Великие люди творчество и жизнь

Елена Пацкина
Великие люди: творчество и «человеческое, слишком человеческое»

„Интересоваться жизнью писателя, потому что вам нравится его книга — все
равно что интересоваться жизнью уток, потому что вам нравится фуа-гра.“
Маргарет Этвуд


"Я читаю про Великих Людей —
Кто был циник, кто тиран, кто злодей.
И обидно слышать мне от родни,
Что не великий я, как «те"вон, как «они»...

Тимур Шаов, "И На Солнце Бывают Пятна"

Нередко приходится слышать рассуждения и споры на тему: надо ли разделять личность писателя (поэта, художника) на творчество и на его человеческое поведение?
Приводятся разные примеры, особенно часто фигурирует А. С. Пушкин: великий поэт, – но игрок, бретер и соблазнитель чужих жен. Как мы можем им восхищаться, возмущаются некоторые, при таких его несовершенствах? Наш кумир-то как человек просто ужасен.
На эти упреки А. С. сам ответил в стихотворении «Поэт»:
 «Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он».
И далее по тексту…

Могу только заметить, что игроков, бретеров, донжуанов во все времена пруд пруди, а автор «Евгения Онегина» и сотни гениальных стихов – один-единственный.
Людей, способных на хулиганские поступки в пьяном состоянии, не счесть, а вот только Сергей Есенин оставил нам свои волшебные стихи, которые сложились в песни, близкие каждому русскому человеку.
О хулителях Высоцкого, буквально сжигавшего себя на костре уникального творчества, и говорить не приходится.
Примеры можно приводить бесконечно…
При этом в обыденной жизни к бездарным и пустым людям с подобными же недостатками строгие порицатели нравственности талантов относятся вполне снисходительно, даже сочувственно. Любое безобразие и даже преступное деяние они готовы оправдать: «Так ведь он не со зла, а по пьяни. Он уже ничего не помнит. Что с него взять?»

Возможно, повышенные требования к талантам вызваны завистью, которая, как известно, есть проявление ненависти. «Чем он лучше меня? Вон ведь сколько недостатков. И за что ему этот творческий дар пожалован?  Почему я должен им восхищаться? Ведь это меня принижает»
Недаром Джонатан Свифт писал: «Когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него».
А его соотечественник критик и эссеист Макс Бирбом заметил: «Я не знал ни одного гениального человека, которому бы не приходилось платить –  физическим недугом или духовной травмой - за то, чем наградили его боги».
И еще:  «Завидуя гению, бездарь тешит себя надеждой, что гений все-таки плохо кончит».
К несчастью, нередко эта надежда сбывается.

Хочется спросить обличителей пороков великих людей: а Вы лично что такое ценное внесли в культурную копилку человечества, чтобы иметь право судить людей, более одаренных, если не гениальных?
Ведь им жилось куда трудней, чем вам и всем прочим людям.

Выдающийся немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер в своей книге «Гениальные люди» писал: «Психически здоровый человек…находясь в сносных условиях, не станет творить ни безобразий, ни стихов; однако чем менее устойчиво внутреннее равновесие человека, тем легче внешние толчки могут довести его до этих крайностей»…

«То необыкновенное, что совершают эти люди, предполагает весьма тонкую душевную организацию, способную к редкостным восприятиям и уловлению небесных голосов. Ну, а такая организация с миром в ссоре, и элементы ее легко нарушаемы, и ранимы, и продолжительным недомоганиям легко подвержены». (Эккерман. Разговор с Гете).

 Учитывая все это, мы должны быть бесконечно благодарны творческим людям, обогатившим и украсившим нашу трудную и скудную жизнь.

Что же касается упреков относительно их небезупречной нравственности, то, как заметил один умный человек, «если бы ваша жена была ангелом, вы бы не встретили ее на земле».