Как же все-таки писать мемуары?

Владимир Байков
Чем в мемуарах больше конкретных имен и фамилий,тем они интереснее  описанным в них  героям.
Но тем их скучнее читать всем остальным.
Конечно, если все эти герои  известны только автору.


А вот если  в книге  никого не упоминать по имени, то  многие друзья, читая ее, обижаются. Вот, мол, сволочь какая, десять лет дружили, а он обо мне ни строчки!

Но зато такие отстраненные воспоминания могут  расширить  читательскую аудиторию.

И как быть?

 Давайте в качестве примера рассмотрим "Таинственную страсть" Василия Аксенова и "Алмазный мой венец" Валентина Катаева. В первом романе реальные фамилии замененые стилизованными, например, Высоцкий назван Вертикаловым, Евтушенко - Яном Тушинским и т.п. Во втором романе реальные фамилии заменены прозвищами: Арлекин (Павел Антокольский), Королевич (Сергей Есенин),  Босоножка (Айседора Дункан) и т.д. Но это всё известные персонажи.

  Когда же читаешь в иных мемуарах нудные перечисления вида: в то время директором нашего предприятия был Сергей Николаевич Малышев, начальником отдела кадров служил Петр Петрович Никудышнов, Александр Васильевич Ядрышко был нашим парторгом... и т.п. и т.д.
   После присуждения нам министерской премии за создание агрегата, позволяющего изготавливать в месяц более .... тысяч готовой продукции мы собрались за столом. Во главе стола сидел наш главный инженер Семенов Станислав Иннокентьевич, рядом с ним -  главный бухгалтер Роза Ахметовна Тутанхамонова, по левую руку от нее  Ниночка, секретарь..., а Николай Христофорович Зябликов, большой специалист по женской части, уже развлекал Людочку, только что поступившую на работу в отдел главного технолога...
 И это все, конечно, РЕАЛЬНЫЕ имена с указанием должностей, возраста и стажа работы! И еще любят в мемуарах давать данные о площади размененных квартир, о расстоянии с точностью до метра  от дома до ближайшей остановки транспорта...

Оговорюсь, как очерки, отдельные заметки в книгу памяти конкретного института, завода, фабрики такие подробные и детальные заметки безусловно интересны. Но для массового чтения...

  А вот что по этому же поводу пишет известный советский кинорежиссер
Георгий Данелия в своей книге: "Безбилетный пассажир":

  "Многие мои знакомые, близкие и не очень близкие, коллеги и смежники — актеры, режиссеры, операторы — написали книжки. И первое, что я делаю, когда они дарят мне свою книжку,— смотрю фотографии, ищу себя. Если не нахожу, пролистываю текст, ищу свою фамилию. Если не нахожу, начинаю читать внимательно: «Так, про этого написал… И про этого написал… И про этого… Мог бы и про меня — меня тоже не на помойке нашли!»
  Когда я сам стал писать книжку, то решил не повторять ошибок коллег и написать обо всех, с кем работал, с кем дружил, у кого учился. Но… быстро понял, что тогда моя книга будет похожа на телефонный справочник большого города. Поэтому те, кто бы должен был быть упомянут в этой книжке, но себя не нашел, не обижайтесь. Это я не от забывчивости. Я упоминаю только тех, кто повстречался по дороге повествования."