Крылатая смерть над Сталинградом. Часть 2

Олег Каминский
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2018/12/27/410

     Обычно, почти во всех публикациях, посвящённых этому самому трагическому дню в истории Сталинграда, удар по городу описывается вкратце примерно так: 23 августа 1942 года около 2 тысяч немецких самолётов совершили массированный налёт на Сталинград, в результате чего город был, практически, уничтожен, при этом погибли более 40 тысяч мирных жителей. Отражая налёт, героические советские лётчики и зенитчики сбили около 120 фашистских стервятников.

     Однако при тщательном изучении событий того дня вырисовывается совершенно иная картина, мало соответствующая вышеперечисленным официальным цифрам. Впрочем, для начала расскажем, что же предшествовало массированному налету в то роковое воскресенье.

     Итак, утром 23 августа 1942 года в 4 часа 30 минут после авиационного налёта и артиллерийской подготовки войска немецкого 14-го танкового корпуса, в составе одной танковой и двух моторизированных дивизий, сумели прорвать оборону Сталинградского фронта на стыке советских 4-й танковой и 62-й армий. Почти не встречая сопротивления, немцы уверенно продвигались вперед. За 11 часов, проходя в среднем по 5-6 км в час, танки 16-й Вестфальской танковой дивизии, находившейся на острие атаки, преодолели 50-60 км на узком участке шириной в несколько километров, вышли к Волге на участке Ерзовка-Рынок и повернули на юг – на Сталинград.

     Это был, пожалуй, самый критический момент Сталинградской битвы. Однако положение спасли наспех вооруженные рабочие батальоны, поддержанные атакой танков Т-34 (из числа техники, находившейся на Сталинградском тракторном заводе) и воины 1077-го и 1078-го зенитных артиллерийских полков, которые храбро вели огонь по немецким танкам прямой наводкой. Трагизм ситуации усугубляло то обстоятельство, что бронебойных снарядов у зенитчиков не было, и они вынуждены были стрелять обычными зенитными снарядами, от которых в наземном бою проку было мало. Тем не менее, считается, что зенитчикам удалось вывести из строя до 83 немецких танков. Заметим, кстати, что по состоянию на 23 августа в 16-й немецкой танковой дивизии насчитывалось всего 83 исправных танка. Получается, что все до единого они были перебиты нашими зенитчиками? Разумеется, такого быть не могло. И действительно, на 27 августа Вестфальская дивизия имела 68 исправных танков, то есть, за четыре дня боев из строя вышло примерно 15 танков. Сколько из них было потеряно в бою 23 августа – доподлинно не известно. Впрочем, мы немного увлеклись подсчётами немецких танков, продолжим лучше разговор о наших защитниках.

     Да, к сожалению, многие из них пали в неравной борьбе: только из одного 1077-го зенитного артиллерийского полка за 23 и 24 августа погибло и пропало без вести 354 бойца и командира, в том числе 46 девушек. Между прочим, вопреки сложившемуся мнению, что полк полностью был укомплектован женщинами, в полку на самом деле служило всего 75 девушек, в основном в качестве связисток, телефонисток, прибористок, санитарок. Лишь только несколько самых рослых и крепких девушек сражались в составе орудийных расчётов. Из имевшихся в полку 60 зенитных орудий было потеряно, по некоторым данным, 37 орудий. Большие жертвы были среди ополченцев и других защитников Сталинграда. Зато продвижение немецких войск на этом опасном участке удалось остановить. 
 
     Продолжение следует…