Раз, раз, раз плюс 2018

Сергей Ледвиг
«Раз, раз, раз» растворяется
в ненасытной мгле.
Потакать невесомости –
перманентное наше право.
Экзистенция памяти
как парад-алле.
Из глубин подсознания
вырываются крики «Браво!».
Иллюзорность растоптана,
чтоб начать с нуля.
Оголтелые истины
выпадают в пустой осадок.
Под ногами вращается
и горит Земля.
От свободы не спрятаться
за безжизненностью фасадов.

Как и ожидалось, 2018-й растаял на корню, а это значит, что наша эпопея приросла очередным «плюсом».

3-е января. Двухчасовой Jam в «Петровском»,  для всеобщего удобства перенесённый с последней среды декабря на первую – января. Неизменный и незаменимый Андрей Дудченко плюс: Карина Кожевникова, Екатерина Шатило, Диана Хатамова – вокал; Владимир Чепрасов, Виктор Каплан, Наталья Назарова –  рояль,  Сергей Борисов, Денис Лоскутов, Пётр Шурканцев, Лев Богомолов – саксофоны; Анна Аристова – труба; Юрий Голубинский – труба, флюгельгорн; Вадим Гульванский – бас-гитара; Михаил Крюков – барабаны; Юрий Гавердовский, Виктор Леденёв – барабаны, перкуссия; Александр Бобров – перкуссия; группа «Blues Family»: Андрей Бондарев – вокал, Владимир Степаничев – гитара, Валерий Татаринов – бас-гитара, Евгений Мисников – барабаны. Jam в более, чем полном смысле этого слова, - спонтанность, единение и кураж бьют через край.

13-е января. «Петровский». Квартет Дмитрия Купцова из Москвы. Местный получасовой кантри-разогрев – группа «Джамбалайя»: на банджо, гитаре и губной гармошке Дмитрий Зорников, поёт Ира Шамбари, а также гитарист, контрабасист и девушка, играющая на мандолине – Зоряна «Звёздочка» Дуб. Среди их перепевок есть и собственно «Джамбалайя» - песенка Хэнка Уильямса, которую кто только не исполнял, но в СССР самой известной была, пожалуй, версия гр. «Dooley Family». Квартет гитариста Дмитрия Купцова ориентируется на не слишком распространённый у нас джаз-мануш. Полуторачасовая программа состоит из произведений Джанго Рейнхарда и его последователей, а также одного мюзета, одной авторской пьесы, пары переложений («классика» и поп-мелодия) и сольного номера аккордеониста Сергея Осокина. На контрабасе – выходец из Воронежа Марк Гайдар, на барабанах – Антон Дашкин.

26-е января. «Петровский». Поэтическо-джазовый перфоманс «Посмотрите... или 4/4 пути», приуроченный к 80-летию Владимира Высоцкого. Исполнители – «Круглый бенд»: Алексей Круглов – саксофоны, рояль, декламация; Владимир Круглов – вокал, акустическая гитара, рояль, декламация; Денис Шушков – контрабас, голос; Пётр Ившин – барабаны, голос. Объединённые в сюиту и водружённые на джазовую платформу песни (разной степени аутентичности) и поэтические тексты В.Высоцкого. Местами джазовая импровизация выходит на первый план, например, drum solo длится около 8-ми минут. Алексей Круглов в представлении не нуждается. Владимир Круглов – его отец. Денис Шушков – 15-го декабря 2012-го выступал на сцене «Петровского» в составе квартета Алексея Кузнецова. Пётр Ившин  на прошлогодней «Джазовой провинции» - участник трио Дмитрия Илугдина. 1 час 50 минут.

9-е февраля. Борис Гребенщиков энд «Аквариум» в «Эвент-Холле». Впервые после 1988-го года,  ибо в своё время были исключены  из круга интересов «Раз, раз, раз». Но жизнь полна случайностей и неожиданностей… БГ – вокал, акустическая гитара; Алексей Зубарев – электрогитара; Андрей Суротдинов – клавишные, скрипка; Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, кларнет, мандолина в «Поколении дворников»; Александр Корюковец – баян; Александр Титов – бас-гитара; Алексей Мещеряков – барабаны; Глеб Гребенщиков – перкуссия. А.Титов – ветеран «Аквариума». В 1988-м на сцене «Юбилейного» - практически вице-фронтмен, здесь же держится весьма скромно. Хронологический диапазон за несколькими исключениями простирается от презентуемого альбома «Время N» до «Русского альбома»: «Песни нелюбимых», «Время N(аебениться)», «Прикуривает от пустоты», «Палёное виски», «Zoom zoom zoom», «Болота Невы», «Паисий Пчельник», «Собачий вальс», «Молитва и пост», «До свидания, башня», «Огонь Вавилона», «Марш священных коров», «Красная река», «Стаканы», «Великая железнодорожная симфония», «Елизавета»,  «Ласточка» и т.д...  Из «звёздных»  80-х: «Стучаться в двери травы»,  «Сидя на красивом холме», «Поколение дворников» и «Серебро». В «Дворниках»  вместо «Они не пишут статей, они не шлют телеграмм» - «Они не пишут в фейсбук и не постят в инстаграм». Всего около 30-ти песен, 2 с небольшим хвостиком часа.

14-е февраля. Big Band ВФ с «Джазовой серенадой для любимых» в Зале филармонии. Десять номеров с вокалом Татьяны Спасибуховой. Джазовая классика, в основном с любовно-романтическим уклоном. Исключения – двуязычная этно-фанковая фантазия «В огороде баня»  и мелодия  шлягера 30-х годов «Дружба». Саксофоны – Сергей Борисов (руководитель), Денис Лоскутов, Павел Федоренко, Иван Голованов, Артём Бесчетвертных, Пётр Шурканцев; тромбоны – Александр Куралесин, Александр Свергунов, Юрий Левшиц; трубы – Юрий Голубинский (плюс флюгельгорн), Борис Щедрин, Ярослав Живов, Артём Жаров (плюс мелкая перкуссия); клавишные – Наталья Назарова; гитара – Сергей Игнатушин; бас-гитара – Роман Воробьёв; барабаны – Михаил Крюков. Первое отделение – 1 час, второе – около 45-ти минут. Ведущая – Анастасия Шевнева.

15-е февраля. Бард Тимур Шаов с презентацией альбома «При чём тут Фрейд?» в Воронежском концертном зале – ещё одно событие, попавшее сюда в общем-то случайно. Шуточно-сатирические песни в сопровождении двух акустических гитар и мандолины. Музыканты – Николай Григорьев (гитара) и Михаил Махович (мандолина). В некоторых песнях есть проблески злободневности, правда, достаточно, приглаженной. Два отделения – 1 час и 1 час 13 минут.

17-е февраля. Заведение с заковыристым названием «12 Billiards Pub & Games», - формат кабака, но в сравнении с печально известными «ирландскими пабами» здесь просторнее и спокойнее. Группа (а в данном случае – дуэт) «Адо» - впервые в Воронеже после не попавшего в кадр «Раз, раз, раз» выступления на рок-клубовском фестивале 1989-го года. Андрей Горохов – вокал, губная гармошка, акустическая гитара, укулеле. Олег Зарипов – акустическая гитара. Планировалось ещё участие клавишника, но, видимо, что-то не срослось. Сначала – небольшой (три песни) разогрев от ростовского барда Ильи Оленева. К сюрпризам можно отнести  кавер-версию «Зимней песенки» Матвея Блантера на стихи Владимира Лифшица из спектакля Театра миниатюр А.Райкина «Времена года», ну и отчасти (есть на двойном CD «Ночной суп») ещё один кавер из другой вселенной – «Knockin' on Heaven's Door» Боба Дилана (здесь к дуэту присоединяется  зритель-гитарист). Всё остальное хорошо известно: «Поезд», «Веди себя хорошо», «Она вышла из дома», «Пассажир», «Когда ты остаёшься одна», «Я убегаю от дождя», «К рождеству», «Парк», «Что остаётся нам», «Я защищаю дом»,  «Золотые орехи», «Если ты ещё любишь меня», «Нахал», «Осколки», «Золотые часы»,  «Римский папа курит "Беломор"», «Я хотел бы умереть во сне» (поётся при участии зрителей)… Заканчивает Андрей Горохов в одиночку. 1 час 40 мин плюс разогрев.

18-е февраля. «Петровский». Квинтет из Швейцарии «Jellici/Baldes’ Soundfields» - «Звуковые поля» Йоханны Джелличи и Йохена Балдеса.   Johanna Jellici – вокал, электронные устройства, мелкая перкуссия в одном эпизоде; Jochen Baldes – сопрано-саксофон; Franz Hellmuller – гитара; Andre Buser – бас-гитара; Tobias Hunziker – барабаны. Последний в 2017-м выходил на сцену «Петровского» как участник трио «DogOn». К кантемпарери-джазу (так в афише) их можно отнести, если понимать этот термин буквально, а не как синоним смут-джаза, - саунд и в самом глянцево-мягкий (где-то даже ажурно-воздушный), а вот структура композиций куда сложнее, хотя и без резких поворотов «сюжета». Доля вокала – ну что-то около половины времени. Первое отделение – 1 час, второе – около 45 минут.

24-е февраля. «Петровский». Etta James` Birthday Party – полуторачасовой трибьют-концерт в честь Этты Джеймс, которой 25-го января исполнилось бы 80 лет. Исполнители – участники проекта «Alexin 5» (хотя название это в афише не фигурирует): Татьяна Спасибухова – вокал; Илья Алёхин – тенор-саксофон; Денис Успенский – баритон-саксофон; Артём Жаров – труба, мелкая перкуссия; Александр Долгих – гитара; Владимир Степаничев (special guest из гр. «Blues Family») – гитара; Антон Орешечкин – бас-гитара; Сергей Почиталов – барабаны; Артём Бесчетвертных – губная гармошка в паре номеров. Почему-то нет заявленной в анонсах пианистки Марии Квачук. Общий знаменатель у всех композиций  – плотный саунд, интенсивный грув, поддерживаемый не только ритм-секцией, но и духовыми. А вот в числителе – вереница слагаемых: джазовый мейнстрим, блюз в контексте джаза, фанк, соул, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл.

28-е февраля. Jam в «Петровском». Достаточно монолитный состав. Очень мало вокала – всего два номера в исполнении Екатерины Шатило и Екатерины Бакуменко. Зато много «дудок», звучащих одновременно, в рамках одной пьесы. На тенор-саксофонах – Глеб Кузнецов и Пётр Шурканцев; на сопрано-саксофоне – Денис Лоскутов; на флюгельгорне – Юрий Голубинский; на тромбоне – Александр Куралесин; на кларнете – Сергей Шахов; на рояле – Виктор Каплан; на электрооргане – Владимир Шепелев; на гитарах – Сергей Шарапов, Александр Стёпкин, Руслан Назаров; на барабанах – Владимир Шабашов, Клим Сальников, Виктор Леденёв; на перкуссии – Юрий Гавердовский (конго) и Павел Астанин (джембе). Ну и, разумеется, Андрей Дудченко на контрабасе. 2 часа.

2-е марта. «Петровский». Московские блюз-рокеры «Backstage Band»: Юрий Новгородский – гитара, вокал (англоязычный); Николай Добкин – Hammond; Евгений Глухов – бас-гитара, бэк-вокал; Дмитрий Фролов – барабаны. Ю.Новгородский и Е.Глухов  на прошлогоднем фестивале «Усадьба-Jazz» - участники группы Светланы Жаворонковой, Д.Фролов  барабанит в «Мельнице» и гр. Инны Желанной. Действуют по такому плану: разогрев от воронежцев «Blues Family» - 20 минут; сольный сет «Backstage Band» - около 55 минут, Jam с участием половинки «BF» - гитариста Владимира Степаничева и вокалиста Андрея Бондарева, а также Дмитрия Зорникова на губной гармошке – немногим более получаса.  Москвичи презентуют свой пока единственный и полностью авторский альбом. Но есть и кавер-версии. Раскатистые барабаны, упругий бас, «винтажные» клавиши, чуть надсадная гитара, стилистически аутентичный вокал, и всё это с креном в сторону импровизационности.

4-е марта. ДК Железнодорожников (в прошлом – ДК имени Карла Маркса или «Карлуша»). Молодёжный оркестр «RockestraLive» с симфоническим рок-шоу «The Best». Дирижирует, а также танцует и подпрыгивает Владимир Обухов. Внушительные секции струнных и духовых. Из «обычных» инструментов – клавишные, бас-гитара и барабаны, но именно они уводят звучание из академических рамок.
Первое отделение (55 минут):
1. Deep Purple – «Smoke on the Water»
2. Depeche Mode – «Personal Jesus»
3. Scorpions – «Wind of Change»
4. Bon Jovi – «It's My Life»
5. Metallica – «Enter Sandman»
6. Led Zeppelin – «Stairway to Heaven»
7. Red Hot Chili Peppers – «Give it Away»
8. Queen – «The Show Must Go On»
9. Nirvana – «Come As You Are»
10. AC/DC – «Highway to Hell».
Второе отделение (1 час):
1. Muse — «Plug in Baby»
2. Placebo — «Every You Every Me»
3. Radiohead — «Just»
4. Coldplay — «Adventure of a Lifetime»
5. Green Day – «American Idiot»
6. System of a Down – «Toxicity»
7. Evanescence – «Bring Me to Life»
8. Pain – «Shut Your Mouth»
9. The Offspring – «Pretty Fly (For a White Guy)»
10. Rammstein – «Sonne».
Третье отделение – «Хиты  Linkin Park» с развесёлым хеппенингом в финале (40 минут).

7-е марта. Праздничный концерт в честь МЖД в Зале филармонии. Перед началом, в фойе – музыкальная инсталляция: играют пианист (Михаил Князев) и флейтист, художник у мольберта, девушка-натурщица, несколько готовых картин. Участники собственно концерта:
- Ансамбль «Балалайка» - три балалаечника с инструментами разного калибра, баянист, барабанщик и вокалист в одном номере.
- Мужской хор ВФ.
- Ансамбль «Воронежские солисты» - два баяниста, контрабасист, барабанщик.
- Big Band ВФ под руководством Сергея Борисова, подменяющего Наталью Назарову за клавишными. С оркестром поют Евгений Стариков из МХВФ и Алексей Попов (один из ведущих).
Плюс костюмированная массовка. 1 час 25 минут.

9-е марта. «Петровский». Трио «Inside Out»: Михаэла Штайнхауэр (Michaela Steinhauer) – вокал,  Алексей Круглов – альт-саксофон, Роман Столяр – рояль. Камерный вокальный цикл в джазовых тонах. Язык – английский. Первое отделение чуть больше, второе – чуть меньше 50-ти минут; получасовой антракт.

12-е марта. Театр оперы и балета. Andru Donalds - экс-вокалист знаменитого студийного проекта «Enigma». С ним на сцене: Rudy Valentino Jr. – гитара; Ajani McDowell – клавишные; Keith Roughhouse Powell – бас-гитара, вокал;  Michael Grimm – барабаны, а также местный скрипичный ундецимет, женский на 90,9 %. Чуть упрощённый энигматик (фирменный стиль «Энигмы») с небольшой примесью регги. Многие композиции взяты непосредственно из репертуара культового проекта. Это, например, «In The Shadow, In The Light», «Gravity of Love», «The Look Of Today»,  «Modern Crusaders» и даже «Return To Innocence»  из второго альбома «Энигмы», в записи которого Дональдс участия не принимал. Есть и сольные работы («Mishale», «Simple Obsession»…). 1 час 42 минуты.

25-е марта. Театр Оперы и балета, фойе 2-го этажа. «Весна в театре. Золотые хиты».  Песни советских композиторов в исполнении артистов театра. Вокалисты, с калейдоскопической частотой меняющие костюмы: Марина Безбородова, Светлана Дюдина, Фёдор Костюков, Алексей Тюхин. Инструментальный квартет, периодически сокращающийся до трио: Елена Юдина – рояль, Марина Маренчук – виолончель, Валерий Цыцылин – барабаны, Вячеслав Калинин – гитара (именно он приходит и уходит). «Ах, этот вечер», «Мир без любимого», «Московские окна», «Лучший город Земли», «Ищу тебя», «Звенит январская вьюга», «Последняя электричка», «А он мне нравится», «Когда цвели сады», «Позвони мне, позвони», «Песня о золотом купидоне», «Ландыши», «Чёрный кот», «Гадалка», «Дружба», «Крылатые качели» и многое другое. В начале каждого из двух отделений (1-е – час, 2-е – 55 мин) – инструментальная пьеса.

1-е апреля. «Петровский». Транс-джаз из сербского города Ниш – квартет «Eyot»: Деян Илиич (Dejan Ilijic) – рояль, Сладян Миленович (Sladan Milenovic)  - гитара, Марко Стожилькович (Marko Stojiljkovic) – бас-гитара, Милош Войводич (Milos Vojvodic) – барабаны. Рояль с эффектом псевдоэлектроники, необычные, часто «космические» (есть процессор) тембры гитары, извилистая, но без острых углов «драматургия». 1,5 часа.

14-е апреля. Дом культуры «Придонской». Клуб-студия «Парус»; концерт бардовской песни. Выступают:
1. Геннадий Тимошенко и Андрей Студенко (оба - вокал, гитара).
2. Светлана Полунина (вокал, гитара).
3. Александр Поляков (вокал, гитара) и Игорь Раймов (гитара).
4. Андрей Букреев (вокал, гитара) и Сафоний Иванов (бас-гитара).
5. Александр Демиденко (вокал, гитара), Сафоний Иванов (бас-гитара) и Геннадий Болгов (гитара) в последней песне.
6. Вера Родионова (вокал, гитара) и Геннадий Болгов (гитара).
7. Геннадий Болгов (вокал, гитара).
8. Вячеслав Воротилин (вокал, гитара) и Геннадий Болгов (гитара).
9. Снова Геннадий Тимошенко и Андрей Студенко.
10. Все вместе поют «За туманом» Юрия Кукина.
Как собственные творения, так и перепевки. Вячеслав Воротилин, например, замахнулся на «Гвардии майора» гр. «АТС». 1 час 40 мин. Очень мало зрителей, в основном это сами участники «Паруса».

15-е апреля. Ещё один эпизод из разряда случайных. Игорь Растеряев в  Большом зале клуба «Station Mir» (бывший «Колизей», «Жара», «Фанат», а изначально – кинотеатр «Мир»). Не смотря на то, что день выходной и то, что гастролёр прибыл в Воронеж ещё накануне, концерт задерживается ровно на час, безо всяких «технических причин», просто по злой воле организаторов, наверное, пытающихся таким образом распродать как можно больше пива скучающим зрителям. Растеряев - исполнитель собственных песен под гармошку. По форме – этакий городской лубок. Что касается содержания, то здесь артист разрабатывает «патриотическую» тему, но если начинал он со стёба, то потом двинулся в сторону утрирования вплоть до полносерьёзного шапкозакидательства и прочих атрибутов квасного патриотизма. 2 часа 15 минут без антракта – вот за это респект. Непрерывный видеоряд. Несколько раз в кадре появляются мультяшные кладбищенские кресты, наверное, в качестве духовной скрепы.

20-е апреля. Зал филармонии. Своего рода бенефис «Воронежских солистов», инструментального квинтета, ориентированного на музыку Астора Пьяццоллы, Ришара Гальяно, Лало Шифрина и т.п. Ольга Калашникова – рояль, Алексей Акимов, Валерий Калашников – баяны, Евгений Мингалёв – контрабас, Евгений Мисников – барабаны. Почётные гости – кларнетист Святослав Москаленко; гитарист Владимир Степаничев (коллега Евгения Мисникова по «Blues Family»); исполнительница русских народных песен Ольга Чиркова (с арией из танго-оперы Пьяццоллы  «Мария де Буэнос Айрес»); «Kuranda-квартет»: Анна Пожарская и Геннадий Куранда – скрипки, Алла Анищева – альт, Дарья Прокопова – виолончель; шоу барабанщиков «Drumataca»: Александр Битюцких, Сергей Афанасьев, Евгений Колкунов. 1 час 25 мин.

21-е апреля. «Петровский». Квинтет из Швейцарии «Raw Vision» или «Christoph Grab`s Raw Vision» - полное название, где указан бэнд-лидер. Christoph Grab – тенор-саксофон, Thomas Luescher – рояль (в анонсах указан ещё и аккордеон, но почему-то решились обойтись без него), Ronny Graupe – гитара, Raphael Walser – контрабас,  Maxime Paratte – барабаны. Немного усложнённый пост-боп, скорее продуманно-сдержанный, чем импровизационно-импульсивный. Два отделения – 45 и 47 минут.

12-е мая. «Петровский». «Alexin 5» со «специальными гостями». Программа «Musica Latina», - звучат произведения Тома Жобима, Каэтану Велозу, Жуана Жильберту… Поёт Татьяна Спасибухова; на альт-саксофоне – Илья Алёхин; на трубе – Артём Жаров;  на гитаре – Руслан Назаров; на рояле – Геннадий Лобков; на бас-гитаре – Святослав Шеховцов; на барабанах – Сергей Почиталов; на бонгах и кахоне – Дмитрий Буравлёв. Примерно половина композиций без рояля, несколько – без трубы, одна – без вокала. 1 час 20 минут.

16-е мая. Ресторан «Balagan City». Акустический концерт группы «Конец фильма», в первую очередь известной по перепевке «Элис»,  песенке «Юность в сапогах» из сериала «Солдаты», ну и в какой-то степени ещё по одной перепевке – «Постой, паровоз» на мотив «The House of the Rising Sun». Евгений Феклистов – вокал, гитара; Пётр Миков – гитара; Алексей Плещунов – бас-гитара. Припопсованный (местами сильно) бард-рок. «Жёлтые глаза», «За тебя», «Новый день», «Женщина, с которой я переспал» и т.д. Разумеется, «Элис» и «Юность в сапогах». Они звучат дважды, по второму разу – на бис. В паузах Евгений Феклистов заводит разговоры о том, о сём и отвечает на вопросы. 1 час 40 минут.

19-е мая. Воронежский центральный парк. ВИА (или ска-фолк-рок-бардак-группа) «Волга-Волга» из Казани в качестве хедлайнеров развлекательной части двухдневного Фестиваля национальной кухни; а основная, титульная часть это довольно-таки небрежно организованная ярмарка фаст-фуда. Антон Салакаев – вокал, баян; Артём Шутов – труба; Сергей Черепенин – тромбон; Тимур Арбетов – бас-гитара; Кирилл Васильев – барабаны. Подпевают все, включая звукорежиссёра Эдуарда Нурмеева. Лихие отSKAнированные перепевки советской эстрады и постсоветской попсы, разбавленные собственными песнями. 1 час 40 минут.

25-е мая. «Петровский». Московское трио «Baritone Domination»: Александр Сереченко – баритон-саксофон, Loop Station; Сергей Храмцевич - баритон-саксофон; Пётр Отоцкий – барабаны. Несколько прямолинейный, зато напористый и с элементами аттракциона фри-джаз. Одна из пьес – интерпретация знаменитой арии «Summertime».  1 час 20 минут.

27-е мая, «Balagan City». Lil' Jimmy Reed (Leon Atkins) – то ли 79-ти, то ли 83-х летний блюзмен (вокал, гитара, губная гармошка) из Луизианы в сопровождении воронежцев  «Blues Family», недавно расставшихся с вокалистом Андреем Бондаревым (вскоре вернётся). Электрический блюз в контексте блюза. Первое отделение – 50 мин, второе – 1 час.

30-е мая. Jam в «Петровском». Андрей Дудченко – контрабас, конферанс, менеджмент; вокальный гёрлз-ундецимет «От классики до джаза»; Карина Кожевникова – рояль и вокал только вместе с «ОКДД»; Александр Куралесин – тромбон; Юрий Голубинский – труба; Пётр Шурканцев, Игорь Бухтояров – тенор-саксофоны; Илья Алёхин, Анастасия Бокова – сопрано-саксофоны; Геннадий Лобков, Юлия Быковская – рояль; Руслан Назаров – гитара; Сергей Сухарев – кнопочный аккордеон; Вадим Гульванский – бас-гитара; Клим Сальников – барабаны; Юрий Гавердовский – конго, барабаны; Игорь Рыжков – рояль, вокал; Кристина, Екатерина Шатило, Андрей Бондарев, Татьяна Спасибухова – вокал; Дмитрий Сердцев – голос в музыкально-поэтическом (правда, слов не разобрать) перфоменсе; группа «Stick Cats»: Александр Хвориков – рояль, Виктор Спиридонов – гитара, Денис Гладнев – бас-гитара, Марк Винилов – барабаны; проект «Vox Box»: Виталий Ценных (вокал, гитара) плюс Андрей Дудченко и бэк-вокалистка; а также бас-гитарист, вышедший вместе с Игорем Рыжковым. Почти два с половиной часа.

9-е июня. ТРК «Арена». Продолжение проекта «Музыка без повода». Bali Party Band или группа «Бали»: Константин Струков – вокал, Александр Долгих – гитара; Алексей Дюнин – бас-гитара, Андрей Волков – барабаны (электронные). Кое-где прорываются виртуальные клавишные. Два 40-минутных отделения. Первое – англо- и в одном случае («Baila Morena» Zucchero) итальяноязычные кавер-версии. Второе отделение русскоязычное. Начинается с собственных песен. Потом – перепевки кондовой попсы. Для самых маленьких – Егор Крид и Макс Барских, для деток постарше – Дима Билан и Жанна Фриске. Также «Quest Pistols»,  Дмитрий Монатик и т.п.

10-е июня. «Зелёный театр» Воронежского центрального парка. Снова два часа «Золотых хитов» от артистов Театра оперы и балета. Поют: Марина Безбородова, Светлана Дюдина, Софья Рудомёткина, Алексей Тюхин и Фёдор Костюков. Елена Юдина и Виктория Марьяновская – электропианино, Елена Филатова – виолончель, Игорь Сосков – контрабас, Дмитрий Подгорнов – барабаны. На этот раз центр хронологической тяжести немного сдвинут в сторону, противоположную современности. Например, нет песен из фильма «31-е июня».  А начинают с инструментальной пьесы.

15-е июня. «Зелёный  театр». Big Band Воронежской филармонии под руководством Сергея Борисова. Татьяна Спасибухова – вокал; Сергей Борисов, Денис Лоскутов, Павел Федоренко, Иван Голованов, Артём Бесчетвертных, Пётр Шурканцев - саксофоны; Александр Куралесин, Александр Свергунов, Юрий Левшиц - тромбоны; Борис Щедрин, Юрий Голубинский, Ярослав Живов, Артём Жаров - трубы; Наталья Назарова - клавишные; Сергей Игнатушин - гитара; Роман Воробьёв - бас-гитара; Михаил Крюков - барабаны. Ведущая – Анастасия Шевнева. Также участвует юный саксофонист Егор Солодовников. В «Tenor Medness» с Сергеем Борисовым теперь «сражается» Пётр Шурканцев. Чуть более полутора часов.

27-е июня. «Петровский». Последний Jam сезона. Компактный состав: Андрей Дудченко – контрабас; Карина Кожевникова – рояль, вокал; Пётр Шурканцев, Игорь Бухтояров – тенор-саксофоны; Илья Алёхин – альт-саксофон; Артём Жаров – труба; Владимир Шепелев –электроорган; дуэт «Континент»: Валерия Тимошенко – скрипка, вокал и Михаил Седов – гитара, вокал; Сергей Сухарев – кнопочный аккордеон с цифровым звуком; Елена Попова, Диана Хатамова – вокал; Сергей Шарапов – бас-гитара; Клим Сальников, Юрий Гавердовский – барабаны, конго. Много дуэтов. Из пьес стоит отметить весьма вольную версию «Take Five» Пола Дезмонда. 1 час 50 минут.

28-е июня. Зелёный театр. «Синяя Птица Gold Classic» под руководством Дмитрия Галицкого (вокал, клавишные) – не самый абсурдный из клонов знаменитого ансамбля, всё-таки Дмитрий Галицкий, хоть и не стоял у истоков «Синей птицы»,  проработал там целых десять лет, в основном клавишником, но в некоторых песнях выступал и как солист-вокалист. Правда, история появления этого ностальгического состава выглядит несколько сомнительно. Начнём с того, что с 1999-го по 2002-й годы существовал ну практически реюнион «Синей птицы», как мы уже писали, легитимность и аутентичность которого держались на Сергее Дроздове и символически подкреплялись участием барабанщика Алексея Комарова (пришёл в «СП» в 1985-м) и Валентина Баркова (сменил Дроздова за бас-гитарой в 1988-м). На первых порах вместе с Дроздовым работал ещё и Сергей Лёвкин, но он вскоре ушёл. Ещё один вокалист - некто Александр Дроздов (однофамилец), не имевший к «СП» никакого отношения и вообще сильно проигрывавший Сергею. В 2002-м Сергей Дроздов расстаётся с коллегами, набирает аккомпаниаторов и  организует «Синюю птицу Сергея Дроздова», а за Комаровым и компанией закрепляется название «Синяя птица из Самары», основным вокалистом там становится Александр Дроздов (до тех пор, пока у него не появится «своя» «Синяя птица», - клоны любят размножаться). Проработав какое-то время, аккомпаниаторы С.Дроздова уходят, став абсолютно фальшивой «Синей птицей Сергея Арабаджи». Ни сам Арабаджи, ни остальные в настоящей «Синей птице» никогда не работали, но это не мешает новоиспечённому лидеру бить себя в грудь и заявлять, что его «Птица» самая подлинная из всех; при этом Дроздова он называет «подонком», а его голос «прокуренным». Дмитрий Галицкий в это время тоже использует известную вывеску – «Новая Синяя птица».  Это расклад 2007-го года, но уже в 2008-м Галицкий вливается в «Синюю птицу Арабаджи» в качестве клавишника и вокалиста в нескольких песнях, а «фронтменом» становится Валерий Ющенко, - в середине 80-х он около года проработал в «СП», записав одну единственную (достаточно проходную) песню «Ждите ответа». Со временем «Синяя птица Арабаджи» становится «Синей птицей Арабаджи/Галицкого», а потом только Галицкого. Ющенко уходит. Куда-то испаряется и Арабаджи, - потом всплывёт в компании с Василием Савченко как «Экс-солисты Синей птицы» и будет всячески примазываться к имени уже покойного Сергея Дроздова. Савченко - экс- поздний «Электроклуб» и «возрождённый» «Аракс» в промежутке между очередными уходом и возвращением Анатолия Алёшина, но ни разу не «Синяя птица». Двое из нынешних сайдменов Галицкого – бас-гитарист Виталий Зайков и барабанщик Сергей Криницын начинали ещё с Дроздовым, а гитарист Пётр Шнайдер сменил Владимира Васильева. Песни: «Ты мне не снишься», «Горько», «Я иду тебе на встречу», «Моя любовь жива»,  «Так вот какая ты», «День рождения лета», «Пусть серебром снега горят вокруг», «Юля» (с вокалом Валерия Зайкова), «Звёздочка моя ясная» (в первую очередь ассоциируется с «Цветами», но Владимир Семёнов исполнял её, гастролируя с «СП» отдельным номером),  «Клён», «Белый теплоход»… А также 12-минутное попурри из 12-ти песен Сергея Дьячкова: «Не надо», «Алёшкина любовь», «Записка», «Первая любовь», «Качели», «Мамина пластинка», «Купи мне шарик», «Школьный вальс», «Наедине с собой», «Слова», «На перепутье», «Честно говоря». В 4-м и 8-м эпизодах  поёт Сергей Криницын. 1 час 20 минут.

13-е и 14-е июля. Посёлок Роза Люксембург Хохольского района. 5-й некоммерческий фестиваль «Пустоград». Первыми и третьими (вечер пятницы 13-го) выходят хардэндхевщики – соответственно «ПерекурЪ» (теперь с Ъ как в «России, которую мы потеряли») и «Отражение» (ну очень «эксклюзивное» название, -  сразу же вспоминаются как минимум две ещё советские группы, носившие его же – из Свердловска и белорусского Мозыря). Второй  –  Миша Шмель (бард-рок, правда, он автор не всех звучащих песен). Вслед за «Отражением» - «ЭТО» (эволюционный тупик отечества) - молодёжно-гаражный поп-панк. Выход «Филькиной грамоты» предваряет небольшой полуджем: Максим Карамнов на гитаре, Виктор Карамнов на бас-гитаре, Алексей Моисеев на барабанах. А вот собственно «ФГ»: Алексей Маслов aka Мышь – вокал, гитара (Fender); Максим Карамнов – гитара; Александр Кащенко – бас-гитара; Алексей Моисеев – барабаны, Виктор Карамнов – бэк-вокал. Пятница 13-е плавно перетекает в субботу 14-е, а «Филькина грамота» в своё Alter Ego «Женихи»: Мышь – вокал, гитара (Jolana); Александр Кащенко – клавишные; Максим Карамнов – бас-гитара; Алексей Моисеев – барабаны. Второй фестивальный день открывают прибывшие из Москвы хедлайнеры – панк-рокеры «Отряд Джона в окружении». Неожиданно вклинивается  спонтанно сложившийся состав «Филькиной грамоты» с кавером/мини-хеппенингом «Я мразь»: Мышь – вокал, гитара, шоу; Алексей Калязин – гитара; Александр Кащенко – бас-гитара; Алексей Фрид – барабаны; Евгений Белый – алармический вокал. Ну а потом всё идёт по плану: «КубЪ» (ох уж этот твёрдый знакЪ!) – поп-панк, чуть менее гаражный, чем у «ЭТО»; вокал – Анна Калязина. Ну и «Пыткин Сеня» – стёб-рок… Остальные участники в поле зрения «РРР» уже не попадают: «Джон Ленин», «Рок-граница», «Неустойчивое равновесие», «Пуля серебра»…

8-е августа. «Петровский». Дуэт из Франции Alain Blesing & Claudie Boucau. Ален Блесин – электрогитара, акустическая гитара в одной пьесе; Клоди Буко – флейты; при участии местного барабанщика Александра Битюцких. Камерный фьюжн, ингредиенты которого переплавлены до весьма однородного состояния. При этом не вся музыка авторская, - среди тем проскальзывает даже хрестоматийный «Caravan». По окончании зрители не спешат расходиться, предполагая, что это всего лишь антракт. И дело здесь не только в малой продолжительности (60 минут), но и в явной концептуальной незавершённости.

23-е августа. Открытая площадка Party Bar & Jigger House «Хлам», расположенная во дворе-колодце на ул. Плехановской. Лусинэ Геворкян, Андрей Селезнёв (Мульт) и Ирина Львова (Risha): песни «Tracktor Bowling», кавер-версии мировых хитов. Этакий камбэк-лайт-состав окончательно распавшегося в 2017-м «Трактора». Лусинэ – вокал; Мульт – акустическая гитара, бэк-вокал, соло-вокал в одном из каверов; Risha – электровиолончель. Среди кавер-версий самая неожиданная – «Всё идёт по плану», причём поют зрители. Также – «Zombie» («The Cranberries»), «Leave Out All The Rest» («Linkin Park»), «Try» (Pink)… Репертуар собственно «Трактора»: «Завтра», «Outside», «Мир, где нет меня», «Вас больше нет», «Поверь мне», «Ради чего?», «Отпусти», «Метро», «Время», «Черта», «Шрамы», «Бесконечность» и т.д. 2,5 часа без антракта.

14-е сентября.  «Петровский». «Southern Family» - московско-воронежский гибрид из музыкантов «Backstage Band» и «Blues Family»: Юрий Новгородский – электро- и акустическая гитары, вокал; Николай Добкин – электроорган; Владимир Степаничев – электрогитара; Валерий Татаринов – бас-гитара; Евгений Мисников – барабаны. Концерт-трибьют в честь корифеев сатерн-рока «The Allman Brothers Band». Звучат чуть тяжелее оригинала, отчего элементы кантри иногда уходят в тень. Бонус кавер-версия композиции гр. «Cream». 1,5 часа.

21-е сентября. Клуб «Aura» (помещение  бывшего Малого зала кинотеатра «Пролетарий»). Найк Борзов, певец-поп-рокер. Группа поддержки: Владимир Корниенко – электро- и акустическая гитары, бэк-вокал; Артём Содовников – электрогитара; Владимир Богоявленский – бас-гитара; Евгений Бордан – барабаны. Немного виртуальных клавишных. Начало в анонсах – 19-00, на билетах – 19-20, фактически – аж 20-30, - тот случай, когда между респектабельностью и количеством проданного томящейся публике пива выбирают пиво. А без пятнадцати десять музыканты уже покидают сцену. Заявлен какой-то «Special Playlist», однако, обходится без сюрпризов (ну разве что пара каверов, один из которых уже вышел в виде клипа):
1. Загадка
2. Три слова
3. Это не любовь (В.Цой)
4. Ссора
5. Упасть, пропасть
6. Бардак в голове
7. Про дурачка (Е.Летов)
8. Приснится мне, что я тебя
9. Лошадка
10. Одна она
11. Ты горишь
12. Последняя песня
13. 15-минутный микс из «Верхом на звезде», «Ради любви» и инструментальной «прокачки», где главный герой садится за барабаны, напоминая о своём xўйзабеевском прошлом.

26-е сентября. Jam в «Петровском». Теперь с официально назначенным Haus Band`ом: Андрей Дудченко – контрабас, Мария Квачук – рояль, Клим Сальников – барабаны. Дооглашаем весь список: Сергей Сухарев – кнопочный аккордеон; Олеся Васечко, Иван Конопкин – альт-саксофоны; Юрий Гавердовский – конго; Юрий Голубинский – флюгельгорн; Владимир Шепелев – электроорган; Сергей Шахов – кларнет; Александр Ефимов – барабаны; Маргарита Кондусова, Дмитрий Сердцев, Карина Кожевникова – вокал. Около 2-х часов.

27-е сентября. «Коммунизм» в «Петровском». Небольшой тур в честь 30-летия проекта и закрытия его концертно-постлетовской версии. Сначала 13-минутный разогрев от ни на шаг не отступающей от канонов ГрОб-кора «Группы допуска». «Коммунизм»: Манагер (Олег Судаков) – вокал; Кузя УО (Константин Рябинов) – гитара, вокал; Джефф (Игорь Жевтун) – гитара, вокал; Сан Саныч (Александр Андрюшкин) – барабаны, голос; Александр Поляков – бас-гитара. Почти вся программа построена на наследии «исторического» «Коммунизма»:
1. На советской скорости
2. Советская звезда
3. Солнечная Грузия
4. Весёлый танец шейк
5. Это счастье для тебя, человек
6. Концептуализм внутри
7. Фантом
8. Спать
9. Чёрный цвет
10. Жека уже в Гамбурге
14. Не поеду во Вьетнам
15. Господи, не надыть
16. Папа Римский
17. Кроме хиппи бога нет
18. Я весь пру
19. Четыре солдата
20. Песня о китайском народном добровольце
21. Хочу в Тюмень
22. Тополиный пух
23. Если б богом я был
24. Солдатский сон
25. Хали-гали
26. Стоп для Роллинг Стоунз
27. Невский проспект
28. Только бы не пёрнуть теперь
29. Говна-пирога
30. Новогодний тост
31. На блаженном острове коммунизма
32. Свадьба, свадьба у меня
33. Радостно на душе
34. Туман
 Только в финале звучит
35. «Мы из Кронштадта» Чёрного Лукича
и уже бонусом (это не попадает «в кадр» «Раз, раз, раз»)
36. «Эй, брат любер» Евгения Лищенко.
Примерно с середины концерта возникает «танцпартер», как бы идущий вразрез с форматом заведения, причём «танцоры»-заводилы из средней и старшей возрастной категории, хотя в зале немало молодёжи. Два часовых отделения, если не считать разогрев и бонус.

28-е сентября. «НЗБ бар» на ул. Фридриха Энгельса. «Raven Said» и «Orplid». «Raven Said» - семейный дуэт из Екатеринбурга: Андрей Агапитов – вокал, гитара; Мария Альмайер – клавишные, электронная перкуссия. Программные устройства отбивают ритм и дополняют партию клавишных. Динамично-монотонный англоязычный готик-рок на олдскульном фундаменте. 50 минут. Кстати, «Raven Said» это Alter Ego дарк-фолкового «Salem Guest».  «Orplid» - проект из бывшей Восточной Германии, в нашем случае только в лице своего учредителя Уве Нольте (Uwe Nolte). Вообще-то у Нольте репутация дарк-вейфера/дарк-фолкера, но здесь мы слышим нечто иное: этакая «литературно-музыкальная композиция» в духе мартиал-индастриала на тему войны СССР и нацистской Германии с концептуальным видеорядом. Язык немецкий, контекст по видимым признакам пацифистский. Весь аккомпанемент – из ноутбука, «вживую» только вокал/речитатив. Используются темы: «Чёрный ворон», «Любо, братцы, любо» (припев-рефрен звучит по-русски), «Во поле берёза стояла» и «Священная война». 1 час.

1-е октября. «Ночь в филармонии», приуроченная ко Всемирному дню музыки и открытию 81-го концертного сезона, в знак чего стоимость билета составляет 81 рубль. На сцене: Мужской хор ВФ, ансамбль «Балалайка» (один номер с вокалисткой Дарьей Душиной), «Воронежские солисты» (ария из «Мария де Буэнос Айрес» в исполнении Ольги Чирковой), Big Band ВФ в немного сокращённом составе («Осенние листья» поёт Татьяна Спасибухова; плюс вокальный дуэт ведущих Анастасии Шевневой и Алексея Попова). Также – иллюзионист Николай Концов и театр костюма «Вдохновение». В финале звучит мелодия «Шербургских зонтиков», - начинает Big Band, потом парадом-алле присоединяются все участники шоу. С 20-05 до 21-25. Перед концертом всех зрителей угощают игристым напитком.

9-е октября. Традиционный, но всё больше и больше сползающий по дате ниже грани октября и ноября, «Пикник» в  «Полтиннике». Последний альбом «Искры и канкан» презентовался только в прошлом сезоне, поэтому тур «Левитация» обходится без песенных премьер:
1. Intro + И летает голова то вверх, то вниз
2. Мракобесие и джаз
3. Нет берегов
4. Египтянин
5. Парню 90 лет
6. Лакомо и ломко
7. Ты кукла из папье-маше
8. Театр абсурда
9. От Кореи до Карелии
10. Лихие пришли времена
11. Чужестранец
12. Последний из могикан
13. У шамана три руки
14. Фиолетово-чёрный
15. Говорит и показывает
16. Из мышеловки
17. Ой, да (то) не вечер + фрагмент «Вечера» из альбома «Дым» + представление состава
18. Праздник
19. Королевство кривых
«Песня на бис», которую выбирают из трёх предложенных вариантов сами зрители, голосуя во Вконтакте, вообще не звучит, - по всей видимости, из-за пары пьяных гопников, рвущихся на сцену. Эдмунд Шклярский – гитара, вокал, мелодическая гармоника (3), новоегипетский инструмент (само собой – 4); Леонид Кирнос – барабаны; Марат Корчемный – бас-гитара, бэк-вокал; Станислав Шклярский – клавишные, бэк-вокал; Игорь Васильев – шоу; ну и очередная местная девушка в роли «живой виолончели».  В «Лакомо и ломко» над сценой парит шляпа,  это и есть воплощённый акт левитации. Два отделения по 50-55 минут.

12-е сентября. «Balagan City». Группа «СерьГа» (или Сергей Галанин и группа «СерьГа»). К известным и не очень галанинским песням («Время готовить костёр», «Дорога в ночь», «Чай с лимоном», «Тёплый воздух от крыш», «Страна чудес», «Ромео и Джульетта», «Кусочек неба», «Мы забьём на войну», «Дом родной», «Мой друг», «Ангел», «Я бурый медведь», «Детское сердце», «Чистота», «Хоровод», «Так, только так»…) добавлен букетик кавер-версий: «Чайф», «Чиж и Co», Владимир Высоцкий, «Creedence Clearwater Revival» и как бы «полукавер» «Белый колпак», появившийся на свет, когда Галанин вернулся в «Бригаду С» из не слишком успешных «Бригадиров». Сергей Галанин – вокал, акустическая гитара-трэвел; Андрей Кифияк и Сергей Левитин – гитары; Сергей Крынский – бас-гитара; Сергей Поляков – барабаны. 2 часа 20 минут.

13-е октября. «12 Billiards Pub & Games» или просто клуб «12». «Немного Нервно»  - проект Екатерины Гопенко из Запорожья с варьирующимся составом. В нашем случае это трио: Екатерина Гопенко – вокал, гитара; Ольга Гостева – скрипка; Роман Резник – флейта, перкуссия. Программа «Все сны» (от названий альбомов «Сны о Земле. Глава 1», «Сны о Земле. Глава 2», «Сны о Земле. Глава 3», «Сны о Земле. Глава 4»). Свою стилистическую ориентацию Екатерина Гопенко с коллегами определяют как дрим-фолк, термин, которым практически никто больше не пользуется, но, как ни странно, достаточно точный – своего рода антитеза давно укоренившемуся дарк-фолку. Первое отделение – 50 минут, второе – около 45-ти.

15-е октября. Малый зал клуба   «Station Mir». Группа Станислава Шклярского «Инкогнито», - у «Пикника» перерыв в гастролях, видимо, связанный с открытием выставки художественных работ Шклярского-старшего. Станислав Шклярский – вокал, гитара; Анатолий Трифонов – гитара; Александр Драбов – бас-гитара; Ильяз Юнусов – барабаны. Плотный гитарный саунд с вкраплениями виртуальных клавишных. Очевидного стилистического сходства с «Пикником» нет, но и антагонизмом тоже не пахнет, - не зря же две песни Шклярского-младшего («Инкогнито» и «Мать Земля») входят в репертуар обеих групп. А вот тембр его голоса немного смахивает на тембр Шклярского-старшего. 1 час 25 минут.

18-е октября. Зал филармонии. Big Band ВФ под руководством Сергея Борисова – «Легенды свинга». 40 (1-е отделение) и 35 (2-е) минут джазовой классики в полном соответствии с названием, разве что в качестве небольшого Intro звучит тема песни Исаака Дунаевского «Моя любовь». Татьяна Спасибухова – вокал; Сергей Борисов, Денис Лоскутов, Павел Федоренко, Иван Голованов, Артём Бесчетвертных – саксофоны; Александр Куралесин, Александр Свергунов, Юрий Левшиц – тромбоны; Борис Щедрин, Юрий Голубинский, Ярослав Живов, Артём Жаров – трубы: Наталья Назарова – рояль; Сергей Игнатушин – гитара; Роман Воробьёв – бас-гитара; Михаил Крюков – барабаны. Ведущая – Анастасия Шевнева.

19-е октября. Воронежский концертный зал. «Ногу свело!» - «30 лет назло шоу-бизнесу» (так уж и назло?). Максим Покровский – вокал, бас-гитара, два напольных том-тома; Александр Волков – клавишные; Игорь Лапухин – гитара; Михаил Лихачёв – тромбон, перкуссия; Дмитрий Кричевский – барабаны. Песни: «В темноте», «Лилипутская любовь», «Наши юные смешные голоса», «Русский алфавит», «Бензин», «Инстаграм», «Яйца Фаберже», «Идём на восток», «Сибирская любовь», «Кукла», «Самурай», «Лето в нашем гетто», «Хару Мамбуру» и другие, даже «Лысая девочка» времён Московской рок-лаборатории». 2 часа.

25-е октября. Зал филармонии. «Игры без правил» - Камерный оркестр Игоря Лермана из Набережных Челнов при участии московского гобоиста Алексея Балашова. Вступительное слово Бронислава Табачникова. В оркестре десять скрипок, три виолончели, рояль и контрабас.
Первое отделение (50 минут):
1. А.Вивальди - концерт «Ночь»
2. А.Вивальди - «Зима» из «Времён года»
3. А.Паскулли - Концертная фантазия для гобоя и оркестра на тему из оперы Г.Доницетти «Фаворитка» (Feat. Алексей Балашов)
4. А.Марчелло - Адажио из концерта для гобоя и струнных (Feat. Алексей Балашов)
Второе отделение (1 час 7 минут):
5. П.Чайковский - «Русский танец» из «Лебединого озера»
6. П.Чайковский - «Июль» из «Времён года»
7. М.Мусоргский - пьесы из «Картинок с выставки» («Прогулка», «Гном», «Старый замок», «Tuileries. Ссора детей после игры», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов»)
8. П.Чайковский - «Думка»
9. В.А.Моцарт - «Рондо»
10. Несколько небольших бонусов: «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского, «Камаринская», «Турецкий марш» В.А.Моцарта и шутка  «Если бы Моцарт жил в Казани» - тот же «Турецкий марш» на татарский манер, «Пчёлка» Ф.Шуберта и ещё пара пьес. 

31-е октября. Клуб «Palazzo» (в прошлом – ДК им. Коминтерна). U.D.O. – проект Удо Диркшнайдера, более 30-ти лет назад покинувшего гр. «Accept». Udo Dirkschneider – вокал, Андрей Смирнов – гитара, Sven Dirkschneider – барабаны; и новобранцы: Fabian «Dee» Dammers – гитара, Tilen Hudrap – бас-гитара. Начало – точно в назначенное время. Два часа нового и не очень музматериала, - первые полтора практически нон-стопом, потом как бы бонусы. Изначально мероприятие  планируется в «Полтиннике»; продажа билетов по 2000 – 5000 рублей начинается примерно за полгода. И вдруг  чуть ли ни накануне - смена площадки. Всё это очень похоже на уловку, если не на аферу организаторов.  Например, обладатели билетов по 2 и 2,5 тысячи отправляются в танцпартер, то есть  с 2500 – 500 руб. переплаты. Ещё забавнее с билетами дороже 2500. Их меняют на «равноценные»,  при этом никакой равноценности здесь не может быть в принципе, ибо «сидячие» места в «Palazzo» это либо галёрка (балкон, большей частью боковой; туда попадают даже обладатели билетов по 4000), либо «столы» в нижнем ярусе, – удобно, но ничего не видно.

4-е ноября. Театр оперы и балета, фойе 2-го этажа. Продолжение проекта «Золотые хиты», приуроченное к его годовщине. Поют и регулярно меняют костюмы: Марина Безбородова, Светлана Дюдина, Фёдор Костюков, Алексей Тюхин. Играют: Елена Юдина (рояль), Елена Филатова (виолончель), Валерий Цыцылин (барабаны), а также скрипачка и баянист. Задник выполнен в виде триколора, видимо, в честь некого госпраздника. Из песен, не звучавших в марте и июне. можно назвать «Над синей водой» Бабаджаняна, «В горнице» Морозова, «До свидания, лето» Зацепина, «Клён» Акулова, «Из вагантов» Тухманова, «Комарово» Николаева. Первое отделение – 50 мин, второе – около часа.

5-е ноября. Зал филармонии. Заключительный (для Воронежа) концерт 23-й «Джазовой провинции». Ведущие Кирилл Мошков и Фладимир Фейертаг. Espen Eriksen и Gunnar Halle – дуэт из Норвегии, рояль и труба соответственно. Камерно-концептуальный по форме и романтический по содержанию лаунж в сугубо джазовом контексте. Местами труба звучит почти как «энигмовская флейта», иногда слышатся намёки на саксофон и даже на барабан, по которому водят щётками. 1 час.
Далее – квартет (вместо заявленного трио): Леонид Винцкевич - рояль, электрическое пианино; Steve Kershaw – контрабас; Николай Винцкевич - альт- и сопрано- саксофоны; Вартан Бабаян – барабаны. Последний оказывается чуть ли не ключевой фигурой, в том смысле, что слегка прифанкованный ритм барабанов напрочь перечёркивает свойственную формату трио камерность. Во второй части часового выступления выходит певица Ксения Коробкова. 
Хедлайнеры – ансамбль джазовой музыки под руководством Давида Голощёкина: Давид Голощёкин – флюгельгорн, скрипка; Николай Сизов – рояль; Гасан Багиров – гитара; Вадим Михайлов – контрабас; Виктор Щербин – барабаны; Юлия Касьян – вокал; она появляется после чисто инструментального блока, то есть, по схеме предыдущего состава. Джазовая классика чередуется с авторскими пьесами руководителя комбо. Голощёкин – немного странная фигура в отечественном джазе. С одной стороны – ярый приверженец и хранитель традиций, с другой – внутри мейнстрима чуть ли не новатор, это и отнюдь не канонические скрипка с виброфоном, и некоторое шоуменство, и опыты в звукозаписи (ещё в 70-е он многократным наложением  записал пластинку, где в одиночку сыграл на всех инструментах).  Ну и в финале концерта – 13-минутный Jam, в котором участвуют даже норвежцы, а также воронежский джаз-ветеран Игорь Файнбойм. 1 час 25 минут вместе с джемом. 
В тот же день, несколькими часами ранее – встреча в «Петровском» с Владимиром Фейертагом – патриархом советско-постсоветской джазовой журналистики и энтузиастики.

11-е ноября. Воронежский концертный зал. Алексей Романов (вокал, гитара) и Евгений Маргулис (вокал, бас-гитара) под полуофициальной вывеской «Группа выходного дня» (с намёком на «ВоскресенЬе», а не «ВоскресенИе»). На гитаре – Михаил Клягин, на губной гармошке и перкуссии – Борис Плотников, - оба работают в коллективе Маргулиса. На барабанах – Алексей Коробков, он состоит в штате гр. «Воскресень(и)е», номинально всё ещё существующей - после скандального (ну или преподнесённого как скандальный) ухода Андрея Сапунова. Вообще, история группы это куча составов, реинкарнаций, реюнионов и пересекающихся проектов. Каждый из фронтменов, понятное дело,  выходит со своим багажом. У Маргулиса он поскромнее: «Когда ты уйдёшь», «Дороги наши разошлись», «Шанхай-блюз», «Старые песни», «Мой друг»…  У Романова - повнушительнее: «Посмотри, как я живу», «Делай своё дело», «Научи меня жить», «Моя последняя любовь», «Радуюсь», «Солдат вселенной», «Дело дрянь», «Снилось мне», «Всё сначала», «Есть у меня», «По дороге разочарований», «Кто виноват?», «Снежная баба»… 1 час 53 минуты.
После «Ногу свело!» кажется, что неандертальский запрет всякой любительской съёмки в ВКЗ наконец-то ушёл в прошлое (в своё время скандал на концерте Кена Хенсли, когда мэтр мирового рока встал на сторону зрителей, а церберы с лазерными указками позорно ретировались, их не остановил). Ан нет, здесь снова звучит предупреждение перед началом. Церберы, правда, на людей не кидаются, но для этого и нет особых поводов, - снимают немногие, по-тихому и ближе к финалу.

16-е ноября. «Петровский». Reto Anneler Quartet из Швейцарии: Reto Anneler – альт-саксофон; Christoph Grab – тенор-саксофон (в апреле уже выходил на эту же сцену с собственным «Christoph Grab`s Raw Vision»); Lukas Traxel – контрабас; Claudio Struby – барабаны. Авторский джаз, укладывающийся в русло пост-бопа. В меру эмоциональный диалог саксофонов, меланхоличный бас, барабаны, парадоксальным образом сочетающие раскатистость и вкрадчивость. Маленькая ложка дёгтя (ну совсем маленькая – не будем преувеличивать) – шумно-застольно-детское мероприятие в смежном помещении. Шум и гам иногда (особенно на камерных кусках) врываются в зал. На одно мгновение дёготь превращается в мёд, - во время соло на контрабасе (без участия других музыкантов) детский крик с концептуальной точностью вписывается в паузу, отчего контрабасист заливается смехом. 1 час 17 минут.

17-е ноября. «Кровосток» в Большом зале «Station Mir»: Антон Черняк (aka Шило, Антон Обвальщик) – вокал (или голос, как кому угодно), Фантомас 2000 – электроника, бэк-вокал (или голос). Третий участник – текстовик и продюсер Дмитрий Файндюхайн (aka Дмитрий Файн, Доктор Фельдман) присутствует гипотетически. Презентация альбома «ЧБ», произведения из которого чередуются с «хитами разных лет»:
1. Лоси
2. Бакланы
3. Киса
4. Душ
5. Столярка
6. Г.Э.С.
7. Ломбард
8. Голова
9. Лобстер-пицца
10. В баре
11. Чебурашка
12. Теряю голову
13. Думай позитивно
14. Пожар
15. Куртец
16. Холодок
17. Москва-область
18. Череповец
19. Наёк ёк
20. Вишенка
21. Белый ягуар
22. Злые голуби
23. Биография
Минималистический гангста-рэп, оторванный от корней и перенесённый на российскую почву. Почти 1,5 часа.

18-е ноября. «Эвент-Холл». Вячеслав Бутусов (вокал, гитара), теперь уже без номинального «Ю-Питера» продолжающий стричь купоны на «зе бесте» «Нау»:
1. Эта музыка будет вечной
2. Одинокая птица
3. Тутанхамон
4. Взгляд с экрана
5. Люди
6. Титаник
7. Бриллиантовые дороги
8. Доктор твоего тела
9. Прогулки по воде
10. На берегу безымянной реки
11. Зверь
12. Утро Полины
13. Крылья
14. Дыхание
15. Хлоп-хлоп
16. Шар цвета хаки
17. Скованные одной цепью
18. Я хочу быть с тобой
19. Прощальное письмо
20. Синоптики
21. Князь тишины
Тур «Гуд бай, Америка», посвящённый 35-летию «Наутилуса Помпилиуса» длится уже второй год, теперь с уточнением «на бис». На электро- и акустической (9,10,20) гитарах – Слава Суори; на бас-гитаре и клавишных (6) – Руслан Гаджиев; на барабанах – Денис Маринкин; плюс клавишные из памяти электронных устройств. Аранжировки в той или иной степени новые, например, в «Бриллиантовых дорогах» слышатся отголоски техноромантики, а «Дыхание» и «Я хочу быть с тобой» попахивают трип-хопом. В целом же всё достаточно минималистично, без изысков, но качественно. Перманентный видеоряд; в «Синоптиках» это фотоизображения всей питерской рок-тусовки, - есть даже СиЛя. 1 час 48 минут.

22-е ноября. Снова в «Петровском»  Пётр Термен при участии пианиста Михаила Князева с тематической киномузыкальной программой, которая так и называется «Cinema Music». Спектр -  от «Двух бойцов» до «Гарри Поттера». Единственное пересечение с прошлогодним концертом -  «Moon River». Ну и конечно же небольшие комментарии и ответы на вопросы по поводу устройства, функционирования и истории терменвокса. Немногим менее 1 часа 15 минут.

23-е ноября. «12 Billiards Pub & Games» (клуб «12»). «Громыка» - изначально сайд-проект петрозаводского музколлектива «Револьвер», теперь вышедший на первый план: Максим Кошелев – вокал, ксилофон, металлофон; Павел Фролов - Stylophone 350s; Никита Власов – гитара; Андрей Петеляев – бас-гитара; Пётр Васьковский – барабаны. Шоу «Невозможное возможно». Слегка «бюрократизированный» вокал и тембры винтажных инструментов на вязкой «гаражной» подоснове, и всё это в танцевальных ритмах. Визуально-эстетическая составляющая замешана на атрибутах позднесоветского официоза, но без злого перестроечного сарказма. Музыканты в костюмах а-ля, если не члены Политбюро, то комсомольские секретари, с нарисованными бровями а-ля понятно кто; на фронтмене шапка «Пирожок» и велюровый шарфик. В центре – портрет А.Громыко. Тексты тоже отчасти отражают «эпоху застоя», но уже не столь прямолинейно. Песни: «Невозможное возможно», «Артём», «Мотыльки», «Говорил я вам», «Доставить в Москву», «Метание копьём», «Тестостерон», «Пушкин», «Паустовский, Бианки и Пришвин», «А я такой лёгкий», «Индейцы-ковбойцы», «Шаляпин», «Мужчина моего начальника», «Твоё электронное табло», «Розенбом» («Tequilajazzz» Cover)… Около полутора часов.

28-е ноября. Последний Jam 2018-го в «Петровском». Много вокала, мало духовых.  Андрей Дудченко – контрабас; Мария Квачук – рояль; Клим Сальников – барабаны; гр. «Blues Family»: Андрей Бондарев – вокал, Владимир Степаничев – гитара; Валерий Татаринов – бас-гитара, Александр Битюцких – барабаны; гр. «Майла Band»: Александр Майла – гитара/вокал, Владимир Шепелев – электроорган, Дмитрий Поклад – барабаны; Карина Кожевникова, Дарья Яковлева, Ангелина Торопцева, Снежана Ливенцева, Андрей Бондарев (без «Blues Family») – вокал; Игорь Рыжков, Дмитрий Сердцев – вокал, рояль; Руслан Назаров – гитара; Александр Куралесин – тромбон; Юрий Голубинский – флюгельгорн; Владимир Шабашов – барабаны; Юрий Гавердовский – конго, барабаны. 2 часа 5 минут.

30-е ноября. Сцена в ТРК «Арена». Выступление двух местных групп в рамках съёмки очередного выпуска музыкальной передачи «Вечер вместе. Музыкальная пятница» телекомпании «Губерния». Первое отделение (38 мин)- «Майла Band». Канонический ритм-энд-блюз, исполненный не совсем каноническим (см. выше) составом. Второе отделение (35 мин) – «ЧараЧукарэйра»: Артём Попов – вокал, гитара; Дмитрий Гришкин – бас-гитара, бэк-вокал; Александр Симонов – барабаны. Жизнерадостный русскоязычный поп-панк или даже диско-панк с проблесками «коммерческого потенциала».

6-е декабря. Клуб «Aura». Гости из Грузии «Mgzavrebi»: Гиги Дедаламазишвили – соло-вокал, акустические гитары; Мишо Мегрелишвили –  перкуссия, соло-вокал в одной (первой) песне; Дато Гогелия – бас-гитара, соло-вокал и акустическая гитара в одной песне; Бежо Амиранашвили – электро- и акустические гитары, пандури, чунири, бас-гитара в сольном номере Дато Гогелия; Гуга Кублашвили – флейта, пандури; Давит Угрехелидзе – клавишные; Лаша Дохнадзе – «бочка», кахон. Бэк-вокал - все, но о многоголосии в духе «Орэры» говорить не приходится. Презентация альбома «Geo». Презентуемый материал чередуется с предыдущим. Две песни на русском – «Прорвёмся» (старая) и «Высоко» (новая). Мы уже когда-то определили их стилистическую ориентацию как грузинский «шансон с человеческим лицом». Можно добавить, что некоторое мелодическое однообразие компенсируется «позитивным настроем» и этническим антуражем. Ровно два часа. Старт задерживается «всего» на 55 минут, что для «Ауры» далеко не предел.

Сейчас в виде исключения выйдем за рамки наших активов и расскажем о том, о чём следует рассказать. А именно о сорванном 6-го декабря концерте электронщиков «IC3PEAK» (Настя Кремлина и Коля Костылев). Воронеж – не первый город, где произошло подобное, но для самой «столицы Черноземья» это, безусловно, прецедент. Прокатившаяся несколько лет назад волна «православных» запретов нас не коснулась. А 18-го ноября текущего года в  «Station Mir» преспокойно выступил опальный рэпер Хаски (дружба с охранителем Прилепиным не спасла его от опалы). Тот же «Кровосток», случалось, нарывался на запреты. Изначально гастроль «IC3PEAK» планируется в «Station Mir», но после наезда «правоохранителей» хозяева (ну или арендаторы) площадки отказывают музыкантам. Новое место держится в секрете до последнего и объявляется незадолго до начала в закрытой к тому времени группе VK. Но «товарищ майор» не зря жуёт свой хлеб, - нет серьёзней угрозы правопорядку, чем музыканты-электронщики. В заведение срочно направляют подневольного человечка из Роспотребнадзора. Тот, немного порыскав в поисках «антисанитарии», вызывает полицейское подкрепление. В таком количестве, как будто бедолагу-роспотребнадзирателя захватили вооружённые бандиты. «Стражи порядка» блокируют сначала главный, а потом и запасной входы. Большая часть зрителей так и остаётся за порогом, но некоторые всё-таки умудряются проскочить внутрь. Музыканты даже начинают выступление, но длится оно не долго, - «антисанитарией» претензии «силовиков» не ограничиваются, у них появляются «вопросы» по поводу гастрольного менеджмента и (внимание!) авторских прав. Заканчивается эта феерия абсурда, можно сказать, на оптимистической ноте, - уходящие прочь гастролёры вместе с поклонниками прямо «на свежем воздухе» исполняют свой хит «Смерти больше нет», из-за которого, возможно, и разгорелся весь сыр-бор. Политического радикализма и революционности там нет, но, не пахнущие духами и свежестью, российские реалии отразились вполне аутентично. После Воронежа наступает своего рода «оттепель», - концерты в особо «духовных» Ростове и Краснодаре проходят без проблем. Возможно, из-за растущего градуса резонансности, а в Краснодаре ещё и благодаря истории с арестом Хаски, где охранка явно перегнула палку, выйдя за рамки даже собственных «понятий», и без того не блещущих благородством. Проблемы неожиданно возникают в Минске, - другая это история или та же самая, сказать трудно.

27-е декабря. Зал филармонии. «Новогодний джаз» от Big Band`а ВФ в двух отделениях (45 и 30 минут). Руководитель – Сергей Борисов. Ведущая – Анастасия Шевнева. Поют Алексей Попов (только в первом отделении) и Татьяна Спасибухова. Пополнение – саксофонистка Инга Кокачева. Две пьесы исполняются малыми составами – секстетом (тенор-саксофон, труба, рояль, гитара, бас-гитара, барабаны) и квартетом (тромбон, гитара, бас-гитара, барабаны). Предпраздничные сюрпризы – «В лесу родилась ёлочка» и «Серенький козлик» в собственных аранжировках. «Специальные гости» - танцевальный дуэт «Dolce Vita»: Юлия Рубанова и Денис Дунаев. У Т.Спасибуховой целых три песни на русском: «А снег идёт» А.Эшпая, «Моя любовь» и «Если печаль придёт» А.Цфасмана. Кстати, 6-го декабря, когда взгляды «Раз, раз, раз» были прикованы к «Mgzavrebi», а заочно - к «IC3PEAK», произошло ещё одно событие – тематический «внеплановый» концерт Big Band`а из произведений А.Цфасмана, а перед ним – лекция Юрия Гавердовского о советском джазе.

Вот и весь урожай-2018.

Намотать на ус
факты, а не сплетни.
Пусть последний «плюс»
станет предпоследним.

За чертой - чертог,
жалок и расплющен.
Подводя итог,
думать о насущном.

Чуть держась за тень,
вырваться из клетки...
Снова без затей
пишутся заметки.