Клумба

Майя Антонова
Мне всегда было интересно ландшафтное благоустройство. Специально не использую слово «дизайн» — это уже высокое искусство. А в моей душе что-то  рвалось наружу и хотелось выразить это что-то непонятное с помощью цветов и  кустарников. На объекты большой площади я не замахивалась, сделать бы что-то стоящее  в миниатюре, а там уж... Поэтому я прикладывала свои усилия на украшение небольшого участка в палисаднике у подъезда, высаживала цветы в вазоны или балконные ящики.

Невзирая на незначительный опыт,  мне хотелось сразу сделать что-то гениальное. Пусть маленькое, но гениальное. Поэтому я не искала легких путей. Взять, скажем, петунии или бархатцы, которые продаются в магазине уже цветущими,  и засадить ими необходимое пространство — это меня не устраивало. Мне хотелось вырастить из семян какие-нибудь редкие растения, как, например,  горный эдельвейс, который зацветает только на четвертый год, или высадить дикий ковыль, который хорошо себя чувствует только где-то в Казахстане, в общем, чем сложней — тем интересней. При этом предполагалось, что все это будет  красиво, оригинально и  восхитительно.

Около моего нового места работы находился крошечный клочок земли, обрамленный брусчаткой. Площадью буквально четверть квадратного метра. Чем не полигон для гениальных ландшафтных экспериментов?

В первый год моих попыток превратить этот объект в ландшафтный шедевр, я высадила семена понравившихся мне в магазине однолетних цветочков. Понятно почему я не помню их названия? Они не взошли, и все лето  мы любовались голой землей и настырными сорняками, которые рванули в рост на удобренной мной земле.

На следующий год я решила посадить настурции. У меня уже был опыт их выращивания, они неприхотливые, семена у них очень крупные, всходы заметные -  все должно было получиться. Да, действительно получилось кое-что. Несколько растений взошли, но наша клумбочка  находилась на постоянном солнцепеке, что настурциям, видимо, не понравилось. Даже ежедневный полив не помог, солнце высушивало этот участок нещадно. Настурции получились со скудными листочками и редкими цветами. Гениально это не выглядело.

Я не оставляла попыток. И решила с осени высадить многолетние цветы. Чтобы уж раз и навсегда, только иногда корректировать. У меня были саженцы фиалки рогатой и лапчатки нескольких цветовых оттенков.  В красивом шахматном порядке я высадила все, что у меня было. Получилось довольно плотно, и почему-то верилось, что весной это будет прекрасно.

Весна сама по себе и правда была прекрасна. Но не моя клумба. Все растения за зиму вымерзли и ни одно из них не зазеленело. Дело в том, что наша клумбочка поднята над уровнем земли сантиметров на 50, это как сложенный из брусчатки угловатый вазон. Естественно, что земля промерзла сильнее, чем могли это вынести растения. Но и в этой ситуации я не опустила руки. Саженцы многолетников сохранились у меня в деревне, они благополучно перезимовали в естественных условиях — в земле под снегом. Свой экспериментальный участок я оформила по-новому. Взяла несколько растений декоративной овсяницы с голубоватым оттенком, низкорослый лихнис, который, судя по картинке на семенах, должен был обильно цвести фиолетовыми соцветиями, и лапчатку с предполагаемыми розовыми цветками. Между растениями я уложила серую гальку в  творческом беспорядке. Если даже все это просто вообразить... Гениально!

Но не тут-то было. Лихнис выдал в начале лета какие-то чахлые стрелы с мелкими цветочками, которые моталась на ветру. И вскоре вместо цветков образовались сушеные зернышки блекло-желтого цвета. Лапчатка вообще отказывалась цвести. Овсяница выглядела симпатично, ничего не скажешь, но это не спасало общего положения. Одно могу сказать точно: такой же участок земли у наших соседей, которого не касалась рука человека, выглядел значительно хуже. Он зарос подорожником,  и даже заколосился полынью. В сравнении было понятно, что за нашим участком ухаживают, но надолго глаз на нем не задерживался. Скучно, блекло, без изюминки...

Мой дизайнерский пыл поугас. К тому же я уходила в отпуск на две недели. Решила ничего не предпринимать, оставить все как есть. Будет же новая весна, все еще  впереди.

По возвращении из отпуска я не узнала свою клумбу. Прямо у подножия моего угловатого вазона вырос пышный куст петунии. На нем было не меньше двадцати нежно-сиреневых цветов. Как ему удалось укорениться в узкой расщелине между асфальтом и брусчаткой? Откуда вообще взялись семена петунии? Загадка. Но куст выглядел так мило,  что все мое предвзятое отношение к петунии рассеялось. Я поливала ее каждый день, стараясь залить воду в ту узкую трещину, из которой она росла, чтобы как-то облегчить ей жизнь. И, похоже, растение чувствовало себя прекрасно. Потому что еще через две недели куст стал значительно гуще, и количество цветов увеличилось почти в три раза! Этот подарок судьбы был гениален по своей простоте и неожиданности появления. Куст практически загородил весь вазон, и было видно, что проходящие мимо люди обращают внимание на цветы. Не все, конечно, но некоторые женщины даже останавливались, разглядывали это чудо и улыбались.

Что я буду делать с клумбой на следующий год? Затрудняюсь ответить. Не исключено, что  высажу цветущие петунии и буду любоваться ими все лето.