Невольник чести

Владимир Калуцкий
Поэт Павел Гвоздёв принадлежит тоже из той плеяде великих, кто споткнулся на пороге 37-ми лет.
Вот странное дело. Очень трудно понять, почему одних Провидение делает кумирами поколений, а других, столь же талантливых, предает забвению? Я вижу теперь , для примера, двух поэтов. Современников, друзей. однополчан. одного звали Михаил Лермонтов, а другого - Павел Гвоздев. Первый стал великим русским поэтом, а о втором не помнят даже на его родине - в городке Тим, Курской губернии. А ведь по накалу стиха, по мастерству его исполнения, по злободневности поэты вряд ли уступали друг другу.
Кто та сила, что развела их славу в веках?
Биография Лермонтова известна всем. О Гвоздёве остались крупицы сведений. Известно лишь, что родился он в 1815 году, а умер в 1851 "от разлития желчи". Но все его неполные 37 лет были наполнены столь крутыми содержанием, что на три полнокровные жизни хватило бы. Начать с того, что учился он в той самой школе гвардейских подпрапорщиков, где и Лермонтов. И стихи писал лучше. За что обратил на себя внимание шефа школы,. великого князя Михаила Павловича. И все шло к блестящей карьере гвардейского офицера, если бы не дисциплинарный проступок Гвоздёва. Он назвал подлецом старшего по званию.
И оказался на три года на кавказском театре военных действий, в юнкерском звании, приравненном к солдатскому. И тут он скоро отличился так, что был представлен к офицерскому званию. Несколько раз. Но, как и требовал Устав, получил его лишь через три года.
В эти три года вместилось очень многое. Гвоздёв усиленно писал, его стихи в списках ходили по России, а самого поэта считали среди лучшим и сами сочинители, и читатели. Павел Гвоздёв сложился,как яркий представитель пушкинской стихотворной школы. Это был поэт уже современной русской литературы, критический реалист с неповторимым почерком и слогом. Когда погиб Пушкин, Гвоздёв написал замечательное стихотворение в его память,ставшее сразу и откликом на лермонтовское "На смерть поэта". Однокашники по школе подпрапорщиков, Лермонтов и Гвоздёв сошлись уже на Кавказе, и не расставались до самой смерти великого поэта. Гвоздёв был на роковой дуэли.
Получив офицерский чин, Гвоздёв вышел в отставку. Он устроился чиновником Морского министерства, которое возглавлял его родной брат Александр Александрович. Теперь, когда над поэтом не довлел ни Устав, ни начальство, он мечтал без остатка предаться сочинительству.
И умер.
Даже портрета не осталось.
И кто нынче помнит поэта пушкинской плеяды Павла Гвоздёва? Петербург ли, Москва ли. Пятигорск ли, Курск ли?
Увы.
Но, чтобы вы почувствовали размер потери, прочтите, хотя бы, одно стихотворение Павла Гвоздёва. Этого курского соловья, достойного славы своего великого земляка Георгия Свиридова.

***
Павел ГВОЗДЁВ

Ответ Лермонтову на его стихи «На смерть Пушкина»

Зачем порыв свой благородный
Ты им излил, младой поэт?
Взгляни, как этот мир холодный
Корою льдяной одет!
Напрасно звук души печальной,
Как эхо порванной струны,
Раздался в песне погребальной...
О нет, поэт, твоей страны
Сердца покрыты зимней вьюгой,
Их чувства холодны, как лед,
Их души мертвые в кольчуге,
Им недоступен твой полет!..
Напрасно лирою печальной
Ты им воспел удел Творца:
Слезы не кануло прощальной
На гроб убитого певца —
Певца Кавказа, русской славы...
Им песнь твоя, как суд кровавый,
Для них она, как грозный меч;
Не мог ты в их душе презренной
Свободной истиной зажечь
Огонь высокий и священный.
Не понял их бездушный свет
Порыва благородной чести:
Их души алчные, поэт,
Горят в коптильнях низкой лести;
Твой стих свободного пера
Обидел гордое тщеславье,
И стая вран у ног царя,
Как милость, ждут твое бесславье....
Но ты гордись, младой певец,
Пред кознями их адской злобы:
Не расплести им твой венец...
Пусть даже растворятся грОбы,
..............
..............
Не ты ль сказал: «есть грозный суд!»
И этот суд — есть суд потомства,
Сей суд прочтет их приговор,
И на листе, как вероломство,
Он впишет имя их в позор.

написано 22 февраля 1837 года