Голубая Надежда. Игры Богов ч. 34

Анна Магасумова
 Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Игры Богов

Боги на совете Фемиды

 "Если бы роскошь была дурна, её не было бы на пирах у богов"
(Аристипп)

  Пируют и веселятся боги в своих золотых чертогах. Но и о делах не забывают, ведь у каждого из них есть свои обязанности. (1) Вот и сейчас по требованию Зевса позвала всех на совет богов  Фемида, титанида, богиня закона, вторая жена Зевса. (2) С её помощью Зевс вершит правосудие.
   Всё  по закону, согласно праву каждого, никаких льгот и привилегий.
 В Фемиде нет ни капли игривости, она сама - закон с чувством собственного достоинства. Её изображают с повязкой на глазах, с обоюдоострым мечом в одной руке и весами в другой. В свободно струящейся мантии,  статная, строгая, всегда уверенная в себе, с гладко зачесанными волосами Фемида олицетворение справедливости, честности и добропорядочности.
  Сидит великий Зевс на золотом троне, а перед ним в просторном зале разместились все остальные боги. Возле трона, как всегда,  постоянная спутница Зевса крылатая Ника, богиня победы, с венком на голове. (3) Рядом   богиня мира Эйрена, в окружении её сестёр, привратниц неба  - Эвномии - богини законопорядка  и Дике - богини правды.
Три сёстры -  стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Они в курсе всего происходящего. Без них никто не переступит ворота, ведущие в Олимп, ведь они его Стражи.
  Эвномия и Дике  считают необходимым  на совете быть поближе к  Зевсу и следить за соблюдением порядка, не позволяя резких споров и разногласий.  Этому помогает атрибут Дике, как и у Фемиды  - весы.(4)
  Сёстры ненадолго оставили ворота, наложив заклинания входа -   густое облако, открывающее путь только тем богам, что спешили на совет. 
Подход к Олимпу стерегут
Три славных Оры… Не пройдут
Ту стражу ни змея ни мышь...

Те Оры облаком густым
Богов прикроют, коли им
На Землю надобно сойти...
(Семен Венцимеров)
  Вот причался на своих золотых крылатых сандалях  быстроногий Гермес, вестник богов. (5) С хитрой улыбкой посмотрел на Зевса, преклонил голову, сняв шляпу с загнутыми полями. Верховный бог приходился ему отцом, а матерью была  прекрасная нимфа гор Майя. 
 Был  Гермес посредником между миром живых и миром мертвых, насылал с помощью магического жезла на людей вещие сны. Прислушивались ли они  к снам - это уже было не его делом.
"Вещий сон лучше вечного,  - посмеивался Гермес, но тут же становился  серьезным…  - Люди засыпают, но кто-то однажды не проснётся..."
  Зевс, глядя на сына,  заметил, как меняется его настроение, вспомнил, как однажды в шутку Гермес стащил у него скипетр, у Посейдона - трезубец, а у Аполлона - лук и золотые стрелы.
"Зачем пострадал Аполлон? - сокрушался Зевс. - Он ведь итак подарил тебе магический золотой жезл..."
"Я  ведь пошутил...сразу вернул...", - оправдывался Гермес.
    Изворотливость и ловкость сделали  его покровителем плутовства и воровства - недаром внуком Гермеса  был хитроумный Одиссей. Гермес помогает ему вернуться домой, на Итаку, посылает попутный ветер.  Да только Посейдон насылает на Одиссея шторм и ураганы. Но на его стороне сама Афина!
   Вот и Афина-Паллада, великая богиня-воительница, богиня Истины и мудрости в полном боевом облачении прибыла на совет в своей небесной колеснице. (6)  Следом за ней перед богами появилась сияющая  своей небесной красотой прекрасная Афродита, богиня плодородия, вечной весны и жизни. Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди. Однако безжалостна богиня к тем, кто отвергает любовь. Неподвластны Афродите только Афина и Артемида. Но и те нередко обращаются к ней за советами.
   Следом за Афродитой прибыла богиня Артемида, неутомимая охотница, богиня охоты и плодородия, покровительница всего живого на Земле, богиня женского целомудрия.
  Вечная дева Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок.
"Честь девушки в её добром имени, и целомудрие дороже всяких богатств"
(Уильям Шекспир)
 Овидий  ~ в 10 году  сказал довольно жестко:
"Casta est quam nemo rogavit/"Целомудренна та, которую никто не пожелал".
 Возможно, потому, что Овидий был более легкомысленных нравов и не только в стихах.  Из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака Овидий был сослан из Рима в западное Причерноморье.(7)
  Юний Ювенал лет через 70-80  говорил иначе:
 "Добродетель хвалят, но она мерзнет". (8)
  Понятно, что так Ювенал говорит об одиночестве. Но человек не должен быть одинок!
  "Самое большое зло - это предпочитать жизнь чести и спасать свою жизнь за счет того, что делает её достойной поддержания"
(Ювенал)
  Каждый выбирает сам, как жить. Добродетель - не порок, много чего подозревает это слово и судить никто не вправе.
"Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы"
(Св.писание от МВт.Иоанна Златоуста ст.1-4)
  Артемида  всегда защищала женщин и детей, облегчала страдания умирающих. Её ассоциируют одновременно и с рождением, и со смертью.  По египетскому преданию, которое сообщил эллинам Эсхил, Артемида - дочь Деметры, богини плодородия.  Когда боги бежали в Египет, она превратилась в кошку Сфинкс.
  Артемида хотела всегда оставаться юной и красивой. Афине-воительнице молодость тоже была необходима.
"Молодость - это сила и энергия!, - говорила богиня охоты. - "Обычная человеческая жизнь обладает своим скупым даром - короткой молодостью - годы её по пальцам можно перечесть, и проносятся они так быстро, что и не заметишь". (9)
   На это Афродита с легкой усмешкой высказала:
"У Настоящей Женщины три возраста: Молодость! Вторая Молодость и Вечная Молодость!" (10)
- Вот и меня интересует, как ты остаешься вечно молодой.
- Целомудренность и молодость не равнозначные понятия, но для меня оставаться вечно юной - главный вопрос, - продолжила вслед за Афиной Артемида.
"В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность"
(Альбер Камю)
 Долго Афродита не открывала свой секрет вечной молодости и красоты, но богини были так настойчивы, что она решилась рассказать, ведь это ей ничего не стоило.
- Омоложению организма способствует один камень фиолетового цвета.
- Простой камень?
- Цветной камень?
  Удивились Афина и Артемида. Их удивить было не так просто. Богиня-воин и богиня охоты - необычные женщины, они владеют оружием,  не только луком и стрелами, но и боевым мечом и копьём даже лучше некоторых мужчин.
  Греки называли копьё "дори" и изготавливали его длиной до трёх метров с листовидным наконечником из железа и весом до 2 кг.
  Копьё у греков священно. Это несомненный символ храбрости и смелости. Афина держит его в правой руке (в левой - щит) и разит непокорных.
  Артемида легко управлялась с мечом. Это был прямой, короткий и лёгкий клинок, который пешие воины называли ксифос.(11)
  Всем Богам и Богиням Древней Греции была присуща воинская доблесть.
"Только доблесть бессмертно живет,
Ибо храбрые славны вовеки."
(В.Я.Брюсов)
Афродита показала богиням свой браслет из аметиста.
- Нет, это не простой камень, а драгоценный, камень аметист.
  Браслет был очень красивым. У каждого Бога свои талисманы и обереги.
 Середину браслета  украшал золотой листок,  одна половина ажурная, а на другой стороне поверх камня - рунические знаки.
- Если носить украшение постоянно, камень  способствуют омоложению организма, разглаживает морщины, выводит веснушки и пигментные пятна.
- У тебя пигментные пятна..., - усмехнулась Афина. - Ни одного пятнышка! Хотя...мы всегда на солнце...
  Афродита развела руками, солнечный лист блеснул в аметисте.
- Вот поэтому солнце меня не трогает. Да и кошмары, как некоторых меня не мучают.
  Афина глубоко вдохнула, а потом задышала часто-часто. Её, как воина, часто во сне преследовали кошмары прежних боев.
- Мне нужен такой камень! Как же он помогает?
-  Не только кошмары предотвращает аметист, но и излечит бессонницу, вызывая  приятные сновидения. Это для вас.
  Афродита преподнесла Афине и Артемиде в подарок аметистовые браслеты. И рассказала, как с ними обращаться.
-  Аметист называют священным, благословенным камнем. Он приносит удачу и покой. Чтобы сны всегда были приятными, нужно просто положить камень на ночь под подушку.
- Думаю, что камень помогает и от пьянства, верно? - предположила Артемида. - Недаром название "аметист" /a-meshystos - означает “не пьющий”.
- Ты права, - согласилась Афродита. - Если аметист опустить в бокал с вином, он не только предохранит от неконтролируемого пьянства, но  нейтрализует действие яда.
   Действительно, изделия с аметистом - геммы, печатки -  носили во время эпидемий, потому что верили, что он не дает инфекции проникнуть в организм владельца.
  Существует стойкое убеждение, что аметист излечивает от алкоголизма и проясняет разум, поэтому, выпив вино из аметистового кубка, не  опьянеешь.
- Вот бы таким напитком напоить Диониса, чтобы никогда не пьянел.
- Ну, да, чтобы ни он, ни его спутники не причиняли вред животным и растениям, не мяли траву, не рубили деревья в лесу.
- Кто тут обо мне говорит? Афина ты? Артемида?  Забодаю!
  Перед богинями появился Дионис - вечно юный бог растительности и  виноделия. (12)
  Богини захихикали.  Диониса, сына Зевса и фиванской царевны Семелы, называли "бог с бычьими рогами", поскольку он  любил принимать вид этого могучего животного. Чтобы Гера не преследовала ребёнка от земной женщины, Зевс превратил сына в козлёнка и Гермес отнёс его к нисейским нимфам.(13)
  В  прохладном горном гроте нимфы ухаживали за мальчиком, кормили его мёдом. От нимф  он и получил имя, которое состояло из имени отца - Дий, то есть Зевс и названия места, где был воспитан - Дионис.
  На  Нисе Дионис  научился готовить из сока винограда веселящий душу напиток - вино.  Поэтому, когда вырос, он даровал своё открытие людям, научив их выращивать виноград и делать из него вино, которое приносило силы и радость.
  В  тех странах, где виноград не растёт, Дионис обучил людей изготовлять другой, не менее душистый, напиток из ячменя - пиво. Жизнь стала для многих людей более приятной. Лёгкий хмель приносил радость и освобождение от забот. За что во многих странах  бог Дионис  был удостоен самых высоких почестей.
  Но из-за вина часто происходят трагедии. Так первым человеком, которого Дионис угостил вином и научил его изготавлиать, был земледелец из Аттики по имени Икарий. Напиток  ему очень понравился, и он решил познакомить с вином других людей. Тогда-то и случилась первая трагедия.
   Пастухи, которым Икарий поднёс вино, пришли в восторг, ведь ничего подобного они никогда раньше  не пили,  поэтому выпили слишком много непривычного  для них напитка.
  Вино ведь пьётся легко, но и от него  можно опьянеть. Напившись допьяна, пастухи почувствовали себя плохо и подумали, что Икарий отравил их. Они яростно набросились на него и убили.
   У Икария была дочь по имени Эригона. Когда  отец не вернулся домой, девушка отправилась его искать. Мёртвого отца нашла её собака.  Горе Эригоны было столь велико, что она повесилась на дереве над отцовским телом.
   Дионис решил отомстить гибель без Икария. Он наслал безумие на афинских девушек, многие из них, как Эригона, покончили  жизнь самоубийством.
   Жители Афин спросили Аполлона:
- За что на нас гневаются боги?
 И получили ответ:
- Причина гнева богов -   убийство Икария.
  Тогда афиняне наказали пастухов-убийц, а в память Эригоны на празднике в честь Диониса афинские девушки стали устраивать на деревьях качели и качаться на них. Погибших Икария и Эригону боги поместили на небо, и он стал созвездием Арктур, а она -  созвездием Девы. Нашлось место на небе и для верной собаки, которая помогла Эригоне в поисках отца, - она стала звездой  Сириус.
История с Икарием и Эригоной только первая трагедия... А сколько после этого произошло и происходят жизненных трагедий...
  Нужно знать свою меру...
  С весёлой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит весёлый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идёт впереди всех в венке из винограда, прекрасный и вечно молодой.  Длинные, волнистые иссиня-чёрные волосы спадают на его плечи, радостью сияют тёмно-синие глаза.
  За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя Диониса. Он сильно хмельной,  едва сидит на осле, опираясь на лежащий около него мех с вином.  Венок из плюща сполз набок на его лысой голове. Покачиваясь на медленно ступающем осле, улыбается добродушно.
 Уважает Дионис своего учителя. Хоть тот и пьян, но изрекает мудрые мысли.
"У христиан один парень превращает воду в вино. Вот он точно Бог"
("Перси Джексон и Море чудовищ")
  Молодые сатиры  бережно поддерживают старика, чтобы он не упал. Под звуки флейт и  свирелей шумное шествие весело двигается, не зная препятствий, по горам, по лесам, по зелёным лужайкам. Весело идёт по земле Дионис-Вакх, всё покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино.
  Но не всегда приносит вино радость и избавление от забот.  Порой всё наоборот. Лучше верить в амулеты и талисманы. Выбрать камень, который станет оберегом. Он  даст внутреннюю силу и убережет от потерь, будет приносить удачу и радость в жизни.
Не наливай вина мне. Всё равно
Разбито сердце и в глазах темно.
И сколько б ты ни налил - всё без пользы:
Не может грусти вылечить вино.
(Хагани Ширвани)
  Знахарки готовили "аметистовый" напиток: на ночь в сосуд с водой клали несколько камней и давали  пить этот настой  пациентам при высокой температуре, различных воспалительных процессах.(14)
   Библейский Царь Соломон (15) дарил любимой Суламифи многие подарки, среди них - аметисты, "похожие на ранние фиалки, распускающиеся в лесах".
   В средневековой Европе аметист называли "апостольским камнем", и при посвящении в сан Папа Римский вручал епископу кольцо с аметистом.
IMG2/201545827115
  Британский скипетр венчает огромный аметист, ожерелье из аметистов носили все английские королевы. В России аметист украшал корону Александра I и жены Бориса Годунова Ирины, словом, это камень с историей и любовью со стороны августейших лиц.
   По преданию, кольцо с аметистом с фигуркой Амура носил сам святой Валентин. (16)
  Опаздывает на совет богов вечно занятый Аполлон, предводитель муз и покровитель искусств. Солнечный свет символизируют  его золотые стрелы и струны божественной лиры. Многогранны способности златокудрого, среброрукого бога света Феба.
   Аполлон  поддерживал переселенцев и очищал людей, совершивших убийство.
"Способность прощать - главная драгоценность"
(Бетти Смит "Дерево растет в Бруклине")
    Но больше всего увлекало Аполлона  предсказание будущего, за что его называли "водителем судьбы" - Мойрагетом. Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей.
  Кроме того Аполлон увлекался  врачеванием. Поэтому он чуть не опаздал на совет, так как помогал молодому хирургу в сложной операции.
  Но вот и он подлетает к Олимпу. Сияющий красотой, сильный и могучий, закинув за плечи свой серебряный лук, входит в зал. Радостно поднимается ему навстречу его сестра-близнец - Артемида. Аполлон и Артемида - дети  Зевса и титаниды Лето.  Они выросли на острове Делос, где Лето пришлось укрываться от ревности и ненависти жены Зевса Геры, и где впоследствии Аполлону и Артемиде были посвящены святилища. (17)
   Аполлон и его сестра-близнец Артемида были лучниками. У Аполлона, бога солнца, лук и стрелы сделаны из золота. У Артемиды оружие серебряное -- как и принадлежащая ей луна. Артемида родилась прежде Аполлона, и, согласно Гомеру, именно она научила брата искусству стрельбы из лука. Оба издали направляют свои невидимые стрелы, которые без промаха попадают в цель, неся быструю и безболезненную смерть. Обоих чтят за чистоту, и оба известны своей недоступностью и умением бесследно пропадать из вида. (18) Она скрывается в лесной чаще, а он удаляется в таинственную землю гипербореев (19) на колеснице, запряжённой лебедями. Возвращается в Дельфы во время летней жары.
   Гипербореи наряду с эфиопами близки к богам и любимы ими. Они жрецы и слуги Аполлона, который является  их покровителем. Так же как Аполлон гипербореи художественно одарены.Живут они в блаженстве и вечном веселье. Поют, танцуют, пируют. И не забывают читать благоговейные молитвы и непрестанно воспевают Аоллона  в гимнах.  когда он является к ним через каждые 19 лет. Даже смерть приходит к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море.
Не до смерти ли, нет,
мы ее не найдем, не находим.
От рожденья на свет
ежедневно куда-то уходим,
словно кто-то вдали
в новостройках прекрасно играет.
Разбегаемся все. Только смерть нас одна собирает.
(Иосиф Бродский)
    Вслед за Аполлоном, словно преследуя его,   в зал входит величественная Гера, светлокудрая богиня, жена Зевса. Выглядит она величественно: богиня богинь!  Роскошная пурпурная туника, расшитая жемчугом, ниспадала до пят. Белокурые волосы, почти недостижимый цвет для гречанок, были уложены узлом на затылке. 
Большинству модниц приходилось довольствоваться тем или иным оттенком рыжего.
Прекрасная Богиня Гера!
А очи властью и непокоренностью горят.
Ты правишь с мужем на Олимпе,
Жесток, но справедлив твой взгляд.
Все Боги чтут тебя и также Зевс,
но возникают ссоры между вами,
Всё так же как и у простых людей,
Слова не раз расходятся с делами.(20)
 Все боги встают и почтительно приветствуют великую Геру. Она опускается рядом с Зевсом на свой роскошный золотой трон и прислушивается к тому, о чём говорят бессмертные боги. Она уже смирилась с присутствием Диониса. Попробовала его вино. Понравилось.
 Рядом с Герой ее постоянная спутница, легкокрылая Ирида, богиня радуги. По первому слову своей повелительницы готова Ирида лететь в самые отдаленные уголки Земли, чтобы выполнить любое ее поручение.
  Часто вмешивается Гера в споры и, несмотря на гнев мужа, возражает ему, не жалея слов.  И вот тогда грозит он Гере наказаньем,
Метая стрелы и огонь, испепеляет всё дыханьем.
И умолкает тогда Гера, тихонько сдерживая гнев...
(С.Венцимеров)
 Зевс обращается  к собранью богов:
“Странно, как смертные люди за все нас, богов, обвиняют!
Зло от нас, утверждают они; но не сами ли часто
Гибель, судьбе вопреки, на себя навлекают безумством?"
(Гомер "Одиссея")
   Геру иногда сдерживает Ирида. Но на этот раз ей не удалось остановить суровую, но справедливую  богиню. Видя, что все боги молчат, Гера не выдерживает:
- Безумству храбрых слагают песни!
  Зевс буквально оцепенел от таких слов. Грозно посмотрел на супругу.
- Что это, дражайшая моя, заговорила о песнях? Песни у людей разные! А я ОДИН!
  Зевс, взмахнул правой рукой, и на Земле раздался оглушительный гром.
Случится ссора - до небес!
Способен лишь один Зевес,
В них пару молний разрядив,
Тем непокорных усмирив,

Внушить смиренье им опять…
Пред гневом Зевса трепетать
Порою даже и богам,
К нему допущенным. Врагам...
(С.Венцимеров)
Одна за другой на небе заполыхали ослепительные огненные молнии.
- Ах, - ахнула  Афродита, вздрагивая.
  Остальные боги даже глазом не моргнули. Знают, плохо придётся тому, кто чем-то не угодил великому Зевсу. Бывает, что и безвинный становится в такие минуты невольной жертвой безудержного гнева повелителя. Но тут уж ничего не поделаешь...
 "В мире людей добра и зла не существует в чистом виде. Даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, о которой потом сожалеет всю жизнь. Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки. К сожалению, чаще всего, лишь радея о собственном благе"
(Али Апшерони)
- "Без зла всё было бы так же бесцветно, как бесцветен был бы человек, лишённый страстей,  - продолжала Гера. - Никто не лишен страстей, даже мы, Боги".(21)
  Зевс понял, о чём говорит его супруга. Но не мог сдержаться. На небе продолжали полыхать молнии.
  К Зевсу присоединился скандинавский Бог Один. На Земле начались ураганы...
  У ворот  золотого дворца Зевса стоят два загадочных сосуда. В одном сосуде лежит Добро, а в другом - Зло. Черпает Зевс то из одного сосуда, то из другого,  бросает пригоршнями на Землю. Всем людям должно доставаться поровну и Добра, и Зла. Но случается и так, что кому-то достается больше Добра, а на кого-то сыплется одно Зло.
"Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пядь, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого"
(Пауло Коэльо)
  Наконец-то Зевс успокоился. Спокойны и остальные боги. Значит, всё в порядке на Олимпе, и на Земле дела тогда  идут хорошо.
"Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона"
 (М. Саади)
  И у бессмертных нет никаких огорчений. Они шутят и веселятся.

Бессмертные. Они вершат
Все судьбы мира. В мире -  лад.
С Олимпа щедрые дары
Тем, кто сердечны и добры...

Во власти Зевса жизнь и смерть,
Добро и недобро. Узреть

Ему с Олимпа всё легко,
С Олимпа видно далеко...
У врат небесного дворца
Есть два особенных ларца.

Из одного берет Кронид*
Дары добра, второй набит
Дарами зла - и горе тем
Кому он их пошлет...

Нахмурит брови - чёрной мглой
Затянет небо - над судьбой -

Сгустятся тучи. В гневе бог -
Сверкнут глаза. Тогда в порог
С небесным громом бьёт огонь,
Покинув зевсову ладонь.
(С.Венцимеров "Ахейские сказания. Ио")
*Кронид - сын Кроноса
   Но сколько бы ни посылал Зевс из своих сосудов Добра и Зла на Землю, повлиять на судьбу людей он все-таки не в силах. Этим и занимаются богини Судьбы - Мойры Клото, Лахесис и Антропос,  которые тоже живут на светлом Олимпе.
  Их отца  называли Морием. Морий ведал, что и кому предопределили мойры. Иногда бог лично взвешивал жребий на весах, желая узнать ответ судьбы.
 Но не всегда этот ответ был точным. Малейшее дуновение ветерка - и чаша весов могла уклониться, тогда и жизнь могла измениться. Да и у каждого есть выбор - поступить так или иначе. Только потом не жалеть о своём поступке.
"Именно способность выбирать делает нас людьми"
(Мадлен Л’Энгл)


(1) Мифы Древней Греции. Мифология для детей
(2) Фемида - в  древнегреческой мифологии богиня правосудия, титанида *,  вторая супруга Зевса. Упомянута в гомеровской "Одиссее" (II 68). У римлян - Юстиция.
* божество второго поколения после олимпийских богов
(3) Ника - богиня Победы, воспитывалась вместе с Афиной
(4) Эйрена (др.-греч. "покой, мирная жизнь") - богиня мира в древнегреческой мифологии одна из ор*, дочь Зевса и Фемиды.
* оры - богини времён года в древнегреческой мифологии, ведали порядком в природе. Запрягают коней Гелиоса
Эвномия - (др.греч. "благозаконие") - богиня справедливости. Иногда может восприниматься в качестве синонима "лучшего правления"
Дике -  (др.-греч."право, справедливость, правда") - в древнегреческой мифологии богиня правды, понимаемой как единый закон мироустройства.
(5) Гермес - в  древнегреческой мифологии бог торговли, прибыли, хитрости, разумности, ловкости и красноречия, дающий богатство и доход в торговле. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство Аида, изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.
(6)  Афина (Афина Паллада)  -  в древнегреческой мифологии — богиня справедливой войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел
(7) Публий Овидий Назон (20.03.43 года до н. э. - 17 или 18 год н. э.) - древнеримский поэт. Известен как автор поэм "Метаморфозы" и "Наука любви", а также элегий  "Любовных элегий" и "Скорбных элегий". По одной из версий, из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака был сослан из Рима в западное Причерноморье в город Томис,  где провёл последние годы жизни.* Точно из-за чего, так и неизвестно. Сам Овидий говорил: "Error/Ошибка". Слово стало популярным в Интернете.
*Томис, Томы -  античный город на западном берегу Чёрного моря (современный город Констанца в Румынии).
 Единственный луч света на эту тёмную историю проливает заявление Овидия о том,  что он был невольным зрителем какого-то преступления и грех его состоял в том, что у него были глаза. Другая причина опалы, может быть более существенная, прямо указывается самим поэтом:  его "глупая наука", то есть "Ars amatoria",  из-за которой его обвиняли как "учителя грязного прелюбодеяния".  В одном из своих писем с Понта (IV, 13, 41-42) он признаётся:
"Первой причиной  ссылки послужили именно мои "стихи" (nocuerunt/боль)"
(8) Децим Юний Ювенал (ок.60 - 120 гг.) -  римский поэт-сатирик
(9) Дино Буццати "Татарская пустыня"
(10) Яна Джангирова
(11) Оружие в Древней Греции Блоги на сайте m.diletant.media Дилетант. Исторический журнал для всех
(12) Дионис - римское Вакх, Бахус  в греческой мифологии вечно юный бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия,  "бог с бычьими рогами", поскольку любил принимать вид этого могучего животного, сын Зевса и фиванской царевны Семелы
(13) Мифы народов Европы и Америки "Дионис и его свита" на сайте licey.net/free
(14) "Аметист - камень Богов и королей" на сайте: alionushka1.livejournal.com
(15) Соломон (1011-928 гг до н.э.) -  третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии, соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма
(16) "Самоцветы на удачу"  mir24.tv
(17) Аполлон и Артемида. Энциклопедия Кругосвет на сайте krugosvet.ru
(18)  Боги и мифология. Аполлон и Артемида - близнецы на сайте e-reading.club Боги в каждом мужчине
(19)  Гиперборея - др.греч. "за Бореем", "за северным ветром" - в древнегреческой мифологии это легендарная северная страна, место обитания народа гипербореев
(20) Надя Улыбль Стихи о богине Гере на сайте Что такое любовь
(21) Якоб Бёме