Труба-дело. Повесть. Глава 3

Виктор Яхнес
Глава 3.

Утро понедельника в корне отличается от выходного утра: все выглядят какими-то деловыми, озабоченными, спешащими – и птицы, и люди, и машины.

Дед спозаранку хлопотал с цветами...
 
Родители Джулии, как всегда, уезжали на машине на работу.

Дочь ласково и снисходительно чмокнула деда в щёку.

Деду захотелось поворчать:

«И зачем вам на двоих такая большая машина? Зря бензин жжёте…»

Управившись с утренними хлопотами и позавтракав, Джулия с дедом  вышли на веранду покурить-посекретничать.

Неожиданно у ворот дома останавилась полицейская машина...
Местный полицейский и ещё один в штатском подошли к ним:

«Джулия! Я очень сожалею…
Ужасная автокатастрофа… Отец скончался на месте…
Мама в критическом состоянии... Примите мои соболезнования…»

Легко склонил голову перед дедом:
«Необходимо выехать на опознание…»

Джулия как-то сдавленно зарыдала, инстинктивно прижалась к побелевшему деду...

Спустя пару горестных часов консилиум врачей вынес вердикт:
спиной мозг повреждён настолько, что утрачены практически все нервные импульсы. Речь не может идти об их восстановлении...

Есть лишь возможность электрической стимуляцией наладить имитацию эффектов таких импульсов.
На сегодняшний день это может сделать только один нейрохирург в мире – Аркадий Лившиц... Он живёт в Израиле...

Первую после шока мысль дед произнёс вслух сквозь сжатые, слегка подрагивающие губы:
«Это судьба…»

Потом был тяжёлый перелёт Нью-Йорк-Тель-Авив...

Долгий, обстоятельный, даже душевный разговор с доктором Лившицем...
Профессор Тель-Авивского университета, практикующий нейрохирург больницы «Меир» в Кфар-Сабе...

«Я читал лекции в Америке, бывал на конгрессах нейрохирургов...
Да, метод электростимуляции спинного мозга для восстановления его проводимости при пересечениях во время травм или заболеваниях уже используют, правда, почему-то пока очень робко.
На морских свинках, в основном.

Такие операции я делал тридцать лет назад в СССР...»

Дед не мог не спросить как эмигрант эмигранта:
«Отчего вы уехали в Ираиль?»

«Я жил в шикарной квартире в центре Москвы, на углу Большой и Малой Бронной, в четырехкомнатной квартире, в элитном доме, где жили космонавты, артисты…
Моими соседями, например, были Никулин и Плятт.

У меня были дача, две машины – служебная с шофером и личная.
Но наступили такие времена, что человек в столице был совершенно не защищен ни от чего.
Я не знал, когда мои дети уходили из дома, вернутся ли они невредимыми и вернутся ли вообще.
Не потому, что они евреи (хотя и это тоже), но потому, что на улицах был беспредел.

Кроме того, потерялись все моральные ценности...

Был случай, когда ко мне пришел мой ученик, положил мне на стол свой диплом и заявил: «Аркадий Владимирович, я ухожу из науки в бизнес».

Другой сказал: «Я больше думаю о том, как прокормить детей, чем о науке»…

Я потерял возможность управлять сотрудниками, на которых делал ставку, которые мне казались перспективными.

Тут меня позвали на консилиум в Израиль, и я взял с собой маленькую дочку.
В это время в Москве вдруг началась бомбежка Белого дома.
Мне все в Израиле говорили: «Куда ты возвращаешься?»
И я остался».

«Не думайте, что я волщебник...» — сказал доктор Лившиц после детального обследования пациентки.

«Сила поражения спинного мозга вашей дочери такова, что чудо, что она осталась вообще живой...

Нельзя порванный спинной мозг сделать таким, каким он был до травмы...
Там на один квадратный сантиметр четыреста тысяч проводников.
Можно вести речь только о поддержании функций организма...

Если больные выживают после такой травмы спинного мозга, то многие из них страдают от всевозможных осложнений.
Потому что в парализованных зонах мочевой пузырь, например, не работает...»

«Скажите, доктор, — проявила осведомлённость Джулия, — а правда, что нервные клетки не восстанавливаются?»

«Нет, золотце, восстанавливаются...» — был ответ авторитета.

«Не дай вам бог попасть в золотые руки Лившица и дай вам бог получить удовольствие от его уникальной жизни», — написал М.М. Жванецкий в предисловии к книге Аркадия Лившица «Жизнь. Хирургия. Судьба».

Мама Джулии прожила вместе с отцом и дочерью в Израиле три года...


Продолжение следует...