Подарочный Ларец

Лора Зелдович
Обозрение к сборнику Сергея Дунева "Ларец"

Мимолётно вдохновение,
А, гляди, живёт века
Слово, брошенное семенем
В чёрный пласт черновика.
С. Дунев, «Ларец»


   Ларец или ларчик – по сути это шкатулка, в которую бережно складываются дорогие сердцу вещицы. Создание коллекции – долгий, кропотливый, но радостный процесс. Каждая вещь имеет значение. Она не случайно оказалась в ларце. Каждая несёт на себе отпечаток внимания и привязанности.

   «Ларец» поэтический собрал в себе поэзию, накопленную годами, рассмотренную внимательным, чутким взглядом. Стихи, как дорогие вещи, обёрнутые в мягкий кокон воспоминаний, отобраны и сохранены, чтобы к ним возвращаться снова и снова.

   Написанные в разные годы, на протяжении более тридцати лет, они составили пёструю, разнообразную коллекцию, органично объединённую, несмотря на разнородность, в единое целое. Подобно дорогим вещицам, сложенным в ларец, они нуждаются в регулярной ревизии. Вещам скучно под крышкой, они оживают, когда на них падает взгляд. То же и со стихами. Только, в отличие от вещевой коллекции, поэтическая приглашает не к любованию, а к общению. Подобно крышке ларца, открывается обложка и начинается искренняя беседа с автором. Разговор идёт на самые разные темы: сложные, философские, требующие сосредоточенности и полной отдачи, и лёгкие, но отнюдь не легкомысленные, необходимые для полноценного общения. А поскольку эта беседа длиною во многие годы, голос автора звучит то юно (голос молодого человека, 20-ти и немногим старше):

Открою окно – и впущу холодок,
Запах листвы, что на ветках продрог,
Шорох травы, что туманом примят,
Чьи-то шаги, что так долго гремят.
Чёрных небес полынный настой,
Окон полночных блеск слюдяной.
Усталость и тяжесть прошедшего дня –
Часок скоротать за чайком у меня.

   То зрело и иногда устало от накопленных лет:

Грустные мысли, грустные мысли…
Тучи сплошные будто нависли.
Худо душе, а вокруг – ни души,
Слышно лишь – ходики ходят в тиши.

Маятник влево, маятник вправо…
Сколько же можно маяться, право?

   Мир поэта хрупок. На первый взгляд, он открыт читателю, но лишь до определённой черты. Он бережно охраняется, он доступен лишь тому, кто готов внимательно прислушаться, принять и разделить.

Создаю свой мир, в котором
Радостен и шум, и шорох.
Мир, что мне на склоне лет
Дарит запахи и цвет.
Мир, в котором и в ненастье
Ощутима сладость счастья.

   Радость недолговечна; как упорно за неё не держись, её сменяют грустные, полные сомнений настроения.

Немного было прояснилось,
И снова туч наволокло.
И с чёрной нитью туго свилось
Отбеленное волокно.

Так туго, что не разобраться,
Тут – тереби не тереби –
Лишь до крови изрежешь пальцы
Суровой ниткою судьбы.

   Вот так и проходят через всю поэзию эти оптимистично-пессимистичные нотки, щемяще и часто тревожно звучащие. Они дают повод для сопереживания, а значит, для стремления найти точки соприкосновения с миром литературного героя, что и ведёт к душевному диалогу…

   Пейзажная лирика, составляющая большую часть сборника, так же органично вплетается в беседу.

   Уникальный по одухотворённости и красоте мир природы, живущий своей особенной жизнью в стихах, даёт повод для раздумий не меньше, чем философская лирика. Здесь нет места описательству. Это не картины природы. Это общение с природой, к которому нас приобщает автор. Мы – участники разговора. Или скорее слушатели. Затаив дыхание, мы благодарно прислушиваемся.

Ещё ни холода, ни снега.
Душа, как лес, обнажена.
На плечи больно давит небо,
Над головою – тишина.

Вздыхает ветер безголосый.
Как руки, ветви вознеслись –
Природа напряжённо просит
Снегами разродиться высь.

   Всё, о чём бы ни говорил автор, чем бы он не делился, звучит так искренне, так душевно и доверительно, что просто жаль прерывать с ним беседу. Не хочется, но приходится закрывать обложку сборника. Закрылся «Ларец», но ненадолго…
   До новых встреч!

Оформление С. Дунева