

Произошла чудовищная несправедливость - человека бесцеремонно
выставили из его собственного Дома, который он строил годами
по кирпичику, сделав это строительство делом своей жизни и гордостью.

А тебя, моя дорогая, такая  талантливая,  подруга я поздравляю
с твоим значительным юбилеем и желаю тебе доброго здоровья и
активной творческой жизни.
Спасибо тебе, замечательная Лидочка, за то, что ты сделала для
нашей республики и искусства.
Я прочитала подаренную тобой книгу "Башкирская народная
хореография".
 Я не специалист по танцу, но  вижу, какой огромный объём работы
выполнен автором, прежде чем эта книга и более 40 других увидели
свет: проделан  глубокий анализ танцев  районов республики, 
собрана их история, описаны их движения, возрождены старинные
праздники и обряды, восстановлены  исчезающие танцы, описаны
костюмы, музыка.               
 Как бы я хотела, чтоб ты о своей исключительно интересной
жизни написала сама,  чтоб твои дети и внуки не забывали и
гордились своей мамой и бабушкой -Звездой.  Ты возражала против
этого эпитета, заявив, что никогда не считала себя Звездой.

 Да я прекрасно знаю, что у тебя и не получится звёздности в
плохом понимании этого слова,  потому что твоя чистая натура
к тому не расположена: не те гены, не то воспитание.
Просто я имею в виду яркость твоей натуры, подобную звезде.

С Новым годом поздравляю тебя и твою семью! Пусть всё у тебя
будет хорошо!