Курица не птица, Болгария не заграница

Геннадий Юдин
После того как Горбачев в 1985 году объявил «плюрализм», борьбу за трезвый образ жизни и начал «перестройку» - т.е. развал экономики  и всей страны, народ почувствовал, как пелось в известной песне – ветер перемен, т.е. запашок от начавшего разлагаться самого главного организующего и направляющего органа – от Славы КПСС. Народ ведь думал, что это свежий воздух свободы, а оказалось это ветер разрушения и разложения. Этот «ветер перемен» разрушил страну и убил не меньше людей и судеб чем настоящая война. Вот в такое интересное время происходили все ниже описываемые события.

Ещё в мае месяце в лётном отряде началась суета среди экипажей, оказывается, в июне будут направлять в командировку в Болгарию. Там уже работают экипажи Аэрофлота, но Аэрофлот заключил ещё один контракт с индусами и теперь, из-за нехватки экипажей, просит Ростовский ОАО выделить экипажи для работы в Софии. Если вы были рождены в СССР, то должны помнить поговорку – курица не птица, бортпроводница не девица, а Болгария – не заграница.
Но, поскольку при работе за границей кроме основной зарплаты платят ещё и суточные в валюте, а также ты можешь бесплатно пожить в другой стране и ознакомиться с ней, что тоже очень интересно. Так что, полетать в зарубежной компании, посмотреть мир, и при этом ещё и хорошо заработать, это же класс! Поэтому командиры (а также члены экипажей)  имеющие блат и дружеские отношения с начальством, включились в борьбу за этот счастливый билет. Вполне понятное явление.
Поскольку я был рядовым штурманом Ту-154, и у меня не было «мохнатой лапы», то я во все закулисные дела не вникал и не интересовался. Летал себе в своё удовольствие, как говорится - поднимал профессиональный уровень подготовки и старательно продолжал подымать свой уровень знания английского языка. Мой личный опыт международных полётов показал – английский язык надо учить постоянно! И не только авиационную фразеологию, ведь за рубежом с людьми тоже надо общаться, и не только по работе. Поэтому на подначки, когда на стоянке в аэропорту или на отдыхе в гостинице я ковырялся в учебнике английского языка или слушал урок на плэйере, не реагировал. Чем у некоторых вызывал раздражение – умничает!
И вдруг подходят ко мне коллеги, сначала один, потом второй, и интересуются – знаю ли я, что мой командир уже добился, что наш экипаж направят в командировку, чуть ли не сто процентов. Ответил им, что ежели это так, то готов уступить им эту честь. В ответ получил странные улыбки. Самое интересное – командир молчит как рыба, видать хочет сюрприз сделать, ну, я тоже преподнесу сюрприз.
Тут такая история, экипаж у меня хороший и летаю с ним уже второй год. И командир и второй отличные пилоты, летать с ними спокойно, бортинженер – тоже опытный, грамотный, спокойный и в экипаже является успокоителем и уравнителем. Правда, капитан – холерик, и уже было несколько столкновений интересов на пустом месте, но это ерунда, регулируется. А вот то, что он и второй не дружат с английским языком, причём и не хотят заниматься, вот это уже плохо. Летать по Европе, где всё рядом, полёты короткие, радиосвязь интенсивная, все штурманские дела надо делать, да ещё и как переводчик выступай, ещё и спорить начнут -  ты не так понял диспетчера. Фактическую погоду принять не могут. Я на наших длинных международных рейсах, где всё известно, с ними мучаюсь, а там что будет? Так что поберегу своё здоровье и нервы. Пусть ищут себе навигатора, который за всех будет связь вести и свои обязанности при этом успевать выполнять на сто процентов.
Вдруг вызвали в эскадрилью. Пришёл, комэска и штурман отряда сидят, ждут меня.
«Константиныч, тут планируется командировка в Болгарию, со своим экипажем полетишь?»
Мысленно им поаплодировал. Молодцы, ведь уровень подготовки моего экипажа по английскому языку они оба отлично знают.
«Спасибо за доверие, но боюсь, что в составе этого экипажа не смогу обеспечить высокий уровень безопасности полётов».
Комэска и штурман отряда заулыбались – «спасибо за честный ответ, позже ещё побеседуем».
Ну и ладно, побеседуем.
После пары выходных летим в Москву. Командир какой-то необщительный, второй тоже нехотя со мной разговаривает. Я, видя такое неудовольствие, жду, чем кончится. Перед вылетом из Внуково не выдержал второй пилот – «так что, не хочешь с нами в Болгарию лететь, не нравимся мы тебе?».
«Отличные вы мужики, только вот с английским проблема! Вот ежели будете мне половину своих суточных отдавать за то, что вместо вас связь веду, то поеду с вами! (тоже мне, пошутил)».
«Милок, ты, видать, одурел!».
«А ты? Ребята, учите английский, время есть, и поедем вместе».
Бортинженер не остался в стороне: «а я тебе помогу экзамены принимать!»
На этом высокие договаривающиеся стороны закончили переговоры.
Опять вызвали в эскадрилью. На этот раз побеседовали на тему – а с кем из командиров и вторых пилотов я бы обеспечил высокий уровень безопасности полётов? Пришлось назвать несколько фамилий командиров и вторых пилотов, это же не является тайной, все друг дружку отлично знают. Понятненько, начальство тоже переживает, ведь ему тоже может достаться лечебный пендаль в случае какого-то лётного происшествия с экипажем.   

Через неделю вызвали на предварительную подготовку и тренажёр с новым экипажем. Каким-то образом фамилии командира и второго пилота совпали с теми, кого я называл. Пока на тренажёре отрабатывали особые случаи в полёте, пообщались, и  стало понятно – экипаж собрали под командировку. Самое интересное, видать сказался «ветер перемен» и потеря позиций КПСС, не было никаких заседаний парткома и месткома по выбору экипажей. Решили всё профессионалы, командиры отряда и эскадрильи, а не замполиты и секретари парткома. 
Через неделю нас ждал сюрприз, послезавтра летим в командировку. Мы попали в два первых экипажа на замену москвичей. Сначала прилетели в Шереметьево, там потратили полдня на подготовку: маршруты, особенности и т.д..  Шереметьевцы напугали тем, что в Софии плохо и дорого с питанием, поэтому перед отлётом купили аварийный запас копчёной финской колбасы и чёрный хлеб. Страшно в Болгарии без колбасы, вдруг у бедных болгар только помидоры и лечо.
Как говорили в советские времена: курица не птица, бортпроводница не девица, а Болгария – не заграница. Но при этом, все посетившие шестнадцатую республику делились незабываемыми впечатлениями и практически все видели там призрак капитализма. Сами понимаете, всё-таки сказывалась разница и в образе жизни и в достатке, да и не было там этого самого кондового коммунизма.
В семнадцать часов, вместе с копчёной колбасой, чёрным хлебом и конечно, с личными вещами, вылетели в Софию. На нашем Ту-154 рядом с надписью АЭРОФЛОТ надпись: CHARTERЕD BY BALKAN. Лететь два с половиной часа, погода великолепная, видимость миллион на миллион, гроз нет, атмосфера спокойна. Бортпроводники у нас - болгарские, дружелюбные, улыбчивые девчонки.
Первый сюрприз, экипаж кормят по бизнес классу. То есть очень даже обильно, разнообразно, вкусно и калорийно. Надо сказать, тогда у нас такого не было. На внутренних рейсах по всей стране была в основном небритая варёная курица, спортивных кондиций. Ну, будем в самолёте отъедаться. Если в Софии так голодно, как нам сказали.
По прилёту минибас компании отвёз нас в отель «Плиска» (кстати так называется и болгарский коньяк), гостиница принадлежит авиакомпании БАЛКАН. По тем временам, современный такой отель, у каждого сингл-рум, т.е. живём по одному, номер достаточно просторный, кровать – сексодром три на три метра. В общем, отдыхать комфортно. Разошлись по своим номерам спать, завтра с утра будем общаться с болгарским начальством – знакомство и инструктаж.
Утром позавтракали в ресторане нашего отеля. Однако, почему-то московская страшилка про плохое питание не подтверждается, нормальный шведский стол, не только помидоры.
Минибас компании привёз в офис. Пообщались с лётным директором и командиром эскадрильи, рассказали про наш опыт полётов, а нам рассказали о нашей планёрке на ближайшую неделю. Что, где и как при выполнении полётов, доставка на работу, с работы, медицинский контроль и т.д. и т.п… Вопросов нет, всё просто и понятно, летаем и выполняем компанейские правила.
На сегодня мы свободны, поедем, полюбуемся видами Софии.
Исторический центр Софии - уютный и чистенький. Что больше всего бросилось в глаза при первом посещении города – очень много зелени и цветов (особенно герани), на балконах, балкончиках и окнах, клумбах и везде где только можно. Народу на улицах немного, рабочий день. Только около турецкого посольства какой-то митинг, то ли болгары против турок-захватчиков митингуют, то ли болгарские турки на родину просятся. Совсем как у нас, горбачёвский плюрализм и проснувшееся самосознание. Прошлись по магазинам. Вот тут у них плюрализм не победил: большой и разнообразный выбор продуктов, а талонов нет, непорядок! Как это, вино, коньяк и водка без талонов? Они что, ещё свои виноградники не уничтожили? Почему нет антиалкогольной компании? Может они просто Горбачёва не уважают? Надо срочно написать Михаил Сергеевичу! Пусть примет меры, так им светлое коммунистическое будущее не построить! Выпьют винца, расслабятся и враг их захватит.
Гуляли по городу до вечера. Как стемнело, зашли в бар перекусить и попробовать местного пива – нормальные цены, как в Ростове в самом лучшем баре, только пиво гораздо лучше, да и закуски посвежее и повкуснее, ну и выбор сортов пива – не  сравнить. После наших пустых витрин и масла по талонам начинаешь сомневаться в мудрости и верности учения Карла Маркса и Владимира Ильича Ленина.

Первый рейс утренний, в Варну. Когда готовились к вылету, подошёл наш болгарский комэска. Записался в задание на полёт, сказал, что летит с нами в Варну по делам. Что-то там надо проверить.  Надо, так надо, полетели. Особого секрета нет, ведь он теперь несёт за нас ответственность, хочет посмотреть, что за летуны такие, не начудят ли.
При заходе на посадку в Варне выполнили скоростной заход – это когда сначала выпускают закрылки, и только при входе в глиссаду выпускают шасси.  Такой заход позволяет подходить к полосе на большей скорости, то есть сокращает время захода. А за счёт того, что шасси выпускаются позже, сопротивление воздуха меньше, используется меньший режим работы двигателей и экономится топливо. Раньше такой технологии захода на посадку советские пилоты не использовали. Сначала выпусти шасси, и только потом закрылки. Пришлось внедрить это дело из-за международных полётов, уж очень часто наши самолёты болтались как цветок в проруби и мешали другим самолётам при заходе на посадку за рубежом.  Так что, разработали новую технологию работы экипажа, внесли в руководство по лётной эксплуатации, провели тренировки с экипажами – ну и вперёд, к новым трудовым успехам.
Летим назад, Константин (комэска), тоже возвращается в Софию, всё порешал. После посадки интересуется, почему мы нарушили РЛЭ (руководство по лётной эксплуатации). Командир удивлённо интересуется – где и когда. Открыли РЛЭ и показали раздел про скоростной заход. Комэска обалдел - выясняется, что это самое изменение и дополнение в РЛЭ по скоростному заходу, в авиакомпанию Балкан не пришло. Матюгнувшись, конечно на русском, побежал в компанию выяснять, в чём дело??? Как же так??? Ну, бывает. Иногда мы впереди братьев по соцлагерю.
И начались трудовые будни. Летаем в Москву, Берлин, Прагу, Варшаву, Бургас, Варну. Рейсы в Лондон, Мадрид и другие капстраны выполняют москвичи, ну, так контракт составили, они хозяева. Ведь там платят фунтами, марками, долларами. Ну, нам и эта работа интересна. Языковая практика хорошая, ведь связь везде на английском. Правда, в московской зоне диспетчера просят на русском связь вести, им так проще. Иногда в Софии или Берлине диспетчера просят поговорить на русском, тоже тренируются. Утренние рейсы проходят спокойнее, а вот если летишь после обеда, то из-за гроз вертимся ужом. Европа маленькая, все страны по территории тоже маленькие. Начал грозу обходить, а вместо Венгрии попадаешь в Румынию, вместо Австрии в Чехословакию, сплошной головняк. Хорошо хоть здесь не так, как в СССР, где всем командовали вояки и было: туда нельзя, сюда нельзя, раз не можете обойти – вертайте взад, запретная зона и прекратите разговоры. А тут Европа, тебе разрешат обойти и помогут, всё гораздо проще, если правила и английский язык хорошо знаешь. Тесно в старушке Европе, нельзя по-другому. Вот вчера вечером, возвращались из Москвы в Софию. Над Румынией грозовой фронт стоял высотой километров четырнадцать-пятнадцать, верхом не обойдёшь, и разрывов нет. Пришлось запросить обход через Венгрию и Югославию. Крюк километров триста сделать пришлось, зато без болтанки, молний, града и прочих приключений. Ну, пришлось венгерским, югославским и румынским диспетчерам ситуацию разъяснять и обговаривать новый маршрут, но это лучше кувыркания в грозе. Софийский диспетчер даже обрадовался нашему появлению, оказывается пару бортов из-за грозы не прибыли, так что на утренний рейс нет самолёта.
Кстати, совсем забыли про московскую страшилку о голоде и дороговизне в Болгарии, питание на борту такое обильное и качественное, что всё съесть невозможно. Так что забираем часть питания в отель. Вечером или по выходным, если лень сходить в ресторан отеля (где скидка экипажу 75%)  или в кафешку поблизости, нам этого вполне хватает.
В выходные бродили по магазинам, ведь домой надо привезти подарки. Как вы думаете, с чего мы начали покупки? Угадайте с трёх раз, мимо чего большинство русских не пройдут мимо?
Ну, угадали? Вы правы – это книги. Тут просто сумасшедший выбор книг на русском языке, на любой вкус, запрос и любых авторов. Так что весь экипаж закупился в книжных магазинах по полной программе. Конечно, не обошлось и без кроссовок и джинсухи всех видов на всю  семью.
Всё-таки по сравнению с нами живут болгарские братушки на голову выше, хотя не запускают ракеты и не перекрывают могучие реки. Ничего не понимаю, страна маленькая, а продуктов производит так, что всем хватает и не надо никаких талонов, одежду, мебель – тоже не надо в очереди стоять. Это что ж за социализм такой? Им же заняться нечем, не надо стоять в очереди за молоком для детишек, не надо переплачивать за мебель или одежду спекулянтам. То-то они сидят по кафе и барам, время убивают, пьют кофе и не хотят дома кашу готовить. Разлагаются. Совсем забыли, что надо строить светлое будущее и стоять в очереди за молоком. Может потому, что у них нормальное настоящее? Да что это я клевещу на самый лучший в мире социалистический порядок? Надо будет повысматривать потщательнее ихние недостатки. А то так можно перестать верить в коммунизм, светлое будущее всего человечества, а без этой веры как жить-то? Ну, ладно, вернёмся к прозе жизни в Софии.
Мы нашли отличное место для отдыха, оказывается, в центральном софийском парке есть большой открытый бассейн, это что-то типа городского пляжа. Поскольку стоит жара, мы с удовольствием посещаем водные процедуры, местные жители тоже, постоянно толпа народа отдыхает и в бассейне и в парке. Посетили гору Витоша, когда поднялись на верхнюю точку подъёмника – 1810 метров, решили прогуляться и полюбоваться видами с высоты. Но в итоге так замёрзли, что еле дождались очередной кабины. Внизу плюс тридцать, а здесь около десяти градусов тепла и сильный ветер, окоченели как пингвины, и пикник решили провести внизу, там, где комфортнее.
У нас интересная новость. Оказывается, наши жёны могут прилететь в Софию. Размещение в отеле в наших номерах – бесплатно, перелёт в Софию членам семей – бесплатно. Единственно, что надо, это приглашение от авиакомпании. Съездили в компанию, оформили приглашение. Командир отряда высказал надежду, что наши одноместные номера позволят нам жить с комфортом, и пошутил, что не сможет платить нашим жёнам суточные, мы посокрушались этому недостатку.
Так что через пару дней меня отправили с этими приглашениями и закупленными подарками утренним рейсом в Шереметьево, и далее в Ростов. Жена поразилась моему внезапному появлению, а уж тем более приглашению в Софию. Ну, загранпаспорт у неё есть, так что через три-четыре дня прилетит в Софию. Остальным жёнам она приглашения передаст, а уж они приедут, когда решат паспортные проблемы.
Прилетели в Шереметьево, сегодня забираем мою жену в Софию. Нашёл её в зале вылета и повёл через служебный выход на самолёт. Пока шли, Наталья рассказала, что на всякий случай выписала бесплатный биле Ростов – Москва – София. В Шереметьево, она пошла к представителю авиакомпании Балкан, представилась ему, вручила ему бутылку коньяка и попросила оформить свой билет с открытой датой на наш рейс. Представитель заявил, что этот билет она может использовать в следующий раз, а сейчас, как член семьи работника компании летит по лётному заданию. На служебном КПП  пограничники проверили паспорт, сверили задание на полёт – всё есть, внесена в задание, как и положено. Таможенник оформил декларацию, и мы пошли на самолёт.
Вот тут-то и началось самое смешное. Сначала, пограничный наряд на борту воздушного судна, проверив задание на полёт и паспорт, пропустил  Наталью в салон. Бортпроводницы посадили её в бизнес-класс, и мы начали готовиться к погрузке пассажиров. Но тут на борт явился старший наряда, который заявил что так не положено, где билет на пассажирку. Опешивший представитель авиакомпании объяснил капитану, что никакого билета не надо. Капитан вызвал начальника смены. Прибывший на борт майор почесал затылок и заявил, что нужен хотя бы посадочный талон. Представитель обалдел ещё больше – зачем??? Вот же задание на полёт!!! Ну, сами понимаете……
Ну, уж если вам так нужен посадочный талон – вот, берите. У представителя их при себе пачка. В итоге приняли соломоново решение.  Наталья, с посадочным талоном и паспортом, в сопровождении майора, вышла на пассажирский КПП, где её повторно зарегистрировали, и благополучно вернули на борт. Все добродушно посмеялись, как говорится, проблема решилась малой кровью.
Через два часа тридцать минут, уже в Софии, подошли к болгарским пограничникам, надо ли ставить в паспорт печать о въезде. Те посмотрели задание на полёт, паспорт, и заявили, что ничего не надо. Ну и хорошо.
По приезду в отель решили устроить небольшой фуршет, благо завтра выходной. Поскольку время позднее и ресторан уже закрыт, собрались в нашей кают-компании – в номере второго пилота. Накрыли на стол, и Виктор полез в шкаф за вином. Сначала услышали звон бутылок, а потом глухой стук и охи Виктора. Ему на голову свалились сначала несколько бутылок болгарского вина, а затем и копчёная колбаса, привезенная из Москвы. Колбаса была копчёная, а теперь, за время, проведённое в шкафу, стала ещё и сушёная. Наталья удивлённо спросила – « А это что за засушенные сосиски?». Такой вид приобрела колбаса из аварийного запаса, мы про неё и забыли. Объяснили - это наше спасение от голодной смерти! Развеселили её очень.
Поскольку всё необходимое для семьи было мною уже закуплено, то Наталье почти не пришлось заниматься шопингом, так, по мелочи, ведь хотя бы косметику самой надо купить. А культурную программу с посещением достопримечательностей Софии она всё равно выполнила по полной программе, хотя уже посещала этот славный город четыре года назад в турпоездке. Я вам так скажу, турпоездка, тоже хорошо и интересно, но когда ты живёшь в городе какое-то время самостоятельно и решаешь, куда пойти, сам, это совсем другое дело.
Правда, пришлось всё-таки Наталье походить в походы по магазинам. К моему коллеге из второго экипажа жена не смогла приехать, дочь в институт поступала. Вот он и потребовал себе консультанта для покупок своим женщинам. Кроме того, он заставил её ходить на завтрак. Когда мы выполняем утренний рейс, то, конечно же, жена не вставала в пять утра на завтрак. А поскольку она себе устроила персиковую диету, то решила не завтракать и не обедать. Кстати, таких персиков я больше не пробовал: золотистые, с красным бочком, душистые, сочные и вкус – пальчики оближешь! Весь подоконник был завален персиками и в номере стоял сладкий аромат, прямо как в саду. Так что желания посещать ресторан ради завтрака у жены не было. Но Володя заявил, что раз оплачено, то нечего завтрак в пропасть выбрасывать. Так что в восемь утра, разбудив Наталью по телефону, он конвоировал её на завтрак.
Что интересно, мы, за не такой уж большой срок немножко оболгарились. Как-то так получилось, что мы стали как болгары, сидеть в ближайшем кафе за столиком на улице, пить кофе и вести неспешные беседы. Ну не смотреть же всё время в номере телевизор, где Чумак воду заряжает?
Вот уже и экипаж нам на смену прилетел, заканчивается наша командировка. Денёк на расчёт с компанией «Балкан» и получение благодарности и подарков за хорошую работу от администрации, и вот мы утром в аэропорту грузим наши покупки и проходим погранконтроль. И опять смешная история, когда жена прилетела в Софию, болгарские пограничники штамп на прибытие не поставили, сказали – не надо!  А теперь выяснилось – надо! Опять хождение по пограничному начальству, ну, тут они проще смотрят на эти формальности и быстренько всё оформили.  Повезло Наталье, не оставят её жить в Болгарии, всё-таки вернётся домой.
По прибытию в Шереметьево передали самолёт новому экипажу и направились на таможню. Поскольку вещей у нас много, таможня решила нас немного пошмонать и начала тщательный осмотр. Все вещи через сканер, валюту надо предъявить и пересчитать. И началось. Четыре вида валют, декларация и валютная книжка, пересчёт мелочи, а тут ещё мои вещи застряли в сканере…
На таможне возникла пробка, ведь там есть ещё и другие экипажи и на вылет и по прилёту. Обстановка накаляется…
Кончилось тем, что выскочил старший смены, «похвалил» своих инспекторов добрым словом, и нас чуть ли не пинками оформили и выставили с таможни. Кстати, сканер так и не заработал, с трудом вытащили общими усилиями из него мои вещи.
Пока мы посещали лётный отряд, где доложили о завершении командировки и получали зарплату, жена сидела в зале прилёта и охраняла багаж всей команды. И очень хорошо, что она задержалась в аэропорту. По громкой связи её вызвали к погранпункту. Оказывается, пограничник перепутал паспорта, и выдал ей паспорт какой-то полячки, а она даже и не глянула, что ей дали. Доверчивая ...
Переезд во Внуково, перелёт в Ростов, и вечером мы уставшие затаскиваем болгарские сувениры  комнату. Устали так, что бросили весь багаж не распаковав, посреди комнаты и обессиленные легли спать. Ночью раздался телефонный звонок. Жена, бормоча спросонок – чёртов Вовик, опять на завтрак… Падает, споткнувшись о сумки, и произносит – ой, мы же дома!
Вот теперь чувствуется, что командировка закончилась.