О мере в вере

Владимир Лобарев
– В любом деле важно соблюдать меру. Ты согласен с этим постулатом? – Да.
  -  Но, всё же, давай потолкуем на эту тему. Для души. – Давай, дело привычное. – Газетную статью «Мечта неизъяснимая» начал читать и задумался глубоко. Автор её - А. Проханов – так далеко в мечтах своих взлетает, что с земли его не разглядеть бывает. Начало этой статьи: «Который уж месяц я двигаюсь по русским городам и весям, - ищу русскую мечту, ту загадочную, могучую сущность, которая делает народ бессмертным, непобедимым, проводит его сквозь огни и воды, сквозь медные трубы, переносит через чёрные ямины истории, спасает, когда, казалось бы уже нет спасения, двигает народ к его великой, возвышенной цели…». – Достойное Человека с большой буквы доброе дело он делает! Я сейчас подумал вот о чём, ты вчера говорил, что тебе не под силу обстоятельно и привлекательно изложить выдуманное тобой мировоззрение «ДЕЛО ВСЕХ» - духовное единение людей обережет всех. Так? Так. Вот и предложи этому автору сделать это! Он – то точно справится с этой задачей! Он же пророк! Он  - то уже точно поймёт твой замысел.
    - Давно писал в его газету свои первые тексты. Просто так, без всяких предложений. Одно заметил, вскоре в этой газете появилась рубрика «В лоб». Но о твоём предложении подумаю.       Продолжим разговор по теме: «О мере в вере». Читаю книгу «Державный плотник». Она издана в 1993 году, в Ставрополе. Тираж 50000 экз. Автор Даниил Мордовцев.  Прочитай, о многом по – новому начнёшь думать. Я уже думаю так. Что ты знаешь о Соловецком монастыре? – На островке в Северном  Ледовитом океане он был, а может быть и есть. В раннее советское время там был лагерь для перевоспитания противников советской власти. – Не это главное.   Благодушное царствование  «тишайшего» государя  оказалось самым бурным, роковым для России, государственно и духовно расколовшим её надвое. Чья рука направила сокрушительный обух на московский дуб? В книге даётся метафорический ответ на этот вопрос. Великий клин, расколовший Московское царство, был – идея. Идея, в каком бы виде она ни входила клином в государство, в общество, в семью, всегда входила клином в живое тело и расщепляла его: входила ли она в виде живого слова, проповеди, в виде книги, в виде знания, она всегда и везде одними  усваивалась и принималась, другими отрицалась. Этою идеею в то время была книга. В Москве появилась первая типография. Ясное дело, первыми надо было печатать богослужебные книги. С каких оригиналов набирать их? С лучших оригиналов,  -  ясное дело. Но обнаружились незначительные расхождения в текстах. Исправили. Напечатали. Старые люди отказались принять новые книги. Клин застрял в дереве, ни взад, ни вперёд. – Прямо как во время «перестройки» СССР!  - Слушай дальше. Тогда является обух и бьёт по клину. Клин повинуется страшной силе обуха, входит в дерево и расщепляет его надвое. Обух этот – Никон: он проклял тех, кто не признал  новые книги. Те ощетинились. «Процесс пошел». Соловецкий монастырь не принял новых книг и откололся от Московского государства. Его монахи готовы были умереть, но не сдаваться. Погибали, но не сдавались.  Натерпелись верующие  в одного Бога люди.  -  Двумя перстами креститься или тремя? – Ну, да, так внешне это расщепление выглядело. Я сравнил наши дела с теми. Крестились мы двумя «перстами» - общественная собственность и плановая система управления хозяйством страны, потом стали креститься тремя: частная собственность на заводы, фабрики, пароходы; свободные купеческие цены; открытые границы для дорогих заморских товаров и нашего дешевого сырья и энергетических ресурсов. – И чужим книгам верить стали. Есть ли сегодня монастыри типа Соловецкого? – Не знаю, и знать не желаю: я не монах, я мирянин.   В. Лоб.