Средь спелых хлебов Самарии

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                Мощная фигура Христа приковывает к себе внимание, оставляя в тени последователей нового учения.
                Одни неотрывно следуют за Учителем и становятся его апостолами, другие время от
                времени присоединяются к экклесии и именуют себя учениками, третьи - страждущие, обиженные,
                изнемогшие – толпятся вокруг Пастыря, внимая его слову и надеясь на избавление от невзгод.
                Наивные и искренние, они не скрывают своих взглядов и уповают на Господа …
                Но есть у Христа и «другие овцы, которые НЕ СЕГО ДВОРА». Те, кто предоставляет ему осла, высылает
                навстречу человека с кувшином, отводит горницу для тайной вечери. Те, кто тайно посещает его
                по ночам, как Никодим, хоронит в собственном склепе, как Иосиф, или пытается «нечаянно взять
                его и сделать царем» во время умножения хлебов.
                Видимо, их селения посещает Иисус, когда уходит в «пустынные места», в их дома направляет он
                своих апостолов. Эти мессианские секты, «чающие утешения Израилева», разбросаны по всей
                стране. Встречаются они даже во враждебной Самарии. И не случайно иудеи подозревают Иисуса
                в связях с самарянами, а тот не опровергает их обвинений*. Не случайно именно в самарийском
                городе Сихарь Иисус говорит о зрелости местной паствы, которую «сеяли» и «взращивали» другие, а
                «жать» будет сам Мессия с учениками**.
                О них и об их отношениях с Учителем и пойдет речь в данной статье.

------------------------------------------------------
      *  «На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус
           отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня». (Ин 8 48-49)
     ** «возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. <...>  Я послал вас жать то,
            над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их». (Ин 4 35-38)
------------------------------------------------------



СРЕДЬ СПЕЛЫХ ХЛЕБОВ САМАРИИ

Кого только ни встречал Иисус Христос на пыльных дорогах Иудеи, Галилеи, Самарии и Заиорданской стороны! Нищие и владельцы имений, правоверные иудеи и язычники, здоровые и калеки сбегались к нему в городах и селах, сопровождали в пути или попадались на дороге… Каждая встреча оставляла в памяти людей глубокий след, поскольку проникновенную проповедь тут же подкрепляли чудесные деяния…
Не была исключением и знаменитая встреча Христа и Самарянки на дороге из Иудеи в Галилею. Сюжет сей встречи прост и незамысловат:

           Пересекая Самарию, Иисус Христос встретил местную жительницу, поговорил с ней о ритуале,
           продемонстрировал знание ее биографии и напоследок объявил себя Мессией. Пораженная самарянка
           позвала односельчан, которые так расположились к Иисусу, что задержали его у себя на целых 2 дня…

Легко понять удивление женщины, когда незнакомый человек рассказывает о ее многочисленных мужьях. Также легко объяснить эту осведомленность всеведением богочеловека. Труднее справиться с другими деталями встречи в Самарии.

Начнем с самого начала.
Усталый Иисус с учениками подходит к городу Сихарь, но почему-то в город не вступает и останавливается на окраине у колодца. Должно быть, он просто не хочет попусту терять время. (Правда, позднее, поддавшись на уговоры горожан, все-таки заходит в Сихарь и даже проводит там два дня).

Вообще-то самаряне враждебно относились к иудеям и те старались обходить Самарию стороной, поэтому путешествие христиан через Самарию выглядит довольно необычно. Только неотложное дело могло заставить их рискнуть и пересечь Самарию вместо окольного пути по Заиорданской стороне. Но Иисус явно не спешил в Галилею, так как с готовностью остался в Сихаре на 2 дня. Выходит, неотложное дело ожидало Иисуса в самой Самарии или даже в Сихаре. 

Иисус мог задержаться на окраине еще и потому, что опасался столкновений с местными жителями. (Правда, своих учеников он безбоязненно отправил в Сихарь за пропитанием).

Нельзя, наконец, исключать и того, что он намеренно остался у колодца. Мотивы такого поступка выяснятся позднее, а пока отметим ряд важных обстоятельств.

Прежде всего бросаются в глаза особые МЕСТО И ВРЕМЯ этой вроде бы случайной встречи Христа и Самарянки возле колодца. Дело в том, что этот источник имел богатую и древнюю историю: его отрыл сам патриарх Иаков за 1500 лет до Р.Х.(!), множество поколений черпали из него воду, иными словами, колодец ИМЕЛ НАЗВАНИЕ И БЫЛ ШИРОКО ИЗВЕСТЕН. Конкретному месту соответствовало и конкретное время, строго зафиксированное Евангелием:

        «Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа». (Ин 4 6)

В переводе на наше время шесть часов означают полдень. Значит, Иисус Христос появился у колодца в определенное, легко вычислимое (по солнцу) время – в ПОЛДЕНЬ (Такую бы точность зачатию и рождению Христа!)

Оставив усталого Учителя у колодца без воды и еды, ученики отправляются в город за пропитанием. Неужели все двенадцать?  Вряд ли разумно отправляться на заготовки в полном составе, оставляя Наставника одного среди негостеприимных самарян. Да и по дороге бродят лихие люди… Тем не менее, ВСЕ ученики уходят (или их отсылают).

В общем, в ОСОБОЕ ВРЕМЯ Иисус приходит в ОСОБОЕ МЕСТО и остается там в ОДИНОЧЕСТВЕ.

В дальнейшем выясняется, что ученики не снабдили своего Учителя даже черпаком для воды и он, страдая от жажды у колодца, дожидался, когда его напоит кто-нибудь из недружелюбных местных жителей (?). Неизвестно, как долго пришлось бы ему терпеть, если бы в палящий полдень у источника не появилась какая-то самарянка (хотя обычно в самое знойное время за водой не ходили, предпочитая утро и вечер) *. Но и теперь страждущий Христос едва ли мог рассчитывать на утоление жажды, так как самаряне и иудеи относятся друг к другу крайне неприязненно ….**

------------------------------------------------------
          *«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить… Женщина говорит
             Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок». (Ин 4 7-11)
        **«Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с
            Самарянами не сообщаются». ( Ин 4 9)
------------------------------------------------------


Уже один этот короткий эпизод порождает длинный перечень вопросов, продиктованных здравым смыслом:

       • Если усталый Иисус подошел к колодцу вместе с учениками, то почему он не утолил жажду до их ухода?
          Раз самарянка с первого взгляда поняла, что у Иисуса нет черпака, значит, рядом с ним не
          было дорожных мешков.
          Другими словами, усталые ученики отправились в город в полном составе и с полной выкладкой. Может
          быть, они вообще пришли в город отдельно от Учителя и сошлись с ним у колодца после ухода
          Самарянки?
       • Томимый жаждою Иисус не пьет, а вступает в пространный разговор с женщиной, к тому же –
          самарянкой.
          Мужчины-иудеи вообще не слишком жаловали женщин и прежде Учитель тоже не уделял им особого
          внимания*.
          Судя по тексту, самарянка так и не напоила страждущего.
       • Христос предлагает женщине позвать к колодцу мужа, хотя знает, что у нее нет мужа. Так он испытывает
          ее искренность. Но зачем? Ведь он заранее «Сам знал, что в человеке», а свою информированность мог
          продемонстрировать ей и без провокационных вопросов.
      • Как будто случайно, самарянка покидает Иисуса как только появляются ученики.
         Уходя, она почему–то ОСТАВЛЯЕТ НЕЗНАКОМЦАМ-ИНОПЛЕМЕННИКАМ СВОЙ КУВШИН.
         Невозможно представить, что Иисус и его ученики путешествуют по знойной Палестине без каких-то
         сосудов для воды.
         Но если такая посуда у апостолов есть и самарянка видела, что они вернулись к Учителю, то
         зачем оставлять ему кувшин? Позднее, накануне Пасхи, другой кувшин послужит опознавательным
         знаком для встречи апостолов с неким человеком**. Рискнем предположить, что и кувшин самарянки
         выполнял роль какого-то знака.
       • Ученики предлагают «утрудившемуся» Равви поесть, но он почему-то отказывается. Прежде Иисус,
          в отличие от Иоанна Крестителя, любил и хорошо поесть, и выпить***. Знающие об этом ученики
          недоумевают, а разгадка-то проста: скорее всего, Иисус уже знал, что самарийцы его пригласят и
          накормят.

------------------------------------------------------
           *«В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною». (Ин 4 27)
         **«И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий
              кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где
              комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» (Мк 14 13-14) 
             «Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды;
              последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где
              комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» (Лк 22  10-11)
    *** «Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят:
              вот человек, который любит есть и пить вино» (Мф 11  18-19)
  ------------------------------------------------------


…Тем временем самарянка идет в город и зовет соплеменников взглянуть на незнакомца, который знает о ее многочисленных мужьях и называет себя Мессией. Горожане (напомним: враждебные иудеям!), выслушав женщину и бросив все дела, в самое знойное время дня устремляются к колодцу, чтобы взглянуть на пришельцев (?!).

При этом женщина и жители почему-то полагают, что иудеи не тронулись в путь и ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ПОЛЧАСА НА СОЛНЦЕПЕКЕ ТЕРПЕЛИВО ДОЖИДАЮТСЯ ИХ ПРИХОДА (?)*.

Согласно Евангелию, рассказ женщины произвел такое впечатление на мужей города, что они сами просят иноплеменников почтить их город своим присутствием!  Иисус Христос и ученики отвечают согласием и гостят у самарийцев целых два дня.

Все это выглядит совершенно неправдоподобно, особенно на фоне исторических и новозаветных рассказов об иудо-самарянских взаимоотношениях …** Остается предположить, что
======================================================
в Сихаре существовала секта самарийцев–мессиан
и Иисус случайно или намеренно вступил с ней в контакт
======================================================

------------------------------------------------------
          * Колодец Иакова находился в полумиле от города. Женщине пришлось вернуться в город, пересказать весь
              разговор многим жителям Сихема и вместе с ними вновь прийти к колодцу.
         ** «и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить
              для Него;
              но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его,
              Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как
             и Илия сделал?» (Лк 9 52-56) 
             «На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?»
             (Ин 8 48) 
             «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город
              Самарянский не входите» (Мф 10 5)
------------------------------------------------------



МЕСТО  ВСТРЕЧИ – СИХАРЬ, ПАРОЛЬ - БИОГРАФИЯ

Ряд элементов этой истории имеет характерные особенности, которые позволяют предположить, что встреча в Сихаре не была случайной:

       • Место встречи невозможно перепутать – это известный с глубокой древности колодец Иакова.
       • Время встречи легко определить без часов – середина дня, полдень.
       • К Христу выходит на редкость любвеобильная и, вероятно, красивая самарянка, ПЯТЬ раз (!) состоявшая
         в браке и ныне живущая с ШЕСТЫМ мужчиной*.
       • Миманс образуют НЕОБЫЧНО ДОВЕРЧИВЫЕ, ТОЛЕРАНТНЫЕ И ГОСТЕПРИИМНЫЕ САМАРЯНЕ.

Особые место, время и партнеры наводят на мысль о предварительном сговоре, характерном и для многих других деяний Христа.

Чтобы развить эту идею, допустим, что в этом городе или на его окраине скрывалась некая тайная секта/община, исповедующая взгляды, созвучные учению Иисуса Христа**. Там слышали о Христе, кто-то недавно даже видел его….

Иисус направлялся в общину, заранее в самой общей форме договорившись о встрече:

       - Учитель придет завтра-послезавтра и в полдень остановится у колодца Иакова.
         Туда же явится красивая женщина, известная всему городу своими матримониальными наклонностями (5
         мужей и один сожитель).
      - эта женщина проверит, что незнакомец у колодца не шпион и провокатор, а именно тот вождь, которого все они
        так ждут.
      - в свою очередь, Равви испытает женщину у колодца, чтобы не попасть в руки имперской или царской охранки,
        либо каких-нибудь заговорщиков-экстремистов.

       Тем, кому такие предосторожности покажутся чрезмерными, можно напомнить, что страна постоянно бурлит и
       выплескивает одно восстание за другим. Их вдохновители и организаторы – зелоты – активно сотрудничают с
       шайками разбойников (партизан), которыми буквально кишит страна. Некоторые такие партизанские отряды
       насчитывают сотни бойцов. Например, легендарный полевой командир Элеазар (Лазарь) терроризировал
       окрестности Иерусалима на протяжении почти двадцати лет, пережив нескольких прокураторов и
       первосвященников. Последователи мятежного зелота Иуды Галилеянина (Гавлонита), несмотря на разгром,
       тоже сохранили свои базы, лагеря и влияние.
       В ответ власти применяют пытки, казни, террор. В стране действуют сети доносчиков и соглядатаев
       императора, царей и Синедриона.
       Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" так описывает преследования оппозиционеров: "Многие граждане,
       частью открыто, частью тайно, были уведены в крепость Гирканион и там замучены. Повсюду в городах
       и селах находились шпионы, которые подстерегали всякие сходки".
       Поэтому вполне естественно, что борцы с режимом должны были тщательно соблюдать конспирацию.

------------------------------------------------------
           *Таких женщин Иисус считал прелюбодейками. Ему бы напомнить ей заповедь «Не прелюбодействуй», а он
              беседует о воде живой.
         **Многочисленные признаки контактов Иисуса Христа с людьми, которых не знают Его ученики, встречаются
              во всех четырех Евангелиях (Мк 11 2-6, Лк 22 10-13, Ин 10 16, Мф 12 14, Ин 6 15, Ин 3 1- 2, Мф 27 57,
              Ин 18 15-16).
------------------------------------------------------


Если посмотреть на исследуемый сюжет с этой точки зрения, то история приобретает совсем иной, ПОЛИТИЧЕСКИЙ смысл.

Скорее всего, реальность была такова: в Иудее ширилась известность нового проповедника и он, то ли опасаясь преследований со стороны властей, то ли не желая конкурировать с Иоанном Крестителем, решил сменить дислокацию своих сил*.

По дороге в Галилею следует навестить тайную секту своих сторонников у города Сихарь. Женщина-связная каждый день ровно в полдень будет ждать его у колодца Иакова. На голове или в руках у нее будет кувшин определенного цвета, с определенным орнаментом….

------------------------------------------------------
       *«Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит,
          нежели Иоанн, - хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, - то оставил Иудею и пошел опять в Галилею».
          (Ин 4 1)
------------------------------------------------------


…Наступает день, когда Иисус Христос со своими спутниками добирается до колодца. Прежде всего он отсылает в город всех учеников, поскольку ему не нужны свидетели переговоров со связной.

Появляется какая-то женщина и человек у колодца начинает осторожный зондаж.

>> Сначала Иисус показывает, что он, иудей, вопреки обычаю готов контактировать с иноплеменницей: «Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин 4 7)
>> Тогда самарянка интересуется, почему он отступает от правил: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются». (Ин 4 9)
>> В ответ Христос намекает, что он – отнюдь не рядовой иудей: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». (Ин 4 10)
>> Женщина подхватывает эту тему, чтобы лучше понять, с кем она имеет дело: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин 4 12)
>> Незнакомец отвечает уклончиво, упирая на ессейские символы: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».(Ин 4 13-14)
>> Тогда самарянка в шутливой форме выражает готовность стать его ученицей: «господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». (Ин 4 15)
>> Для Иисуса наступает решающий момент: он уже обозначил себя как важную персону, пора делом подтверждать свои декларации. Сначала он провоцирует собеседницу, чтобы убедиться, что это – связная: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда». (Ин 4 16)
и, когда она не поддается на провокацию, предъявляет ей пароль – биографию: «Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». (Ин 4 17-18)
>> Самарянка воочию убеждается, что перед ней – человек осведомленный, возможно, даже пророк.

>> И все же этого недостаточно: шпион ведь тоже мог знать про ее мужей. Поэтому проверка продолжается: женщина заводит разговор о ритуале поклонения, чтобы прощупать религиозные воззрения незнакомца: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». (Ин 4 20)
>> Иисус решительно отвергает канон – поклоняться надо не в Иерусалиме!
«поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу». (Ин 4 21)

>> Это сильное заявление и в ответ самарянка без обиняков сообщает, что секта с нетерпением ждет прихода вождя-Мессии, который поведет их за собой: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». (Ин 4 25)
Дальше скрываться нет резона, и Иисус сбрасывает маску: «это Я, Который говорю с тобою». (Ин 4 26)

Беседа заговорщиков несколько затянулась, и ученики успевают вернуться до ее завершения.
      «В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не
       сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? (Ин 4 27)

Впрочем, все необходимые слова уже произнесены и самарянка поспешно удаляется, оставив у колодца свой кувшин. По этому знаку Мессия поймет, что она намерена вернуться, то есть проверка прошла успешно и его собеседница отправилась за главой секты. Теперь остается только ждать…

В городе связная описывает внешность и поведение незнакомца и зовет на опознание тех членов секты, которые лично знакомы с Мессией. Ее слова звучат слишком буднично для явления Божественного Спасителя народу Самарии, но вполне уместно для презентации конкретного вождя-Мессии, которого здесь ждут со дня на день.
      «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин 4 29)

Теперь доверчивость самаритян уже не выглядит странной: рассказа, «пароля» и словесного портрета оказывается достаточно, чтобы признать долгожданного гостя.
       «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он
        сказал ей все, что она сделала». (Ин 4 39)

Не удивительно, что воодушевленные сектанты наперебой приглашают его в гости.
       «И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня». (Ин 4 40)

Не удивительно и то, что после разговора с Самарянкой Иисус Христос неожиданно отказывается от скудной трапезы с учениками, - теперь-то он уверен, что его ожидает обильное угощение.

(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).