Пирдуха! Просто пирдуха!

Виктор Ардашин
        Как-то смотрел я по телевизору передачу, посвященную юбилею Олега Николаевича Ефремова. Интересная была передача. Выступало много друзей и коллег Олега Николаевича. И вот, кто-то из них и рассказал эту историю. История мне  очень запомнилась. Хочу поделиться с вами.

        Во МХАТе, художественным руководителем которого был в то время Олег Николаевич, ставился спектакль по пьесе Михаила Шатрова  «Так победим!».

        Дело было в разгар «перестройки». На премьеру был приглашен и пришел Михаил Сергеевич Горбачев. Пришел не один, а с супругой - Раисой Максимовной.

        Посещение высшего руководителя государства  наложило особый отпечаток на атмосферу спектакля. Внесло определенную нервозность в исполнительский состав.

        Тем не менее, спектакль прошел блестяще, с искренней ответной реакцией зрительного зала.

        И вот занавес закрылся. Михаил Сергеевич с Раисой Максимовной подошли к Олегу Николаевичу и другим участникам спектакля. Тепло поблагодарили и поздравили их. Но в ответ на приглашение посетить небольшой сабантуйчик, как это принято при хорошем исходе дела – они отказались, сославшись на неотложные дела.

        Горбачевы уехали. А весь театральный коллектив дружно направился к уже накрытым столам. Все вроде нормально. Но какой-то осадочек в душе все-таки был!

        И вдруг, в самый разгар застолья, у Ефремова раздался телефонный звонок. Звонков на его мобильный телефон, кстати, в тот вечер было много. И Олег Николаевич громко так отвечает:

        - Слушаю, Михаил Сергеевич! Я Вас слушаю!

        Зал мгновенно окунулся в тишину. Конечно, все сразу догадались, что за Михаил Сергеевич звонит!

        Ефремов слушает. Иногда пытается что-то сказать. Но Михаила Сергеевича ведь не переговоришь! Да и перебивать его, как-то - супротив этикета.

        А лицо у Олега Николаевича все мрачнеет, и мрачнеет. Прямо совсем серым лицо стало!

        Присутствующие на банкете в нетерпении  подают ему знаки. Дескать:

        – «В чем дело-то?!»

        Ефремов трубку ладонью плотненько прикрыл  и шепчет:

        - Пирдуха, говорит, ваш спектакль! Просто пирдуха!

        В зале – кто стоял – тот сел! Кто сидел – тот лег!

        Кто за сердце хватается, кто за стопку цепляется.

        А Ефремов и дальше все молча слушает. Что делать? По чину положено!

        И вдруг, лицо у него начинает розоветь и,наконец, просто расплывается в улыбке. Все вздохнули с облегчением. Кажется – пронесло!

        Ефремов  попрощался с Горбачевым и пересказывает присутствующим:

        - Михаил Сергеевич сказал, что вот едут они в машине с Раисой Максимовной, и просто успокоиться не могут. Всю дорогу обсуждают спектакль. Очень он их тронул. И пришли они к мнению, что  этот спектакль можно назвать - Пир Духа! Просто - Пир Духа! Праздник Души, откровенно сказать!

        А Олег Николаевич, как вы уже, конечно, догадались, по-своему эту фразу истолковал. Бывает!

        Хорошо все, что хорошо кончается!