Полчаса с ребёнком

Людмила Танкова
   В ворота частного дома вошла молодая женщина, вслед за ней торжественно проследовала четырёхлетняя девчушка с розовым бантом в светлых волосах. Малышка оглядела двор, удивлённо пожала плечами и недовольно сказала:
   - И что нас никто не встретит?
   - Почему никто, - пробасил хозяин дома, выходя из огорода, - я вас встречаю.
   - Слава Богу, - бросилась к нему в объятья девочка, - есть хоть с кем поздороваться. Мама Марина, скорее здоровайся.
   Мама Марина в это время выкладывала из сумки различные продукты.
   - Всё, что просили, я купила, - сказала мама Марина и принялась размещать привезённое по полкам холодильника. – Папа, деды попросили, чтобы я их свозила по делам. На улице жара. Посиди с Настей, пожалуйста, всего полчасика. Я туда и обратно. Посидишь?
   Дед посмотрел на улыбающуюся внучку. Её светлые косички трепыхнулись.
   - Деда, ты посидишь со мной? Я тебе помогать буду.
   Дед радостно закивал головой.
   - Что ж не посидеть то, тебе же ни полгода.
   - Мне четыре года, - торжественно объявила малышка, - и я уже большая.
   - Поезжай, дочка, - сказал отец и погладил внучку по головке, - мы справимся. Да, Настя?
   Светлые косички утвердительно тряхнулись.
   Мама Марина села в машину и отправилась помогать стареньким дедам решать их проблемы.
   - Вот и хорошо, - Настя удовлетворённо посмотрела вслед матери, потом вопросительно на деда, - что мы с тобой будем делать?
   - За ворота не выходи без меня, - погрозил дед пальцем, закрывая калитку, - иди в дом и почитай книжку.
   - Какую?
   - Агнию Барто.
   - Я её уже читала сто раз. Давай, я тебе её расскажу.
   - Я буду работать, а ты мне рассказывай.
   Девочка подбоченилась.
   - Нет! – она возмущённо затрясла косичками. – Тебе не будет слышно. А мне кому рассказывать? Воздуху?
   Дед покрутил головой в поисках заделья для внучки.
   - Иди, тогда поливай бабушкины цветы.
   Девочка радостно подхватилась с места: это так интересно – поливать. Водички много, и течёт она, куда захочет. Красная леечка замелькала среди роз и георгинов, астр и анютиных глазок.
   - Пейте цветочки, - приговаривала девочка, щедро заливая клумбу, - пейте тюльпанчики и глазки, я ещё водички принесу.
   Дед не заметил, как леечка переместилась к грядкам с огурцами, замерла около невысоких кустиков клубники.
   - Деда, а ягодку тоже поливать?
   - Конечно, - машинально сказал дед.
   Минут через десять дед поднимает голову. Внучка стоит на дорожке и льёт воду на клубнику.
   - Настя, нельзя лить воду на ягоду, она уже цветёт.
   - Ты сказал: «Да». Ягодка тоже хочет пить, - невозмутимо отвечает работница, и зачерпывает очередную порцию воды.
   - Поливай цветы.
   - Я их полила.
   - Тогда яблоньку.
   - Я её тоже полила.
   - А смородину?
   - Деда, я уже всё полила.
   Лужи в грядке всё увеличивались.
   - Всё! Полила, иди играй, - сердито говорит дедушка и отнимает у Насти леечку.
   - Не хочу играть, не с кем. Вани то нет.
   - Поиграй одна.
   Внучка уходит, и довольный дед хочет заняться своими делами. Не тут то было, Настя стоит рядом, на её крохотные руки надеты огромные верхонки.
   - Я тебе помогать буду.
   Верхонки сняты и прибраны повыше.
   - Иди покачайся на качели, - сердится дед на непослушного ребёнка.
   - Не хочу! Я тебе помогать буду.
   - Здесь опасно, - поясняет дед, - отлетит стружка, тебе больно будет.
   - Я уже большая и стружек не боюсь. Я буду молотком тебе помогать.
   Молоток в руках девочки целится по гвоздю…
   Дальше события развиваются как в ускоренном кино: молоток, клещи, гвозди, стамеска…
   Всё интересно девочке. Дед мечется от одного инструмента к другому. Наконец устаёт, собирает инструменты и поднимает их на верхнюю полку. Устало вздохнув, садится перекурить.
   Сидят дед и внучка на качеле. Хорошо!.. Солнце светит. Ветерок обдувает… Скоро мать приедет… Голова деда опускается на грудь, слышится его мерное дыхание…
   - Деда, можно я другую кисточку возьму? – слышит он сквозь дремоту.
   В блаженстве открывает глаза, перед ним стоит внучка. Её глаза сияют от счастья. В руках перепачканных масляной краской малярная кисть… Коричневые пятна охры густо украшают платье, ноги, нос и щёки девочки. Досталось и косичкам, и розовым бантам.
   В этот момент открывается калитка, и во двор входят дочь и жена. Настя радостно бросается к ним.
   - Мама, бабушка, я деду помогаю ванну красить!
   Белоснежная ванна для поливки вкривь и вкось вымазана краской, масляные пятна плавают по воде, красуются на деревянной дорожке и на спине серого кота…
   Немая сцена из Гоголевкого «Ревизора» взорвалась и поблекла.