Человек - птица ленивая

Наталья Лукина88
     «Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим» (Пс.118:105).


     Анекдот: «Ежик – птица ленивая, пока не подпнешь – не полетит».
     Так же  и человек… 
     Хотя люди любят летать. И во все времена стремятся к небу: глазами, сердцем, душой.
     И пытаются сделать себе крылья: из мечты, из любви, из стиха;  из бумаги и из дерева; из железа – и наконец, вот долетел до облаков телом своим, достиг пределов небесного шатра, и даже вышел за пределы «крыши земной» и устремился в другие пределы, «приделы» Храма Космоса.
     Но самый доступный способ передвижения – все же мечта, мысль, воображение. В одно мгновение оказываешься где угодно, в любой точке времени и пространства. Но мы зачем-то стремимся быть там, где хочется, еще и телом. Зачем? Чтобы увидеть все воочию. Ну увидишь – что дальше? Поймешь ли, откроется ли твоему разумению все, весь смысл того, что увидел глазами своими?
     Мало видеть, надо постигать. А для того, чтобы что-то понимать, совсем не обязательно видеть это собственными глазами, достаточно видеть душой – «внутренними очами» сердца своего. Не для того ли Провидение иной раз вдруг сокрывает от человека мир внешний, чтобы он, наконец, обратил взор свой в себя, постиг суть самого себя, а через себя – и весь мир, и суть вещей в этом мире?!
        Мир предметный быта, мир вещественный существует теперь постольку-поскольку, отходит  в тень, из которой выступают только легкие контуры, очертания – словно не вещи это уже, не мебель, не дом, не дерево или столб, не поле и не река, и даже не небо, - а – их душа. Ощущаешь пальцами, кожей теплоту их или прохладность, жесткость или мягкость, обьемность или необьятность ощущаешь того, что кругом, вокруг – и оно – все это – видится полуматериальным. Полуматерия-полудух,  душа предметная выступает на первый план, и как бы говорит: «Вот я, вот – ты, мы, все – одно целое».
      Гладишь кошку, она подставляет спинку, мурлычет, приговаривая: «Мы с тобой одной крови, ты и я! Помнишь: мы созданы в один день, - шестой от Начала времени!?» Подносишь к лицу цветок, и он благоуханием своим напоминает тебе: «Мы с тобой так похожи. Я воскуряю фимиам богу своему – Земле, по велению Божью произведшую меня на свет даже раньше тебя, в день третий; а ты – благоухаешь духом своим, возносясь молитвой к Творцу, Который для нас един».
     Ветерок шуршит колосьями, травой, что нашептывают они? Вот пробежался ветер до ближайших деревьев, пошептался и с ними, и полетел дальше, и ведет тебя за руку, несет на крыльях своих -  к реке, что несет серебристые воды свои от подземных истоков через всю сушу – к морям, океанам, нежась в бескрайних просторах их и возносясь частицами своим, дыханием воды – к небу, чтобы, полетав над землею, воспаряя в облаках, снова, рука об руку с ветром, упасть на сушу каплями дождя… Что говорят они: эти дуновения жизни, эти шепоты, какое Слово слышится в шелесте листвы, в плеске воды, в раскате грома? «Мы с тобой одной крови – ты, и я!» Все те же слова из сказки Киплинга. Любимая сказка детства.
      Приходит осознание, что ты – одной крови с миром природы. Со всем, что окружает. Часть всего сущего, и – Сущего.
      Но все равно чувствуешь себя одиноким в этом не понятном, кажущемся враждебным, мире, и всеми покинутым. Не чувствуешь связи ни с ним, ни с Тем, Кто привел тебя в этот мир и как будто покинул навсегда. И особенно остро это ощущение вонзается в сердце  иглой в тот миг, когда происходит нечто такое, что расколет мир на множество осколков, и вот они осыпались у ног твоих, и ты стоишь, не зная, что делать с этим всем дальше. Да и сам ты похож на колосса на глиняных ногах: голова твоя из золота, тело – из серебра, а подножие – из глины, и вот скоро рухнешь и ты сам, и дом твой, построенный на песке. Он пришел – твой собственный Апокалипсис. Конец света.
     Кажется, что мир горит в огне. Горит земля под ногами. Небо горит. Горит небо твоей души. Попаляя все вещественное.
     Пустота. Вакуум. Точка сингулярности, в которой нет ни мира, ни тебя в нем, а есть только лишь… Что?! Замысел, мысль, рождающая Слово… А что такое Слово – звук, колебания волн. Волн времени-пространства. Это и есть Начало.
     Ты возвращаешься к тому, с чего все начиналось. Начинаешь думать, анализировать: как, почему, зачем… задаешь огромное множество вопросов, они витают вокруг, они наполняют пространство мысли и жизни твоей в мире этом и том: пришло время задуматься, и как жаль, что раньше его как-то для этого не было, не находилось в круговерти будничности.
     И открываются глаза, и видишь жизнь в ином свете очами внутренними. А что она вообще такое – эта жизнь? Пустой звук. Отзвук слова. Вибрация волн. Пылинки в вакууме. Вакуум души в черной дыре. Жизни нет, потому что в ней нет света, - нет тебя.
     И хотя жизнь пытается вернуть тебя, и говорит: «Ты не одинок. Ты часть мира. Ты причастен ему, его духу. Вкуси частичку духа этого: вдохни этот ветер, напоенный фимиамами душ живых – деревьев, трав, возрастающих хлебов, - разве не Духом дышат они? Не Им ли дышит душа земли под ногами твоими? И воды реки и моря, к которому стремится она, - не воскуряют ли дух живой, улетающий к небесам? Ты часть мира этого.  Ты – дух от Духа. Ты – живой!»
     Но не чувствует душа себя вполне живой.  Ибо наполняет ее теперь лишь вселенская пустота. Та, что была до начала всего. Только из пустоты рождается Нечто…
     И тогда в Начале этом прежде мира материального проявляется мир энергии, мир Духовный. Тот, в пустоте которого погибли и растворились во тьме прежние, заполняющие эту темноту, демоны.
     И спадает пелена, и перед взором зашоренной, заблудшей  в дебрях видимого мира, погибшей, бесноватой, слепой и немой , и - рожденной заново,-  души,  созидается и  предстает мир совсем иной, открывается такой смысл, такая красота, каких никогда не смог бы человек разглядеть, понять, оставаясь по-прежнему зрячим, воспринимающим лишь окружающий материальный мир. За пеленой открывается иной мир - мир Света.
     И вот даже малый огонек свечи, поставленной у иконы Спасителя, становится ярким, видимым ясно. И отверзаются уши и уста, и выходит на свет Божий преображенная душа… «Святое Писание – как свеча, сияющая в темном месте, которая ходящим во тьме мира сего светит, чтобы не споткнулись.  Оно как духовное зеркало, которое нашей душе показывает пороки, дабы, их узнав, могли очистить покаянием. Оно, наконец, как благовонная аптека, которая содержит в себе различные врачевание душевных немощей» (Тихон Задонский).
     «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8;12).

     «Я свет миру» - говорит о Себе Господь. Это означает, что свет – не просто некий атрибут, а сама суть Божества. Чтобы понять, что означает для нас Божественный свет, достаточно вспомнить, что без света нет видения. У человека может быть замечательное зрение, но если его поместить в полную темноту, он ничего не увидит. Это значит, что свет есть непременное условие видения. Мы знаем, что без света мы не видим предметов, не можем ориентироваться в пространстве. Мы просто не можем делать все то, что мы делаем, видя окружающий нас мир.
     Но то, что справедливо в отношении физического мира, справедливо и в отношении мира духовного – того мира, который наполнен мыслями, чувствами, идеями. Это невидимый мир, но то, что в этом мире происходит, и из этого мира проистекает, влияет на то, каким становится мир физический. И отрицать этот духовный мир невозможно, потому что он присутствует в каждом человеке.
     Так вот, и в духовном мире невозможно ориентироваться и различать предметы, если нет света. А поскольку именно в этом мире разворачивается вся гамма человеческой истории, в центре которой – борьба добра со злом, то естественно, что в мире духовном также возгораются различные источники света, которые ориентируют человека в сторону тех или иных идей, тех или иных ценностей.
     В духовном мире горят маленькие огоньки, в которых отображается Божественный свет, - это человеческая мудрость, это человеческая доброта, это все то, что проистекает от Бога. Маленькие огоньки не способны осветить весь огромный духовный мир, но они, тем не менее, помогают людям ориентироваться. Однако очень часто эти огоньки не горят долго, потому что их возжигают люди ограниченные, слабые. И даже если от таких огоньков проистекают добрые мысли, то в силу человеческой ограниченности они не могут постоянно пребывать в этом мире – в какой-то момент они сильны, затем становятся слабее, и, наконец, полностью исчезают.
     Но есть в мире и иные огни, которые воспринимаются порой людьми так же, как ложные маяки воспринимаются флотоводцами, капитанами судов. Если, упаси Бог, довериться такому мнимому свету, то гибель неминуема: можно удариться о прибрежные скалы, разрушить корабль и погубить людей. Эти огни, которые не отображают Божественного света, также мерцают в этом духовном мире. Иногда, питаемые человеческой властью, силой, деньгами, они ярко вспыхивают, так что к ним устремляются люди, думая, что это и есть свет, это и есть правда, к нему нужно идти. Слава Богу, обычно этот огонь тухнет за какой-то короткий промежуток времени. Но ведь опасность таких ложных маяков не уменьшается, потому что на смену одному приходит другой, и если посмотреть на духовный мир, в котором мы сегодня живем, то мы увидим тысячи и миллионы таких огней. Как же не запутаться, как же не потерять ориентир? Как же увидеть подлинный свет?
    Подлинный Божественный свет – это Божественная мудрость и Божественное слово. А отличить их от человеческой мудрости и человеческих слов достаточно просто. Божественное слово не несет человеку никакой опасности, никакой беды – это знает каждый, кто хоть однажды послушал это слово. Если распознать Божий свет, принять его в свой разум и душу, то человек никогда об этом не пожалеет…
      Человек обретает мудрость и силу, обретает способность отличать добро от зла, обретает способность сопротивляться искушениям – тем самым опасным огонькам, которые чаще всего манят человека в пропасть. Божественная мудрость и Божественная сила делают человека сильным и способным сопротивляться самым тяжелым жизненным обстоятельствам и устремляться к Богу, навстречу вечному Божественному свету» (Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Преображения 19 августа 2015 г.).

     Светит свеча перед ликом святым. Ее малое пламя отодвигает и затмевает все, что осталось после великого потопа, и твоего собственного армагеддона, случившегося в жизни твоей. Когда ты стоял посреди хаоса и вопиял к Богу: «За что?! Почему?!.» Искал ответы в себе и в том, Кто, как казалось тебе, виноват во всем, что случилось.
     И вот приходит Спаситель, и дает все ответы – в Евангелии Своем. Прочти его, и сам себя уже суди, а не Бога, судом Его. И увидишь, насколько был прокажен и слеп, и немощен. Шел, бежал за ложными огнями, спотыкался, падал, и снова бежал. Пока не оказался на самом краю, - когда, получив хороший пинок под зад, не полетел над пропастью, и, одолев ее, оказался на другой стороне. На той, где вечно стоит Христос, и светит всем невидимым до поры до времени свет Его…
    И тогда, осветив все закоулки души своей, покаянием исцелишься. Душой. Не важны становятся тогда уже немощи телесные, такие даже, как слепота. Ибо очи видят мир теперь в ином свете – том, что светит миру и никогда не гаснет. Весь мир открыт пред ними, очами твоими, и доступен для полета на новых, окрепших в испытаниях, крыльях.