В поисках счастья. Глава 3-я

Ирина Полонская
 Предыдущая глава:http://proza.ru/2018/12/25/1288

- За что он так со мной? Ведь сам же уговаривал замуж?! - плакала Катя на кухне у своей подруги Лены.
- Подожди, Кать, давай лучше чайку попьем и подумаем, как дальше быть.
Она подлила Кате горячего чая  и подвинула ей пирог.
- Съезжать надо оттуда! Срочно! - плакала Катя.-Как представлю, что встречу его, меня трясет.
- Ясное дело... Кать, ты, давай, пей чай, а я тебе кое-что расскажу. Вдруг это и тебе подойдет.
 Катя вытерла слезы и молча кивнула.

- Ты помнишь, как я три года назад с мужем разошлась? Ревела тогда, места себе не находила. Хорошо, что дети у меня есть. Удержали от крайности. Были мысли глупые...Да на кого детей оставить? Я, помнится, тогда шла по улице и на объявление наткнулась. Кажется, что-то типа "Считаете, что жизнь кончена? Это можно поправить!".

   Зацепило меня. Думаю, пойду и проконсультируюсь с психологом. Может, подскажет, как быстрее из тяжелой депрессии выбраться. И, ты знаешь, не пожалела, что пошла.
 Там мужчина работал. Хоть и молодой, но умный, разносторонний, он очень мне помог.

 Сначала, помню, всю мою ситуацию разобрал и подсказал, какие шаги надо делать в первую очередь. Я стала, шаг за шагом, вылезать из этой ямы. Через год чувствовала себя словно заново рожденной. Там дело в том, что тебе подскажут путь, но идти по нему самой придется. Никто за тебя твои дела не сделает. Если хочешь, я найду его телефон, узнаю, как он работает и запишу тебя на прием.
- Можно попробовать,- горестно вздохнула Катя.

 ***


 Через несколько дней она пришла на консультацию.

 Психотерапевт оказался симпатичным мужчиной высокого роста с зелеными глазами. Под белым халатом был виден воротник светлой рубашки. Темные волосы и брови делали его лицо очень выразительным.
- Пожалуй, ему нет еще сорока,- определила Катя,- Но и мальчишкой не назовешь. Волевой подбородок, умные глаза...

- Присаживайтесь, пожалуйста. Давайте познакомимся. Я - Вадим Сергеевич Колосов, врач-психотерапевт. Стаж работы - почти пятнадцать лет. Я бы хотел, чтобы Вы, Екатерина Алексеевна, рассказали мне подробно Вашу проблему.

 Катя принялась рассказывать.
 Вадим Сергеевич почти не перебивал ее, слушал внимательно, иногда задавая уточняющие вопросы.
- Вы оказались в неприятной ситуации, Екатерина.
 Возможно, Вы этому удивитесь, только, в определенной степени, Вам повезло.
 Это хорошо, что Вы послушались своей интуиции и не вышли замуж за своего приятеля. Иначе, если Вы сейчас были бы за ним замужем, а он поступил бы так, как поступил, проблем у Вас было бы куда больше. Согласны?

 Катя посмотрела на него с недоумением. О таком она не думала.

- Екатерина, из Вашего рассказа я понял, что Алексей несколько раз предлагал вам Выйти за него замуж. Почему Вы не согласились?
- Понимаете, Вадим Сергеевич, как-то это все было...не всерьез что ли. Первый раз он сделал мне предложение на третий день. Я тогда пришла к нему в гости и принесла блинчики с мясом. Он меня чмокнул в щеку и говорит:" Все, женюсь! Катя, надеюсь, ты согласна стать моей женой?" А сам улыбается и блинчики нюхает. Ну...как я это должна принимать всерьез?

- Ясно. А второй раз?

- Дней через пять после нашего знакомства Леша зашел ко мне. Я доваривала борщ. Он уселся на кухне и говорит:"Как тут вкусно пахнет! Все, я отсюда не уйду, пока Катя не согласится стать моей женой и варить борщи для меня. Ну, что, Кать, ты согласна?"

- Я понял. А каким было третье предложение?

- Тоже шутливым. Он накинул на себя простыню, словно тогу, встал на одно колено и сделал предложение. Перед этим он рассказывал мне анекдоты, шутил. И это предложение я тоже приняла как шутку.

- А чем Вы угощали его перед этим?

- Не помню...Ах, да! Я испекла пирог с вареньем.

- То есть, Вы всякий раз приходя к нему на свидание, приносили что-нибудь вкусненькое?

- Да. А, что, это неправильно? - растерянно заморгала Катя.

- Екатерина, я не сужу  Вас. Я лишь пытаюсь разобраться в ситуации, в которую Вы попали. Скажите, а что Алексей делал для Вас? Чем он Вам помогал?

- Ну...как-то я его попросила починить кран в ванной. Он подтекал. И  Леша поменял в нем прокладку.
 
- Ясно. А еще было что-то?
- Нет. Я как-то не решалась его нагружать своими проблемами.

- То есть, Вы не воспринимали его как близкого, родного человека?
- Пожалуй, нет... - протянула Катя, всматриваясь в лицо доктора.

- Екатерина, у вас есть брат. Сколько ему лет?
- Тридцать два.

- А почему он не починил подтекающий кран в ванной?
- Ну...он...не умеет.

- А чем он помогает Вам?
- Ничем. Раз в месяц сдает немного денег на еду и все. И то я долго добивалась, чтобы он хоть что-то давал.

- То есть, если я Вас правильно понял, Ваш брат практически живет на Вашем иждивении?
- В общем, да.

- Он инвалид?
- Нет, что Вы! Он здоров!

- Тогда не понятно, почему взрослый, молодой мужчина, который работает, живет на иждивении своей старшей сестры.

- Понимаете, так как-то сложилось. Когда Севка родился, мне уже было двенадцать. Он у нас в семье третий ребенок. Маме тогда было  почти тридцать восемь. Она не могла долго сидеть без работы. Денег не хватало. Стала выходить то на замену, то на полсмены. А я оставалась дома с малышом. Кормила его из бутылочки, меняла ему пеленки. Потом в школу его водила и на фигурное катание. В общем, я привыкла, что он маленький, а я большая.

- И Вы не заметили, что он стал взрослым. И продолжаете относиться к взрослому мужчине так, словно он дошкольник.

- Я как-то не думала об этом. Когда умерли родители, я осталась за старшую и взяла заботы на себя.

- Давайте, Екатерина, подведем первые итоги.
 Итак, в отношениях с мужчинами Вы склонны играть роль мамочки. Конечно, мужчинам это удобно. Но у этой медали есть и другая сторона: рядом с такой мамочкой мужчины расслабляются, становятся инфантильными и безответственными. Зачем напрягаться, когда она решит за тебя все проблемы. Лежи, отдыхай. Вас не удивляет, что мужик тридцати двух лет сидит на Вашей шее? Вам не кажется это неправильным, неудобным? Вы находите в этом свое призвание - тащить на себе увальня?  Представьте, что будет с вашим братом, если Вы уйдете или уедете? Как он будет жить? Кто будет его кормить-поить?
  Вам кажется, что вы делаете доброе дело, правда?
 А на самом деле, Вы и свою жизнь не живете толком, и ему не даете стать сильнее.

- Странные вещи Вы говорите... Как это, я свою жизнь не живу? - Катя растерянно взглянула на доктора, пытаясь понять, к чему он клонит.

- Хорошо. Давайте поговорим об этом. Вот Вам чистый лист. Вот ручка. Пожалуйста, напишите несколько своих желаний. Не меньше пяти. Даю Вам пять минут.

 Катя смотрела на чистый лист и задумчиво вертела в руках ручку. Желания? Какие у нее есть желания? Забор надо в саду починить, да некому. А нанять кого-то не на что. Ну, что еще? Вешалка висит на одном гвозде, того гляди упадет. Надо бы ее починить.
 А, вот. Есть желание купить себе новое зимнее пальто, потому что старое уже пообтерлось. Только не удается никак скопить денег.
 
- Итак, Екатерина, давайте посмотрим, сколько у Вас желаний получилось.  Три?
 Из них два не для себя, а по хозяйству. И только одно для себя. За пять минут можно было написать, как минимум, десять желаний.
 Вы создали такую жизнь, когда свои нужды отодвигаете на задний план, а в первую очередь, стараетесь помочь другим, считая, что им нужнее и не замечая при этом, что сами они для себя не делают то, что должны делать. Вот и получается, что Вы свою жизнь толком не живете, а раздаете кусками другим людям.
 Из-за того, что Вы постоянно решаете их проблемы, они не получают свой жизненный опыт и не становятся сильнее. Наоборот, они слабеют и деградируют. Вот потому в этой ситуации всем плохо: и Вам, и тем, кому Вы помогаете.
 Давайте учиться жить свою собственную жизнь и не мешать другим проходить нужные им испытания.

- Я даже не знаю, что Вам и сказать...Как-то не ожидала такого... - растерянно протянула Катя, опустив глаза.

- Вы ожидали, что я буду утешать Вас или выпишу Вам антидепрессанты?

- Нет...Не знаю...Получается, что я во всем сама виновата? - говорила Катя, стараясь удержать слезы.

- Повторяю: я не сужу Вас. А рассматриваю и анализирую Вашу жизненную ситуацию. Которую во многом создали Вы сами. Вы и только Вы можете, осознав свои просчеты, изменить жизнь к лучшему. Хотите ли Вы этого?

- Хочу. А что я должна делать?

- Давайте начнем с малого. Первое: поговорите с братом как с взрослым мужчиной. Предложите ему более серьезно вкладываться в ваш общий быт. Или жить самостоятельно. По его выбору. Второе: каждое утро подходите к зеркалу и здоровайтесь с собой. Но не просто здоровайтесь. А представьте, что в зеркале Вы видите очень важную особу. И с ней надо быть очень вежливой и доброжелательной.
 Каждый вечер,  снова глядя в зеркало, благодарите себя за то, что вы сделали за день. Хвалите себя за любые достижения.
 И третье: всякий раз, вспоминая Лешу, представляйте себе, что он уходит.Помашите ему вслед рукой и попрощайтесь. Что-нибудь типа: ступай с миром, Леша. Вот такое Вам первое задание. А ко мне на прием жду Вас через десять дней. Нам с Вами, Екатерина, предстоит поработать над устройством Вашей жизни. Я могу Вам лишь показать путь, но идти по нему придется Вам самой.

 ***

 Выйдя от психолога, Катя задумчиво побрела по улице.
 В голове ее теснились тревожные мысли.

- В самом деле, он ведь прав. Что это я так разбаловала Севку? Он ничего не умеет, привык во всем на меня надеяться. Может поэтому и с девушками у него не клеится. Конечно, кто посадит себе на шею здоровенного увальня? Денег мало зарабатывает, а насчет того, чтобы поискать другую работу не беспокоится. А зачем, когда Катя все проблемы решит. Вот и не могу никак денег собрать себе на новое пальто. Хотя работаю и подработки беру.
 А Леша? Действительно, ему просто нравилось кушать то, что я готовила.
 Если бы я тогда не пошла к нему знакомиться, вряд ли бы он сам что-то предпринял.
 Доктор прав, как близкого человека, как мужа, Лешу я никогда не воспринимала.
 Просто любовник...Да, как любовник он был неплохой, что и говорить. Обидно просто... С другой стороны, если бы он был моим мужем и привел другую женщину, было бы еще хуже.
 Перед глазами Кати вдруг явственно возникла картинка, как Леша занимается любовью с той женщиной. И стало муторно.
 
- Так...Как советовал доктор? Ах, да! Иди с миром, Леша! Прощай! Будь счастлив!


 По дороге домой Катя купила себе букет свежих весенних цветов. Что-то вдруг захотелось.

 Севка был дома и, как обычно, сидел у компьютера.
 
- Сев, приходи на кухню пить чай. У меня есть новости для тебя. Жду!

Вскоре Севка пришел на кухню. Катя рассматривала брата как-то по-новому. Высокий, худой, бородка. Оброс. Мужик, взрослый совсем.

- Садись, братишка. Давай-ка поговорим.
Севка уселся на табурет, поджав длинные ноги.

- Давай с тобой решать вместе, как быть. Денег, что ты сдаешь, хватает ровно на три дня. То есть ты сам себя кормишь только три дня. А остальные двадцать семь дней тебя кормлю я. И мне это не нравится. Из-за этого я не могу никак купить себе новое зимнее пальто. Вот я и подумала: давай ты будешь сдавать больше денег.
 Правильнее всего, если ты будешь сдавать половину, а вторую половину буду добавлять я. Как ты считаешь?

 Севка не ожидал такого поворота. Он с каждой получки откладывал деньги, во-первых, на новый компьютер. Потому что старый уже был на последнем издыхании.
 И еще: раз в месяц он снимал себе проститутку. На большее не хватало.
 И то, и другое, было для Севки жизненно-важным. Остальное уходило на сигареты и пиво. От чего он должен отказаться?
 
- Ну, Кать, ты же знаешь, я на комп коплю, - жалобно сказал Севка.

- Знаю. Ну и что? Получается, тебе нужно, а мне - нет. Это несправедливо!
- Ну, Кать, давай я сначала комп куплю, а потом посмотрим.

- Севка, ты уже взрослый. Посмотри на себя в зеркало. А рассуждаешь как ребенок.
Давай ищи себе работу, где платят больше. И комп купишь, и себя прокормишь.

- А где ее найдешь, такую работу? - промямлил Севка.

- Да ты и не искал, положим. Известно: кто ищет, тот найдет. Словом, братишка, даю тебе месяц для разбега. Через месяц или ты сдаешь половину денег, или...начинай сам кормиться. Выбирай.

 Севка ушел в свою комнату, а Катя принялась убираться на кухне.

- Да уж...жить по-новому нелегко. И Севку так жалко!

 Вечером Катя заглянула в зеркало и сказала своему отражению:
- Мне трудно быть такой жесткой и суровой. Но я постараюсь.

 ***

 Через десять дней Катя, сидя на приеме у доктора, рассказывала ему итоги первых десяти дней новой жизни.

- Что было для Вас самым трудным, Екатерина?

- Все! С братом поговорила. Душа кровью обливалась, так было его жалко.
 
- Изменилось ли что-нибудь в этом вопросе?

- Да. Он начал работу новую искать. На собеседование ходил. Говорит, что его берут. Зарплата гораздо больше, чем на прежней работе. И сама работа интереснее. Так что, он рад.

- Вот видите.  Что еще?
- Лешу вспоминала несколько раз. Но уже не плакала. А прощалась с ним.
 
- Вы чувствуете облегчение?
- Да. Спать стала лучше.

- А как насчет работы с зеркалом, Екатерина?
- Это оказалось самым трудным. Я даже не ожидала.

- Почему?

- Утром смотрю на себя. Заспанная, волосы всклокоченные - кошмар! И как с этим здороваться как с важной особой? Глаза бы не глядели на это убожество! Поморщусь, потом вспомню, что Вы говорили, и здороваюсь. Улыбку выстраиваю. В общем, трудно.

- Вы молодец, Катя! Трудно, но делаете. Это главное - делать! Продолжайте выполнять  эти три упражнения. И добавьте еще одно. Возьмите лист бумаги и запишите на него свои желания. Начните здесь. А дома продолжите. Перечитывайте их и добавляйте то, что еще Вам захочется. Следующая наша встреча - через две недели.

 На следующей встрече Катя рассказала, что брат начал работать на новой работе и ему нравится. Скоро первая зарплата. С собой она здоровается и улыбается себе. Хвалит себя за достижения. Леша вспоминается все реже. И, кстати, он ей ни разу не встретился. А насчет желаний, Катя написала их целых пятьдесят штук. Только что с этим делать, не понятно.

- Теперь посмотрите, какие из желаний легче всего исполнить. Вам, Катюша, предстоит стать для себя доброй волшебницей, которая будет осуществлять Ваши желания. Вот смотрите, Вы написали, что хотите приятно отдохнуть. Сколько есть замечательных возможностей для этого! Например, лечь в ванну, добавив в воду морскую соль. Зажечь ароматную свечу и включить музыку. Чем не отдых?
 А можно отправиться на экскурсию. У меня есть группа, несколько человек моих бывших пациентов, которые стали моими друзьями, мы иногда встречаемся и отдыхаем вместе. Вот в ближайшее воскресенье едем на экскурсию в Макарьевский монастырь.
 Давайте с нами, Катя!

 ***


 Это было замечательно.
 Ехали вниз по Волге до Макарьева, потом гуляли, смотрели монастырь, пили  воду из монастырского колодца, такую сладкую, студеную.
 И, наконец, нашли полянку и уселись в кружок перекусить и побеседовать.
 Вадим Сергеевич достал гитару, высокий седой мужчина вынул из рюкзака валдайские колокольчики, у двух молодых женщин оказались бубны, у интеллигентной дамы бальзаковского возраста - маракасы.  И началось. Катя вспомнила: это называется джем-сейшен.
 Смотреть и слушать импровизированную музыку было забавно. Катя единственная была без инструмента и просто хлопала в ладоши.
Потом ели, пели, играли. У Кати было такое чувство, что она всю жизнь знакома с этими добрыми людьми.

 Она вернулась в город к вечеру с большим букетом полевых цветов и множеством впечатлений. Когда поздно вечером Катя смотрелась в зеркало, подводя итоги дня, на ее лице плавала улыбка.
 А, ложась спать, она вдруг услышала в  себе тихую нежную мелодию.
 

 Продолжение:http://www.proza.ru/2018/12/31/1633