Старые индийские фильмы

Лариса Павлович 2
Попав в Индию и интересуясь культурой этой страны, начала пересматривать индийские фильмы, созданные с 60-х и до 90-х годов прошлого века. Хотелось погрузиться в ту старую добрую атмосферу, насладиться этими красивыми лицами, яркими одеждами и богатыми украшениями, музыкой и танцами, (если последние не слишком дурацкие). Ну и конечно, моралью, которая пронизывает все старые фильмы.

Индия находится под знаком Рака, это женственной, семейный знак. Все события в фильмах тех времён вращались вокруг дома, любви и семьи. Жених или невеста обычно проходили ряд препятствий, связанных с кастовыми и имущественными различиями, и, доказав, что они достойны этого брака, в конце соединялись. В фильмах того времени обычно показан весёлый и благородный герой из народа, полюбивший девушку из высших слоёв общества. Он либо чудесным образом разбогатевает, найдя богатого отца, потерянного в детстве, либо делает карьеру исключительно благодаря своим добродетелям и стойкости характера.

И почти в каждом фильме взрослый сын находит богатого отца, потерянного в детстве. Случайно ли это? Отнюдь нет. Когда-то в древности Индия потеряла "богатого Отца" - Бога, променяв его на всевозможных идолов в форме людей, полулюдей и даже животных. Вместо единобожия Индия пошла по пути идолопоклонства, но в конце Бог всё же находит своего потерянного сына-индуса, и вместо индуизма проявляется давно потерянная религия души, древняя религия Бхарата. Связав это с собой, скажу, что в общем и целом мы, дети Бога, разбросаны по всему миру, затерянные среди многочисленных религий. Нас тянет в Индию, потому что Бог пришёл именно сюда! Но вокруг него написано и сказано столько лжи, что распознать Бога-Отца таким, каков он есть, почти невозможно. Даже среди русских есть уже много тысяч, перешедших в индуизм вместо западного единобожия, и лишь немногие, отвергнув индуизм как идолопоклонство, находят истинного Бога Бхарата (Бхаратом в древности, во времена рая, называлась Индия. Возможно, территориально Бхарат намного превосходил ныненшнюю Индию и включал в себя прочие земли, в том числе и нашу Сибирь).

С Богом разобрались. Теперь о морали и нравственности. Когда смотришь эти фильмы, то примеряешь их тамошнюю жизнь на себя и думаешь: а смогла бы я жить так, как они, то есть постоянно оглядываться на соседей и на общественное мнение? Смогла бы спрашивать разрешение у мужа, прежде чем куда-либо выйти из дома? У Водолея совсем другие приоритеты, чем у Рака, поэтому так жить я бы не смогла. Не хотела бы быть домохозяйкой, зависящей от мужа, даже если он любит тебя, заботливые и богат. И что интересно, герои фильмов всегда идут наперекор обществу и семейной тирании. Например, средневековой святой Мире семья мужа запрещала ходить в храм Кришны, но плевать она хотела на них! Кришна был ей дороже жизни. За это религиозный суд приговорил её к смертной казни, ей принесли чашу с ядом, она выпила и не умерла, тогда её, наконец, отпустили к Кришне. (Фильм "Мира", в главной роли Хема Малини).

И последнее, натурные съёмки. В Индии трудно найти красивое место для съёмок, чтобы влюбленные резво бегали и обнимались на фоне поля, реки или гор. Увы, природа центральной Индии убита человеком, везде поля, леса почти нет. Горы в центральной Индии низкие и не живописные, на земле мусор, траву съели бездомные коровы. Поэтому в те годы киношники ездили снимать фильмы в Кашмир, мусульманский штат на севере Индии. Сейчас там неспокойно, поэтому фильмы там вряд ли снимают. А тогда, в 60-80-е годы, почти все натурные съёмки делались там. По природе и горам видно, что это Кашмир, но в фильме хотят изобразить, что это Индия, и вокруг не мечети, а индуистские храмы. Кашмир до его исламизации был самым живописным местом Индии, хотя стал индийским штатом только после завоевания его Акбаром в 16 веке. Если бы не его исламизация, я бы хотела из жизни в жизнь жить там, среди красоты природы и местных людей. Но это уже другая тема, а что касается кино, то неестественно то, что среди этого мусульманского штата изображают чисто индийскую жизнь: женщин в сари, мужчин индийского типа, индийские храмы. Кашмирцы другие, они больше похожи по одежде, лицам и фигуре на представителей Средней Азии.

Ну а что касается современного кино, то оно явно опопсело по сравнению с фильмами того времени. Да и основные сюжеты были исчерпаны тогда, сейчас уже тема нахождения бедным сыном богатого отца не прокатит. Не хочется терять на них время, вот и всё. Прежняя душевность исчезла, вместо индуистов снимаются одни мусульмане, потому что последние более накаченные и фигуристые по сравнению с рыхлыми индуистами. Женские лица уже не такие привлекательные, как раньше. Ну нет больше красавиц, похожих на богинь, с огромными глазами и маленьким ротиком... Кстати, обратила внимание, как они говорят: губки едва шевелятся, чтобы подчеркнуть нежность и добродетельность речи. А сейчас этого уже нет. (Вчера присела отдохнуть и залезть в интернет, поднимаю глаза - а надо мной грубая женская @па в джинсовых шортах и страшные ноги, жирные и целюллитные. Это современные богатые индуски, которые переняли западный образ жизни, сбросили сари и приезжают в Гоа на праздники). Какая жизнь - такое и кино...