Мокшане

Андрей Браев-Разневский Абр
Личная переписка с автором Надежда Хизгилова
Надежда Хизгилова 27 декабря 2018 года в 05:06
А Вы еврей?
Абр Зиборский 28 декабря 2018 года в 13:56
С чего ради? Я мордвин.
Надежда Хизгилова 28 декабря 2018 года в 14:19
Абрам это еврейское имя .
Не обижайтесь, я из любопытства просто.
Люблю угадывать национальность по фамилии .
Но я знаю, что у мордвин фамилии другие.
У меня знакомый мордвин, его фамилия Кияткин.
С УВ .
Абр Зиборский 28 декабря 2018 года в 17:32
При чём здесь Абрам? АБР - это инициалы: Андрей Браев-Разневский. Имя Андрей - греческое. Что же касается мордвинов, то такой нации нет, есть мокшане и эрзяне.
Надежда Хизгилова 28 декабря 2018 года в 17:53
Понятно Зиборский - псевдоним.
А про Мордвинов не знала, что есть мокшане и
Эрзяне.
Спасибо, ч[о просветили.
Абр Зиборский 29 декабря 2018 года в 06:36
В советское время выходили газеты на мокшанском и эрзянском языках. В сети есть учебники этих языков. Относятся к финским языкам, считается, что фины пришли либо с Урала, либо из Сибири, как и венгры. Мордвины всю жизнь жили на берегах Волги. Между мокшанами и эрзянами протекает река Мокша. Эрзянский язык более древний и менее яркий. Мой язык - мокшанский. Среди эрзян есть колдуны. Оба языка используют русский алфавит без каких-либо изменений (в полном составе и без диакритики). Циберь погодась - хорошая погода, аф циберь погодась - плохая погода. Есть политические частушки. На Ютубе известна песня "нахмуя". Мои предки - мокшане, но желания выучить язык не возникло, так как во всех финских языках много мягких гласных: я, ё, ю. При общении с мокшанином я заметил, что он говорит: "сёра", тогда как пишется "цёра". Поэтому, я думаю, что лучше произность сё, а не цё: сёнгат, а не цёнгат. В то же время русский язык слишком эмоционален, поэтому мокшанский мог бы стать международным, но это маловероятно. Есть словарь, где рядом стоят мокшанские и эрзянские слова, и там видно, что мокшанский язык лучше. Но некоторые говорят, что эрзянский лучше. В Иркутской области есть деревни, полностью заселённые мордвинами, есть чувашские деревни. Среди моих родственников есть чуваши и украинцы. Рассказывают, что в СССР в детсаду мордвины не понимали русских, так как дети мордвинов не знали русского языка. Между мокшанами и эрзянами есть разногласия, и они часто ругают друг друга. Противоречия примерно как между русскими и украинцами. Многие люди считают себя русскими, хотя они мордвины. Один мой знакомый ради интереса ознакомился с мокшанским языком, и он ему понравился. Может быть, он этнический мокшанин. Когда я работал в ДК Юность, там была кладовщица мордвинка, в больнице случайно встретил престарелую мокшанку. Но отец никогда не говорил по-мокшански, и другие родственники - тоже. Хотя дед знал этот язык.