Справедливость. Это что?

       Справедливость! Равенство! Блин!
       Представление о "справедливости"  возникло у человеков как только они вступили осознаваемые социальные отношения.
       В древнегреческой религии и философии  идея о справедливости подразделялась на космическую - абсолютную - и человеческую - относительную. Идея "справедливости"  стала основополагающей  в объяснении и понимании устройства и существования мира.
      Смысл, суть понятия "справедливость"  сформулировать исчерпывающее и однозначно  довольно сложно, если принципиально  невозможно. В силу абсолютной относительности  этого понятия и широты охвата  разнообразных явлений  природы и, в первую очередь, человеческих отношений.
       Также можно сказать  и о многих общих понятиях: истине, добре, красоте, любви...
      Впервые наиболее отчётливо  и конкретно  проблема "справедливости" , по имеющимся литературным источникам, была рассмотрена в  учении древнегреческого философа  Анаксимандра.
      Он сформулировал, по представлению его последователей, - оригинальных работ этого древнегреческого философа  не сохранилось, - совокупность мыслей  о наличии "естественных законов" в природе и человеческом обществе, которые выше желаний  людей и богов. Довольно оригинальная  идея для своего времени. Китайцы, например, не выработали сами представления о "законах" природы до контактов с европейцами. Они смеялись, когда им говорили о естественных законах природы. Они думали, что "законы" - это только то, что  придумал их Император. Ну это, к слову...
     Концепция Анаксимандра - это  прорывная, новая идея для своего времени. До него  так не думали, не отдавали себе права помыслить, что есть некие независимые от людей и богов правила, принципы, законы, управляющие поведением всех тел и людей.
      Анаксимандр  проповедовал, что в природе есть силы, которые предопределяют необходимость вполне определённых отношений между объектами природы и между людьми.
      Эти необходимости  или естественные законы  уравновешивают стремления отдельных объектов и сил к доминированию.
Например, каждый элемент  мира - земля, вода, воздух, огонь - стремятся  расширить своё  присутствие, но "естественный закон"  вынуждает их  оставаться в определённом равновесии, балансе.
      Это и составляет суть понятия "справедливость" - все участники некоего процесса должны оставаться  в рамках, границах  установленных свыше, изначальных принципов, правил, законов.  "Справедливость" состоит в следовании  всеми участниками процесса некоторым естественным правилам, алгоритмам, законам поведения установленным свыше!   
      Справедливость - это высшая сила! И она не является чьей-то  личной инициативой - ни  Бога, ни человека. А представляет  собой некую высшую необходимость, заложенную  в Космос, в человека. Как потом у Канта - категорический императив.
      Выражаясь современным научным языком, основой "справедливости"   можно объяснить  естественным стремлением  любых многокомпонентных,  многофазных развивающихся систем к равновесному, гармоническому  состоянию.
      К такому состоянию, в котором  будет минимум  напряжения всех противоборствующих сторон и  сил, минимум  всех видов  энергии  и максимум  вероятности реализации  доступных состояний посредством возможных перестановок актуальных элементов системы.
      Как пример. Наиболее "справедливой" формой капли воды в воздухе будет сфера.
      Капля воды "справедливо" растечётся  тонким слоем  по поверхности чистого стекла...
      Капля воды "справедливо" примет форму  полусферы на полиэтиленовой  поверхности...
      Камень "справедливо" утонет в воде, а деревянный брусок будет не поверхности.
      Сахарный песок "справедливо" растворится в стакане воды, а морской песок нет...
      Огонь "справедливо" растопит  лёд, а вода потушит огонь...
      Для естественных, природных явлений понятие "справедливость" строго однозначно понятию "закон"!
      В случае взаимоотношений людей  такой простоты и однозначности не наблюдается.
     Почему? 
     Потому, что  каждый человек  обладает  своей собственной волей, помимо внешних естественных и установленных обществом правил и законов поведения.
     Если бы каждый человек поступал строго по общепринятым человеческим законам и правилам поведения, то в этом случае всё бы было по "справедливости"!
     Но далеко не все люди следуют  выработанным, установленным, принятым всем социумом нормам, правилам, законам поведения, принимая их за "естественный закон". Каждый человек для себя вырабатывает свой личный набор "правильного" поведения на основе личного, субъективного опыта.
      Земля, вода, огонь не имеют такой возможности, потому в естественной природе и не  возникает проблема "справедливости".
      А вот у людей - это обычное дело... Когда каждый человек  может считать себя  лучше, умнее, значимей, знающим, важнее чем другие люди. В таком случае "несправедливых" поступков может быть множество.
      Подобное можно сказать и об отношении между сообществами людей - начиная от семьи и заканчивая государством.
      Нарушение договорных обязательств, норм, правил, законов в отношениях между сообществами людей - это явная и, к сожалению, обычная практика. Поэтому в обществе нет "справедливости", а есть право и воля достижения своих корыстных целей!
      Поэтому для человеческого сообщества  понятие "справедливость"  весьма относительно.
      Каждый человек и тем более человеческое сообщество,  вырабатывает для себя  свой индивидуальный  набор правил и "законов"  поведения, которые и будут для них определять критерии "справедливости".
      В результате получится, что одно и тоже для для данных людей благо и справедливость, а для других людей - полный произвол и волюнтаризм.
      Человек и, тем более, группа людей, - это не астероид строго летящий по определённой траектории, строго определяемой законами гравитации... Человек - это нечто сам по себе со своими не детерминируемыми желаниями, стремлениями, амбициями, страстями, представлениями о справедливости и правильности поведения... Конечно, в определённых пределах и границах... Но всё же достаточно широком диапазоне неопределённости.
      Можно ли в таком случае применять выше рассмотренные представления о "справедливости"  к разумным, мыслящим существам? Очевидно, что нет!
Для просто живых существ идеалы "справедливости" вполне действительны.
      Рысь, поедающая кролика поступает "справедливо"?
      А лев, убивающий детёныше от предыдущего главы прайда, поступает "справедливо" ?
      А кролик поедающий траву...?
      Всё это относится к категории "необходимость", а значит и "справедливо"!
      Таким образом, всё то, что происходит по необходимости, по естественным законам природы есть "Справедливо"!
      "Несправедливость" возникает только у существ, которые способны  влиять на реализацию естественных законов природы и на установленные "законы" человечества.
      За тысячи лет существования человека-разумного человечество выработало  набор правил, норм, законов, регулирующих поведение человека.  Десять заповедей Моисея... Основа нравственного поведения человека. Поведения "справедливого"!
      Благодаря этим законам и нормам поведения  люди смогли стать  доминирующем видом  на Земле. И постоянно улучшать  условия своего существования на ней.
      Но человек наделён возможностью  нарушать , изменять установленные  свыше законы и правила поведения ("греховность" дана человеку изначально) по своему усмотрению. Кому как покажется лучше...
      Отсюда и возникает то, что называется "несправедливостью" - следствие нарушения естественных законов Природы.
      В принципе... Человечество никуда не денется от законов, возникших задолго до его появления. Всё в этом мире должно подчиняться этим законам! И задача лучших представителей человечества - найти,  выявить эти законы и убедить остальных людей, что необходимо им следовать!  Либо погибнуть!
      Счастье человечества возможно только при исполнении заведомо установленных законом мироздания.
      Но,  безнравственные, тупые, глупые политики ведут человечество к гибели.
      Интересно - это объективная закономерность или происки неких "сил"?
      Человечество должно погибнуть или есть варианты?
      Библия однозначно утверждает, что человечество должно погибнуть.
      Бог неоднократно предпринимал такие попытки...
      Хотел как  лучше, а получается как всегда...


Рецензии