Послевкусие - новогодний опус

Полковник Чечель
   «Сбили с ног – сражайся на коленях,  не можешь встать – лёжа наступай»  -  (Командующий ВДВ Василий Филиппович Маргелов)

    Командир - он и в Африке командир, если он не "хухры-мухры", а настоящий, которого подчинённые уважают, в каком бы он состоянии не находился. На фото:  штурман, майор Юрий Грон на юбилее 12 омрап, которым Чечель имел честь командовать, и в котором самым "страшным" наказанием было снятие ранее наложенной благодарности,  докладывает ком.полка, что "в его отсутсвие, на его фабричке не случилось ни одной забастовочки" - (идёт дождь, посему снимок не чёткий) "Гут, - сказал полковник, - Теперь можно и к столу". (Держит зонтик красивая барышня Оля, которую специально три орла-лётчика и один штурман ангажировали из Испании, где она живёт уже лет десять, дабы полковник мог облобызать свою дочь).

    Выпустил в свет я вчера рассказ о замечательном лётчике и человеке Анатолии Данильченко, которого  узнал благодаря песне  Александра Лынника, но как, наверно, бывает у каждого автора – мыслями снова и снова возвращаешься к написанному опусу. А всё ли ты сказал? И правильные ли слова ты нашёл? Так после хорошего вина ещё долго на губах ощущаешь послевкусие. Тем более, после такого письма, которые мне написал не восторженный пацан-салага, влюблённый в небо, а опытный пилот-инструктор, который уже зубы съел на лётной работе, (образно выражаясь).

    «Здравствуйте, Василий Васильевич!

   Сегодня получил от Эдуарда вашу с ним переписку. Постараюсь быть лаконичным.
Во-первых, рад был встречи с Вами. Спасибо Вам за ваши книги,  они нужны нам и это главное. 

   Во-вторых, я уже извлек из ваших историй много полезного для себя: и в жизненных ситуациях и в лётной практике.

    Обязательно перечитаю все ваши истории. У вас очень искренняя проза и это подкупает.

    Дай Бог Вам здоровья и новых рассказов, которые и учат и, я уверен, кому-то спасают жизни.

        Вот и мне захотелось добавить несколько слов к уже написанному рассказу с точки зрения взаимного обмена лётным опытом, которого никогда не бывает много. Я об этом вроде уже писал, но для лучшего закрепления в памяти считаю необходимым расставить акценты: Первое, я вскользь коснулся катастрофы Л-39, происшедшей у нас на аэродроме Кульбакино на генеральной репетиции перед авиашоу в честь дня ВВС Украины. Всё произошло 26 августа 1999 года на глазах жён и детей погибших лётчиков. Семьи специально приехали из Крыма с посёлка Багерово, чтобы посмотреть, как летают их мужья и отцы. И вот такой горький получился праздник.

    Я на всю жизнь запомнил слова командира полка полковника Шеремета, который прервав отпуск, прибыл на похороны: «Я бы никогда не посадил этих двух пилотов в один самолёт. Неужели не ясно, между ними всё время шло негласное соревнование за звание лучшего пилотажника в полку. Командир АЭ Дмитрий Русин имел квалификацию  МС СССР по высшему пилотажу. Зам. командира полка полковник Александр Шапиро, хотя этого звания не имел, но как лётчик, ему ни в чём не уступал. И ясно, когда эти пилоты полетели в одной «спарке», не упустили возможности продолжить этот принципиальный для каждого спор.

    Они упали, делая горизонтальную восьмёрку над аэродромом, перекладка рулей и проход над полосой по замыслу должен был выполняться с креном, близким к 90 градусов, что в «простонародьи» называется «нож». Вот во время этого ножа они и посыпались.  Причём, очевидцы говорят, что, когда «элка» была уже на высоте около                30 метров, они наблюдали у самолёта колебательное движение, как будто один пилот дал рули на вывод в одну сторону, а второй – в другую. Так это или не так, мне сказать сложно – я СОК (средства объективного контроля не видел, т.к. был уже дембельным воином), но то, что прав полковник Шеремет – верно на 100%.

     Этих лётчиков нельзя было сажать в один самолёт. И те начальники, которые утвердили экипаж на праздник в таком составе, видно, что абсолютно не  представляли "тонкости" этих взаимоотношений между этими двумя лётчиками. И вообще, практика лётной работы показывает, что подсадка второго пилота в кабину в составе   экипажа далеко не всегда повышает безопасность полётов. Достаточно вспомнить катастрофу полковника Топонаря на СУ-27 в Склынове  подо Львом, столкновение  полковника Ткаченко в Жуковском и многие другие авиационные происшествия...

   Это отлично поняла жена полковника Шапиро. На месте падения самолёт на деньги, собранные личным составом Центра, поставили памятник. Так жена ножом соскоблила портрет своего мужа, в знак протеста и доказательства безголовости лётных командиров. И сейчас, каждый год 26 августа мы приходим к памятнику, приносим цветы, и лишний раз убеждаемся, как это важно для обеспечения безопасности полётов учитывать СОВМЕСТИМОСТЬ ЭКИПАЖА. Ребята, летающие в АЭРОКЛУБАХ, тоже намотайте себе этот случай на"ус"!!! В АВИАЦИИ "МЕЛОЧЕЙ" НЕТ, на каком бы типе ЛА вы не летали. Какой вывод из всего этого можно сделать?

    В военной авиации этот вопрос чётко понимают и стараются летать только слётанными, совместимыми в психологическом плане, ШТАТНЫМИ экипажами. А вот в Гражданской авиации такой возможности нет, и летают, как Бог на душу положит (грустно улыбаюсь). Я отлично понимаю, что в ГА штатность хотя бы двух пилотов соблюсти можно только теоретически. То,  кто-то заболел, у кого-то жена рожает, у третьего ещё какие-то семейные обстоятельства – вот и бывает, что КВС знакомится со своим пилотом уже во время предполётной подготовки к вылету.

    Что бы я сделал на месте руководителей лётных служб авиационных компаний? Провёл бы тайное анкетирование среди лётного состава, где попросил бы лётчиков ответить всего на два вопроса: 1) С кем из КВС (вторых пилотов) вам комфортно летать (фамилии)?

    2) А с кем вам в экипаже трудно ужиться, и вы бы предпочли летать в составе другого экипажа? После чего сделал анализ и составил таблицу, в которой против фамилии каждого КВС стояли фамилии вторых пилотов (инструкторов тоже), кого, с точки зрения психологической совместимости, целесообразно планировать на тот или иной рейс. Я допускаю мысль, что это уже давно сделано – ну, что ж, если это так, я только порадуюсь за нашу Гражданскую авиацию, но что-то мне подсказывает, что для неё её «высший пилотаж». Я сужу это по материалам тех авиационных катастроф, где плохое взаимодействие и даже непонимание пилотами друг друга было налицо. (Примеры предлагаю привести самим?)
 
    Второй вопрос, которым бы хотелось бы дополнить мой предыдущий рассказ – это повнимательнее относиться к вещим снам и предчувствиям.  Был бы я мудрее, как командир, возможно, удалось бы избежать катастрофы экипажа ТУ-16 майора Василия Ефимова 13 июля 1988 года в Баренцовом море, у которого было сильнейшее предчувствие, что с ним что-то произойдёт. Причём, не у него одного. КОУ (командир огневых установок) ведомого экипажа, прапорщик (фамилию которого уже не помню), но он на разборе АП, проводимого Командующим Морской авиации СССР Виктором Павловичем Потаповым для лётного состава двух полков, так и сказал: «Я знал, что сейчас с ведущим что-то случится, и последние пять минут не сводил глаз с самолёта майора  Ефимова».

        http://www.proza.ru/2011/04/10/592

     Далее, но если в этой катастрофе я ощущаю свою вину лишь подспудно, но есть случай, где я прямой виновник гибели одного старшего лейтенанта-ракетчика, который приехал на военную турбазу Терскол с женой в свадебное путешествие, и их угораздило попасть со мной в столовой за один стол со мной. И вот за завтраком на восьмой день катания муж вдруг сказал: «Василий Васильевич, то-то у меня предчувствие нехорошее, сегодня на гору не пойду». А погода в тот день была изумительная. Я ему в ответ: «Ты что, Володя, пропускать такой красивый день не «по-государственному», путёвка всего 14 дней, а завтра к тому же день отдыха, на гору нас не пустят. Я бы на твоём месте пошёл».  А тут его жена Лена добавила: «Да брось ты хандрить, поехали». В общем, Володя, с нами согласился.

     Остальное всё произошло на моих глазах. Я остановился отдохнуть на самом крутяке, метров 300 ниже от начала поворота в солнечную мульду. Туда траверз идет поперёк склона метров 800-1000.  Вытер пот со лба, посмотрел наверх и увидел Володю в характерном, серебристом, болоньевом комбенизоне. Он выскочил на траверз на большой скорости, (обычно даже опытные горнолыжники её здесь сбрасывают, т.к. ты не видишь, что творится за бугром). А там стоял «чайник», потому что только «чайник» может стоять и отдыхать на лыжне, где нет обзора.

    В итоге, Володя попытался его объехать, но упал и покатился по крутому склону. Он пронёсся мимо меня вниз головой, (лыжи отстрелило), а в болонье он скользил, как «болид», скорость огромная. Метров 300-400 ниже Володя врезался  головой в опору бугельного подъёмника. Я сразу погнал поперёк склона к одно кресельному подъёмнику между 1-м и 2-м Чегетом. Ребятам, которые едут в креслах, ору: «Срочно сообщите спасателям наверху, внизу крутяка  перед солнечной мульдой лыжник сильно разбился. Лежит возле опоры ВЭЛ-1000».  После чего помчался к упавшему Володе. Он был без сознания, народ пытался оказать первую помощь. А через 4 минуты подъехала «акья» со спасателями. Это такая лодка с ручками, и два лыжника её буксируют. Володю погрузили в неё и увезли.

     На третий день он умер, не приходя в сознание. Как я себя ругал, что уговорил молодого старшего лейтенанта поехать кататься в этот день. Ведь у него было предчувствие, что нельзя ему сегодня ехать на гору...… В тоже время на меня такое впечатление произвело зрелище, как он скользил в своём болоньевом костюме и не мог остановиться, а ведь у меня такой же. Что я на следующий день костюм снял и  одел «брезентовые», демисезонные,  лётные штаны-ползунки и потом катался только в них. При падении они не скользили, только ткань на больших скоростях подгорала.

                http://www.proza.ru/2013/01/14/61

   В общем, память об этом случае меня не покидает, и в следующей жизни это, возможно, мне ещё «икнётся». Далее, если говорить о вещих снах, то в парашютном спорте они дважды спасали мне жизнь, т.е. я делюсь с вами не книжными знаниями, а лишь теми, через которые прошёл сам. Много ещё случаев хранит память, из которых можно что-то взять для своего личного опыта, но учитывая, что на носу Новый год, во-первых, хочу озвучить свой любимый тост, которым я уже делился в 2-3-х рассказах, но поскольку это не «бородатый» анекдот, хороший повод выпить - тост  можно и повторить.

     Дело в том, что, катаясь на горных лыжах на Кавказе, я как-то стихийно, задолго до "Шурика из Кавказской пленницы" стал собирать Кавказские тосты. На одиннадцатом году я поймал себя на мысли, что большинство тостов я уже знаю, и стал придумывать свои. Их у меня в запасе сейчас порядка  86 на данный момент или "момент", если ударение делать на первом слоге.

     Как ни странно, первый тост, который я сам придумал, оказался у меня самым любимым. Называется он:
               
                "ЗА ЧУДАКОВ !!!

     Я неожиданно вспомнил фильм "Человек ниоткуда" - глупая, пустая на первый взгляд, кинокомедия, играет молодой Юрский... Но там есть один сильнейший эпизод:

    Земляне в машине времени прилетают на Землю в своё же первобытно-общинное общество в тот момент, когда вождь изгоняет из племени лучшего охотника. Они ему: "Послушай вождь, за что лучшего охотника из племени изгоняешь? Он же мамонта убил, племя от голода спас..."
   
    А вождь, меланхалично выковыривая мясо из зубов, ответил: "Да, Гиви хороший охотник, много добра для племени сделал, но, Вы понимаете, он у нас не такой, как все. Он - чудак".

    Земляне: "А как это - не такой,  как все?"

    Вождь: "Он у нас не ест друзей. А каждый знает, что друга съесть особенно приятно. Его ум, Красота, Сила войдут в тебя, и ты дальше пойдёшь продолжать его дело. И к тому же он целует руки женщинам. А этого у нас в племени вообще никто не делает".

    Так давайте поднимем бокалы  за "чудаков", которые никогда, ни при каких обстоятельствах, не едят своих друзей и целуют руки женщинам!!!

     С Новым годом, друзья!!! Пусть мечты превратятся в планы и сбудутся!!!

 Новогодний тост -   https://www.youtube.com/watch?v=7PZDZuwIzIc