Сибирский Ганг

Валерий Матэтский
      Этого огромного, почти с телёнка ростом, кобеля сибирской аборигенной лайки, с задорным кренделем загнутого хвоста, звали БулгАш.  Он нервно метался вдоль берега мощного, прозрачного потока, не отрывая взгляда от погружающейся в зеленоватые волны фигуры. Поскуливая и припадая на передние лапы, иногда оглушительно, гулко лая, он норовил, то броситься в воду, то отскакивал назад, на берег.
      Борясь с гигантским напором ледяного течения, «оленьи ноги» с трудом, удерживались на скользких придонных камнях. Уши, до хруста прижимались к черепу; глаза как будто приклеились к далёким, серым, патриархальным скалам на противоположном берегу. Ноздри широко раздувались, а по телу пробегали волны озноба от ледяного холода и страха быть сбитым с ног неумолимой скоростью воды.
      «Оленьи ноги» были… мои.  Точнее, те, бесчувственные кости, которые я переставлял в воде, когда-то, были моими ногами, так как в эти мгновенья, пытаясь преодолеть могучий напор струй я, просто, ничего не чувствовал ниже пояса. Моей целью было – погрузиться в воду, хотя бы, по грудь, чтобы затем, окунуться в волны с головой. Задерживаю дыхание; из последних сил направляю себя поперёк потока. Мимо меня стремительно проносятся мегатонны жидкой жизни. Парадоксальным образом, именно они, эти мегатонны жизни, в любой момент могут стать причиной моей смерти, отнять мою собственную жизнь. И тогда, моё бездыханное тело, обглоданное рыбами до костей, может быть, когда-нибудь, найдут на несколько километров ниже по течению, в сторону Северного Ледовитого океана. Течение, со смертельным напором которого, в эти минуты, я боролся, было течением великого ИОНЕССИ, более известного в современном мире, под названием ЕНИСЕЙ.

      Родившись однажды, на берегах этой легендарной реки, ветром судьбы в колесе моей СансАры, меня как-то, закатило на тот, кусок материкового базальта, который германцы, называют с древних времён, Europa. Именно к этим берегам пришвартовал я, тогда, Корвет Моих Надежд. Теперь, почти полвека спустя, вырвавшись на финишную прямую своей жизни, я решил направить мои, всё ещё белоснежные, но сильно потрёпанные паруса, назад, в державный порт Красного Яра. Мне, неожиданно захотелось, омыть «грехи блудного сына» в великих водах, обожаемой с детства реки.

      За одни только сутки, лето, вдруг, превратилось в осень. Деревья, вчера ещё зелёные, вмиг сбросили с себя шуршащий жёлтый прах, и униженно кланялись, посиневшими стволами и ветвями, ледяным, косым и жёстким, как стальная проволока, струям дождя. Садистские порывы, по-разбойничьи свистящего ветра, лихорадочно подготавливали всё живое к суровой северной спячке. После такой «анестезии», жизнь природы остывала на глазах. Услышав о моём желании, пройти через символический «обряд очищения» в водах священного сибирского «Ганга», мои родственники дружно крутили пальцами у своих висков и многозначительно, закатывали глаза. Но я был уверен, священнодейство необходимо совершить сейчас, так как другого раза, может и не быть.

      Шаг, ещё шаг… разворачиваюсь корпусом против течения; с судорожным всхлипом втягиваю в себя воздух и, без надежды увидеть белый свет когда-нибудь ещё, захлопнув рот и глаза, стремительно падаю в тёмные, ледяные глубины. С отчаяньем вслушиваюсь в пульсирующие мгновенья.… Сердце пытается выскочить из горла.… И, вместе с сердцем, осколком разбитой льдины, выстреливаю всего себя из брутальных ледяных объятий, вверх, на волю. Негнущимися, давно окостеневшими ногами, как на копытах, выношу себя на берег. Булгаш, обезумев от радости, счастливо бросается лапами, на мою «оленью», задубевшую грудь и жадно вылизывает мне лицо, огромным, горячим, влажным языком.
      – Жизнь, ты прекрасна!!!
Над моим берегом, в серебристых каплях клубящейся над рекой влаги, возникает сияющая, широченная дуга радуги. Как будто индийский священный слон в праздничной сбруе, усыпанной бриллиантами, встав на дыбы, радостно трубит, задрав свой хобот к глубокому, синему потоку неба.
      Омовение состоялось! Ионесси принял мои грехи!



******
Ганг – самая полноводная река северной Индии, является священной рекой для индуистов. По легенде, река Ганг берёт свое начало в космосе, откуда спускается на Землю и протекает по Индии. Ганга в индуизме считается мистическим порталом между Землей и Космосом, магической дверью, помогающей страждущим перейти в иной мир и не возвращаться обратно на эту бренную землю.

СансАра – (санскр. «блуждание, странствование») – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

материковый базАльт – (греч. – основной) – магматическая порода основного состава. Базальтовый слой распространяется как на материковой, так и на океанической коре.

корвЕт – (франц.) (мор. ист.) старинное трехмачтовое военное судно.

ИонЕсси - название происходит от древне-ненецкого Енэсий (современное Ензя-ям'), которое в свою очередь восходит к эвенкийскому Ионесси «большая вода».