Крылатая смерть над Сталинградом. Часть 1

Олег Каминский
     День 23 августа 1942 года навсегда вошел в историю города Сталинграда как самый трагический из всех дней, которые пришлось пережить городу во время Великой Отечественной войны. Массированный налёт немецкой авиации причинил городу огромные разрушения и стал символом варварства по отношению к беззащитным мирным людям. Этому событию посвящено много книг и статей. Правда, во многих из них достоверная информация часто настолько перемежается с множеством домыслов и мифов, что теперь, после происшествия многих лет очень трудно установить истину. Прежде всего, создается неверное впечатление, что это был первый налёт на Сталинград, причём такой мощный, что в результате него весь город был полностью уничтожен. Однако, в действительности, это был далеко не единственный налёт непосредственно на город и близлежащие населенные пункты возле Сталинграда, входившие в зону действий Сталинградского корпусного района ПВО. Чтобы подтвердить этот факт, достаточно привести некоторые данные из соответствующих документов. Само собой, для лучшего понимания текстов документов, их следует немного отредактировать. 

     Итак, самый первый налёт на Сталинград произошел ещё 1 ноября 1941 года – в 14 часов 40 минут три немецких самолёта сбросили бомбы на станцию Бекетовка в городской черте Сталинграда. Пострадали станция, фабрика-кухня и Райпищекомбинат, погибло 72 человека, в том числе 38 женщин и 12 детей.

     Хмурым днем 25 марта 1942 года одиночный разведчик Ю-88 из 2.(F)/Ob.d.L. сбросил несколько небольших бомб на Сталинградскую ГРЭС, к счастью, без особого ущерба.

     А первый массированный налёт на Сталинград немцы произвели в ночь с 22 на 23 апреля 1942 года. Вот как, например, этот налет описывают некоторые средств массовой информации: «Около 50 немецких самолётов сбросили 11 фугасных и более 1 тысячи зажигательных бомб на крупнейшие промышленные предприятия города, в том числе на тракторный завод, машиностроительный завод «Баррикады», металлургический завод «Красный Октябрь», железнодорожную станцию Сталинград-2 и речной порт. Пламя почти 20 больших пожаров осветило город».

     Правда, в «Журнале боевых действий 102-й истребительной авиационной дивизии ПВО», непосредственно защищавшей город, об этом сказано несколько иначе, во всяком случае, о 20 больших пожарах нет никаких упоминаний: «С 21.02 22 апреля до 00.42 23 апреля на Сталинград произведен групповой бомбардировочный налет. В налете участвовали до 25-30 самолётов… В районе СТЗ (Сталинградский тракторный завод) было сброшено 30 ФАБ. В результате бомбометания разрушено 6 домов, 4 дома сгорело, убито 14 человек и ранено 70 человек гражданского населения».

     Заметим, что и дальше одни и те же события в разных документах отображаются по-разному. То ли человеческий фактор тому виной, то ли что-то другое, не столь важно. Зато, исходя из этого, можно сделать логичный вывод – не всем документам, а тем более публикациям в открытой печати, можно доверять. 

     Поначалу в небе Сталинграда вражеских самолётов было не так уж много – в течение мая 1942 года постами ВНОС было зафиксировано всего 297 самолёто-пролётов авиации противника над территорией Сталинградского корпусного района ПВО.

     Зато летом 1942 года, по мере продвижения вражеских войск дальше на восток, деятельность немецко-фашистской авиации на подступах к Сталинграду резко усилилась.

     Например, днём 22 июля 13 бомбардировщиков в течение 40 минут несколькими группами атаковали город Фролово и станцию Арчеда, сбросив на них около 100 фугасных и зажигательных бомб. В результате были полностью разрушены железнодорожное депо, электростанция, водозаборы на реке Арчеда и 6 жилых домов. На путях сгорели пожарный поезд, 65 вагонов с военными грузами и 5 паровозов. Железнодорожный узел и две прилегающие к нему улицы были практически стерты с лица земли. Погибли 50 жителей Фролова, 150 человек получили ранения разной степени тяжести. Поздним вечером с 22.30 до 23.00 авиационному налёту подвергся также Сталинград. При этом три 50-кг бомбы упали у проходной завода № 221 (машиностроительный завод «Баррикады»). Объект не пострадал, но были жертвы среди гражданского населения. А уже в 00.15 начался новый налёт. Около 20 Ю-88 из I. и III./KG.51 «Эдельвейс» сбросили на Сталинградский тракторный завод 40 фугасных бомб крупного калибра SC500. В результате были частично разрушены несколько цехов, убит 21 человек и ранены 85 человек.

     А вот выборочные записи о событиях этого же дня из «Журнала боевых действий 102-й истребительной авиационной дивизии ПВО»: «ВВС противника беспрерывно одиночными самолётами типа Хе-111, Ю-88, До-217, ФВ-189 и группами производили разведку с бомбометанием на участке Фролово, Иловля, Сталинград, Суровикино, Калач, Нижне-Чирская, Котельниково, Зимовники.
     21.18 – 23.18 противник одиночными самолётами и группами, всего до 20 Хе-111 и Ю-88, пытался произвести налёт на Сталинград. Прорвались отдельные самолёты, сбросившие до 40 ФАБ. При уходе на запад сброшены бомбы: 3 – на Песковатка, 6 – на Нижнее-Чирская, 6 – на Добринский. Военные объекты не пострадали, ранено 82 человека, убит 21 человек гражданского населения».

     И, если за июль над территорией Сталинградского корпусного района ПВО было зафиксировано 2.425 самолёто-пролётов немецкой авиации, то в августе было отмечено уже 14.018 самолёто-пролётов.

     В 9 часов утра 5 августа на машиностроительный завод «Баррикады» в Сталинграде снова были сброшены три небольшие 50-кг бомбы (вероятно, с разведывательного самолёта), которые угодили в военный городок артиллеристов, убив и ранив нескольких военнослужащих.

     Утром следующего дня в 5 часов пять пикировщиков атаковали артиллерийский полигон того же завода «Баррикады», но ни одна из бомб никакого урона охраняемому объекту не нанесла.

     А утром 8 августа 12 вражеских бомбардировщиков Хе-111 сбросили бомбы на поселок Красноармейск, станцию Сарепта (пригород Сталинграда) и речной порт. На станции находилось, по некоторым данным, около 2.100 вагонов с различными грузами, в том числе 500 вагонов артиллерийских снарядов, два эшелона с танками, 280 вагонов с орудиями, а в порту — несколько судов с фронтовым запасом боеприпасов. Всё это было объято огнём, в результате чего было отрезано железнодорожное сообщение юга города с центром. Помимо этого были разбиты паровозное депо и станционные мастерские и взорваны баржи с боеприпасами в затоне за депо. Мощность взрыва была такой, что грохот докатился до тракторного завода, находившегося в 30 км от эпицентра. Были разбиты все причалы и дебаркадеры, сгорели сотни вагонов и различная техника. В результате Сталинградский фронт в критический момент лишился большей части запаса артиллерийского боекомплекта. Посёлок Сарепта выгорел на 80 %, при этом погибло 107 человек (56 женщин, 27 детей, 13 мужчин-стариков, 11 мужчин-рабочих). Станция Сарепта была практически стёрта с лица земли.

     «Журнал боевых действий 102-й истребительной авиационной дивизии ПВО» бесстрастно зафиксировал несколько трагедий, произошедших в Сталинграде 10 августа:
     «С 7.35 до 8.06 группы от 14 до 16 самолётов Ю-88 бомбили Центральный аэродром с пикирования, сгорело 6 домов, повреждены авиационные мастерские, есть жертвы. 
     В 17.05 14 Ю-88 под прикрытием Ме-110 на высоте 1500 метров подошли к аэродрому Воропоново сбросили на него фугасные бомбы и обстреляли пушечно-пулеметным огнем. В результате были уничтожены 3 самолёта И-16, 1 самолёт Як-1, 2 бензозаправщика, стартер, грузовик, санитарная машина. Убито 4 человека, ранено 10 человек».
   
     От себя добавим, что среди погибших были заместитель начальника Главного артиллерийского управления Красной Армии генерал-лейтенант артиллерии Т. Н. Мышков (отец дивной киноактрисы Нелли Мышковой) и два полковника, на свою беду, прилетевшие по служебным делам из Москвы в Сталинград.

     В тот же злополучный день 10 августа самолёты Ю-88 сбросили бомбы на железнодорожную станцию Воропоново, где от прямых попаданий взорвался эшелон с боеприпасами. Над посёлком взметнулся огромный столб пламени.

     16 августа немецкие бомбардировщики совершили налёт на Сталинградскую ГРЭС в посёлке Бекетовка, сбросив на нее тяжелые фугасные бомбы. Одна из них разорвалась над турбиной № 3, полностью разрушив помещение машинного зала, вторая попала в помещение углеподачи.

     В течение дня 20 августа немцы произвели на Сталинград три налёта, бомбы были сброшены на Сарепту, Красноармейск, Бекетовку. На станции Бекетовка были разрушены железнодорожные пути, 2 платформы и 26 жилых домов.

     С 2 часов ночи до 6 часов вечера 21 августа самолёты противника группами по 7 - 9 самолётов произвели серию налётов на Сталинград, сбросив бомбы на окраинах города, на Бекетовку и Красноармейск. В последнем возник пожар на лесозаводе, на заводе № 91 повреждена фабрика-кухня, убито и ранено 55 человек.

     На следующий день, в «Журнале боевых действий Сталинградского корпусного района ПВО» было зафиксировано до 669 самолёто-пролётов немецкой авиации. Группами до 34 самолётов немцы наносили удары по районам: Советский, Новый Рогачик, Котлубань, Иловлинская, Дубовка, Чёрный Яр, Красноармейск и, конечно же, Сталинград. Всего, по данным «Журнала», было сброшено до 462 ФАБ (в действительности их было гораздо больше). На Сталинград было произведено, с небольшими интервалами, пять авианалётов. В южной части города были разрушены целые кварталы рабочих поселков, дым от пожарищ заволок все небо. Несколько бомб упало около СталГРЭС, в результате чего были разрушены здание прачечной и бани коммунального отдела станции.

     Обратите внимание: всего с 1 по 23 августа город Сталинград подвергался воздушным налётам немецкой авиации, по некоторым данным, не менее 16 раз!

     Впрочем, хватит рассказывать о налётах. Полное их перечисление займет слишком много места, да это и не нужно, поскольку наша основная тема – налёт на Сталинград 23 августа. Главный смысл вышеприведенных (возможно, излишне подробных) примеров в том, чтобы наглядно показать воздушную обстановку до злополучного налёта 23 августа и сделать вполне очевидный вывод – многочисленным авиационным налётам город Сталинград, многие другие населенные пункты и железнодорожные станции в зоне действия Сталинградского корпусного района ПВО подвергались уже достаточно давно.

     Продолжение следует…