Экскурсия в Бэйт Шэан

Юрий Левин 2
   Узнал о поездке в Бэйт Шэан и стал готовиться. По карте город - к югу от Кинерета, то есть в Галилее, на берегу ручья Харод. Здесь перекрёсток дорог по Изреельской долине к Средиземному морю и по дороге север-юг от Красного моря к Дамаску. Путеводитель говорит, что городок - один из самых значимых археологических участков Израиля, и начинает рассказ с египетского времени (с начала 2го тысячелетия), переходит к израильскому периоду, затем "скачок" к эллинам, потом римский период (город при этом многократно меняет своё имя) и итожит историю этого места возрастом в 4000 лет, сообщая о достопримечательностях: театр 2-3в, западные бани 4в н.э, улица правителя Палладиуса, площадь Сигма  и агора византийские, северная улица, нимфеон 2в н.э, холм со следами поселений 5 тысячелетия (но нет сообщений - можно ли их увидеть), восточные бани римские, улица Сильвануса, мост Обрубленный через ручей Нахаль Харод, ипподром 2в и затем амфитеатр 4в на том же месте. А что это были за люди, откуда пришли? Краткий обзор находок археологов с дополнениями палеогенетиков показывает нам, что кочевые племена зиму отсиживались в разных укрытиях, а летом рассредоточивались в поисках еды по прибрежным равнинам (ведь это дикая Европа была под ледником, а здесь, в Галилее, можно было жить по-божески). И было это уже с 18 тысячелетия! Были они охотники и собиратели, но с них начинается строительство (пока в виде округлых полуземлянок). Календари тогда были лунные (которые позволяли отделять одну неделю от другой), но в 14 тысячелетии выделены созвездия, что позволило делить длинные периоды времени на сезоны.  Потеплело, и в климатическом оптимумуме находки пестов и ступок - есть мука, хотя сохраняется охота и ловля рыбы (125 век). Начинают культивировать растения. А затем, в 10 тысячелетии, сообщества более крупные, роль земледелия выше, чем у охоты, переходят к оседлости. Похолодание в 85 веке помешало людям, но в 80 веке мигранты-охотники из Анатолии приносят лук и стрелы (у здешних земледельцев праща) в способ охоты, да ещё и с одомашненной собакой. Теперь дома прямоугольные, земледелие сочетается с охотой и есть какие-то торговые связи с Египтом. В 70 веке крупный город окружают оборонительной стеной, в это же время миграция из Африки, позже - миграция с востока, и с 64 века появляется керамика. Похолодание в 62 веке помешало земледелию. ДНК анализ останков людей 45-39 веков показал, что лишь более 50% генов у них старые (левантийские), а более 20% генов анатолийские и менее 20% генов земледельдев Иранского нагорья. В 38 веке выращивают пшеницу и ячмень, финики, лук и чеснок, чечевицу, гранат и орехи, на продажу вино и оливковое масло. Торговые связи с додинастическим Египтом (и минойцами). Стада здесь с основными видами домашних животных. Вновь миграция из Сирии. Семитоязычные племена в 30 веке в Месопотамии, позже в Сирии, а с 29 века семитские имена появляются в шумерских текстах. И с 23 века здесь ханаанейские языки. Кстати, их западные соседи изобрели в 20-16 веках алфавит. Эти люди научились получать пурпур и окрашивать им ткани. Их города-государства враждуют между собой. В египетской Книге проклятий поселение названо Асан. В 15 веке ТутмосIII взял город, поселение египетское, здесь военный лагерь. В 13-12 веках оно перестроено - тут  административный центр. Вторгаются народы моря, и в 12 веке поселение филистимское. Иудеи пытаются взять город, но их военная техника хуже, гибнет Саул и 3 его сына. Давид позже захватывает поселение. В 10 веке фараон грабит Бэйт Шэан, а в 8 веке ТиглатпаласарIII разрушает город. В эллинское время в 4 веке построен новый город Ниса Скифополис. Во 2 веке город вновь еврейский, а с 1 века он римский, столица провинции ПалестинаII. Византийский период закончат в 7 в.н.э. арабы. Нагруженный этими знаниями, я собрался в поездку. Бинокль не взял - ведь едем в археологически интересное место.

     Обычный зимний день: утром ясно, +11град и дует слабый холодный "ливанец". Ждём автобус, все тепло одеты. Подкатывает автобус, завклубом сверяет нас со списком и желает нам удачи. Всё, теперь русского слова я не услышу до самого возвращения. Едем. Нашу безопасность будет обеспечивать некто в ермолке, и поэтому в начале пути прозвучал в автобусе молебен (я догадался об этом по слову "амэн"). Дорога мне знакома (запад-восток и потом север-юг). Остановка для завтрака, на гиде заметная шляпа, и я не путаю нашу группу с другими. Вновь в путь, и мы у цели. С высоты девятисот метров мы спустились до минус 120м над уровнем моря, и потеплело на 5 градусов (вспомнил свои же уроки Природоведения). Раздеваемся и выходим перед заборчиком с надписью Beit Shean National Park, проходим через турникет и попадаем на некое открытое место, видимо, здесь и был римский театр. Проходим на улицу римского правителя Палладиуса (вижу табличку Palladius Street) с колоннами справа и слева (высотой с этаж). Выходим на площадь Сигма с мозаикой на полу в некоторых местах.  Затем римская улица Сильвануса с колоннами. Потом византийские бани с двойным полом (между первым и вторым шёл горячий воздух). По многочисленным ступенькам (не сосчитал) поднялись (не все! многие остались внизу) на холм. Никаких следов поселений энеолита (а в родном городе в краеведческом музее есть реконструкция пещеры палеолита). Отсюда виден весь городок Бэйт Шэан. Холодно, ветер, и мы быстро спускаемся. Проходим в туалеты A Public Latrine римского или византийского времени, снова идём через театр. По грунтовке идём куда-то, выходим к ручью кибуцев Нахаль Кибуцим, здесь рыбачат: сидят рыбаки (кибуцники?) с удочками. В тростниковых зарослях какая-то синеватая птица-рыболов (щурка и удод едят насекомых,  сизоворонка всеядна, но эта была у ручья, значит - зимородок=шальдаг по-еврейски)- вот когда я пожалел об отсутствии бинокля. Идём к ещё одному месту у ручья Нахаль Харод, здесь водопадик, шумит вода.
     А потом обед в кибуце (то есть всё кошерное). затем в автобус и назад.

PS Снимки в vk.com/album261324643_261623476