Иисус Христос БОГ или человек? Что говорит Библия?

Славен Любомиров
Был ли Христос БОГОМ? Этот вопрос всегда волновал людей, ибо ответ на него является главным в понимании истинного смысла существования человека и всего Человечества.
Некоторые сектанты, в том числе адепты тоталитарной секты «Свидетели Иеговы», бьются в истерике и исходят воплями возмущения, когда слышат, что православные считают (совершенно справедливо и обоснованно), что Иисус ХРИСТОС – БОГ. Сектанты лгут, когда утверждают, что в Библии об этом нет ни слова. В Библии множество явных и неявных свидетельств о том, что Христос - Бог, причём об этом говорит Сам ХРИСТОС, апостолы в Новом Завете и пророки в пророчествах ВЗ.

Здесь представлено 5 статей (с сокращениями) священников, богословов и мирян разных христианских конфессий об Иисусе Христе и свидетельства Библии о том, что Христос -  БОГ. В них - не только документальные свидетельства о ХРИСТЕ и ЕГО Божественности, но и ответы на обширный круг вопросов относительно Личности Иисуса Христа, которые часто вызывают непонимание и споры.  Несмотря на принципиальные различия и даже непримиримость во мнениях разных конфессий по многим богословским догматам, в данном вопросе  авторы единодушны. Но их  аргументация часто отличается, тем более интересно всесторонне полно осветить и прояснить волнующий многих вопрос - Иисус Христос БОГ или человек? Что говорит Библия?

1. Иисус Христос (протоиерей Сергий Баранов (г. Орск)     https://azbyka.ru/iisus-khristos)

  Иисус Христос – Богочеловек (Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек), Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель, Мессия (Помазанник); Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

Что означает имя Иисус Христос?
Имя Иисуса Христа несет в себе глубочайший смысл, являясь своеобразным кратким символом христианской веры. Иисус – греческая форма еврейского слова «Иешуа», что значит помощь Бога, или Спаситель. Христос – греческое слово, означающее «Помазанник», на еврейском звучащее как Машиах – Мессия. (1)
В древнем Израиле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков, ввиду того, что они помазывались на служение особым освященным миром. Помазание было лишь внешним обрядовым действием. Тем не менее, считалось, что через это священнодействие на человека низводятся Божьи благословения.
Совершая Свое общественное служение, Христос действовал и как Царь, и как Первосвященник, и как Пророк. Как Царь Он проявлял власть над стихиями, изгонял демонов, совершал чудеса и знамения. Как Первосвященник — принес Себя в Жертву на Кресте, а как Пророк — возвещал волю Божью, обличал зло, посвящал в тайны грядущего. Однако в отличие от ветхозаветных помазанников Христос был помазан не вещественным миром, а непосредственно Духом Святым, в Нём обитала «полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).

Кто такой Иисус Христос?
1) Иисус Христос — вочеловечившийся Сын Божий, одно из Лиц Пресвятой Троицы, Бог Слово. По Своей Божественной природе Сын рождается в вечности (вне условий времени) от Бога Отца (по аналогии: как от ума рождается слово, от света — сияние, от тумана — роса).
Во исполнение воли Отца Сын Божий воспринял в Свою Ипостась человеческое естество (1Ин. 4:9). Восприятие человеческого естества Богом Словом произошло в самый момент сверхъестественного зачатия, в утробе Преблагословенной Марии. Тогда же одушевленная разумной душой плоть Иисуса Христа получила свое бытие. Так, через соединение двух природ, Божеской и человеческой, в едином Лице, Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком, во всём подобным нам, за исключением греха (Евр.4:15).
Божественное и человеческое естества соединены в Ипостаси Иисуса Христа неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Это значит, что ни Божественное, ни человеческое естество, в результате соединения, не претерпело ни малейших изменений; они не слились и не образовали нового естества; никогда не разделятся. Поскольку Сын Божий — не только Бог, но и Человек, постольку Он обладает и двумя волями: Божественной и человеческой. При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной.

2) По Своему человеческому естеству Иисус Христос — Сын Пресвятой Богородицы, потомок царя и пророка Давида. Его зачатие осуществилось без участия семени мужа и без нарушения девства Марии, которое Она сохранила и при Рождении, и после Рождения Сына.

Как Христос подтверждал то, что Он и Бог, и Человек?
Будучи Богом, Иисус Христос открыто объявляет Свою Божественную природу. Он говорит: «Видевший Меня, видел Отца» (Ин.14:9), «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отвечает: «От начала Сущий, как и говорю вам» (Ин.8:25). Говоря с ними об Аврааме, Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58).

Но Он также именует Себя и Сыном Человеческим. О Нем можно и должно говорить как о человеке, за исключением одного отличия – Он совершенный человек, ибо Он не имеет греха. Человеческая природа Иисуса Христа единосущна нашей, но она всецело свободна от первородного греха. В Нем вновь явлено человеческое естество во всей его непорочности и чистоте. Его человеческое естество пронизано Божеством, преображено и совершенно непричастно греху, «в Нём обитала «полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).

2. Отвечает священник Афанасий Гумеров. http://www.pravoslavie.ru/6446.html

«…Вопрос о Божестве Спасителя в истории Церкви являлся центральным в споре с представителями некоторых еретических течений. Самая тяжелая борьба проходила в 4-м веке с арианами. Церковный организм с помощью Божией справился с этой опасной болезнью. Православие отстояли великие защитники истины: Афанасий Великий, Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец, Осия Кордувийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др. Сейчас сомнения исходят от представителей некоторых сект и ислама. Вопрос этот воспроизводится регулярно с удручающим однообразием. По формулировкам и тону легко узнать, откуда он пришел. Можно перефразировать пословицу: «Задай мне вопрос, и я скажу кто ты». В основе сомнений лежат основополагающие ошибки веры. Одна из главных – неспособность вместить в узкое и искаженное религиозное сознание учение о Пресвятой Троице. А дальше рождаются и другие заблуждения. Итогом является буквализм. Ошибка эта особенно опасна, потому что ложное мнение прикрывается авторитетом Священного Писания. Суть буквализма предельно проста: человек находит слова и выражения, которые ему выгодны и которые, как ему кажется, «подтверждают» его взгляды.

 Сложился устойчивый набор цитат, который можно назвать золотым фондом современного буквализма: написано «не делай изображений», а вы, православные, делаете иконы; сказано никого не называй отцом, а у вас в храме каждый второй – отец; сказано «не убивай», а вы благословляете воинов и молебны служите и т.д. Буквализм проявляется и в отрицании Божества Иисуса. Используется несколько мест, где Иисус называет Отца Своим Богом: «Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.29:17). Давайте разрешим принципиальный вопрос: почему Спаситель называет Отца Своим Богом? Потому, что Он воплотился и стал человеком: «не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил.2:6-7). После Боговоплощения Иисус Христос имеет две природы и две воли. Приняв на Себя грехи всех людей, пострадав за них до смерти, Спаситель, естественно, называет Отца Богом, а Себя Сыном Человеческим: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). Бог не ест, а Иисус ел (Мф.11:19), Бог не может умереть и воскреснуть, а Иисус пострадал на Кресте и восстал из гроба. Здесь он действовал по своему человечеству. Совершенно очевидно, что пока Иисус исполнял эту великую Миссию, Он называл Богом не Себя, а Отца, Который Его послал: «если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (Ин.8:42).

Теперь поставим другой принципиальный вопрос: есть ли в Новом Завете свидетельства тому, что Иисус Христос есть Бог?
Множество! Начнем с Евангелия. Когда апостол Фома уверовал в воскресение своего Учителя, он сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Евангелие от Иоанна начинается: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1). В тексте Слово (Логос) прямо названо Богом. По-гречески: «Феос ен о Логос». Возражение, которое обычно делают на это место очень слабое. Говорят: Феос стоит без артикля и потому, мол, говорится не о личностном Боге. Но ведь и в 6-м стихе этой главы: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (1:6), в греческом тексте перед Феос тоже нет артикля. А речь идет о личностном Боге. Приведем другие свидетельства. Апостол и евангелист Марк назвал Иисуса Сыном Божиим: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк.1:1). А св. апостол Павел пишет: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр.1:8-9). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос (Теос) - Бог. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Основатель Церкви Иисус Христос, проливший Свою Кровь, совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:11-13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Всех отрицающих Божество Иисуса Христа прошу несколько раз перечитать приведенные места из Священного Писания. Можно указать и другие, но и приведенных мест достаточно.

Как избавиться от заблуждений? Надо оставить начетничество. Воспринять Евангелие просто и с любовь как Книгу вечной жизни и тогда сердце раскроется для принятия Господа нашего Иисуса Христа как своего Бога и Спасителя: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10:9).

3. Является ли Иисус Богом? https://www.bibleonline.ru/qa/30-is-jesus-god/

Слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 10:30: «Я и Отец – одно». На первый взгляд, это не похоже на провозглашение собственной Божественности, но посмотрите на реакцию евреев в ответ на слова Иисуса: «Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоанн 10:33). Они сразу расценили выражение Иисуса, как утверждение о Своей Божественности. В последующих стихах Иисус не пытается поправить евреев, говоря: «Я не делаю Себя Богом». А это значит, что Он действительно имел в виду, что является Богом, сказав: «Я и Отец – одно»!
В Иоанн 8:58 описан другой пример: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». ( «Я есмь», то есть, «Я – Сущий» (Яхве). Это - Имя БОГА, то есть  ХРИСТОС явно говорит, что Он - Бог! (С.Л.)) И опять, в ответ иудеи хотели забросать Его камнями (Иоанн 8:59). Они хотели сделать это только из-за того, что Он провозгласил Себя Богом.

В Иоанн 1:1 написано: «Слово было Бог», а в стихе 14 – «…и Слово стало плотию». Это ясно говорит о том, что Иисус стал Богом во плоти. Текст Деяния 20:28 сообщает нам: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Кто заплатил своею кровью за Церковь? Иисус Христос! Этот текст утверждает, что Бог заплатил за Свою Церковь Своей собственной кровью. Таким образом, Иисус есть Бог.

Апостол Фома обратился к Иисусу так: «Господь мой и Бог мой!» (Иоанн 20:28). И Иисус не остановил его и не поправил. Текст в Послании к Титу 2:13 призывает нас ожидать скорого возвращения нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа (см. также 2 Петра 1:1). В Послании к Евреям 1:8 Бог Отец провозгласил об Иисусе: «А о Сыне: Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты».

В Откровении 19:10 ангел приказал апостолу Иоанну поклоняться только Богу. В то же время, в Библии описано несколько случаев, когда люди поклонялись Иисусу (Матфей 2:11; 14:33; 28:9,17; Лука 24:52; Иоанн 9:38). Иисус никогда не останавливал людей, поклоняющихся Ему. Если бы Иисус не был Богом, Он бы просил этих людей не поклоняться, точно так же, как это сделал ангел в книге Откровения. Многие другие стихи Писания также подтверждают Божественность Иисуса.

Наиболее важное доказательство, почему Иисус должен быть Богом, состоит в том, что не будь Он таковым, Его смерти было бы недостаточно, чтобы заплатить за грехи всего мира (1 Иоанна 2:2). Только Бог мог оплатить такое безграничное наказание. Только Бог мог взять на Себя грехи всего мира (2 Коринфянам 5:21), умереть и воскреснуть – доказывая Свою победу над грехом и смертью.
Иисус совершает деяния, возможные только для Бога. Он не только воскрешал мертвых (Иоанн 5:12; 11:38-44) и прощал грехи (Деяния 5:31; 13:38), но и создал вселенную (Иоанн 1:2; Колоссянам 1:16-17)! Кроме того, Христос обладает присущими только Богу свойствами: вечный (Иоанн 8:58), вездесущий (Матфей 18:20; 28:20), всезнающий (Матфей 16:21), всемогущий (Иоанн 11:38-44).
Чтобы доказать Воскрешение и подтвердить Благую Весть достаточно  нескольких фактов: смерть Иисуса, погребение, Воскресение и появление перед учениками (1 Коринфянам 15:1-5). И хотя для объяснения одного или нескольких из этих пунктов могут существовать отдельные теории, только Воскресение объясняет их всех. Даже критики соглашаются с тем фактом, что апостолы утверждали, что действительно видели воскресшего Иисуса. Ни групповая галлюцинация, ни ложь не могли бы так изменить жизнь людей, как это сделало Воскресение. Во-первых, христианство в то время не было популярной религией, и такой обман не принес бы ему пользы. А во-вторых, обманщики не становятся хорошими мучениками! Воскрешение Иисуса – единственно реальное объяснение тому, что последователи Его были готовы умирать ужасными смертями за свою веру! Конечно, многие люди умирают за обман, который они считают правдой, но никто не умирает за то, что, точно знает, является ложью.
Итак, Иисус провозглашал Себя Яхве, Он был Богом, и Его последователи верили в Него и считали Его таковым. Христос доказал Свою божественность посредством чудес, включая Воскресение, которое изменило мир. Никакая другая гипотеза не может объяснить эти факты.

4. Так, все-таки, Иисус Бог или нет? Отвечает Александр Луцив, 01.12.2017 http://www.bible.com.ua/answers/r/21/331316

Кто же такой Иисус? Человек? Бог? Полубог - получеловек?
… Давайте обратимся к Библии. Только Слово Божье может прояснить этот вопрос. Библия говорит, что Иисус Христос - Бог!  Доказательства - цитата из "Вначале было Слово"
1) Его Божественные свойства. Христос обладает Божественными свойствами. Он всемогущ. Он сказал, что Отец дал Ему "всякую власть... на небе и на земле" (Мф. 28:18; Ин. 17:2).
Он всеведущ. По словам апостола Павла, в Нем "сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол. 2:3).
Иисус вездесущ, и Он провозгласил об этом, сказав: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20), "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20).
Будучи Богом, Иисус обладает естественной способностью присутствовать везде, но, воплотившись, Он добровольно ограничил Себя в этом отношении. Он решил присутствовать везде посредством служения Святого Духа (см. Ин. 14:16-18).
В Послании к Евреям подтверждается Его неизменность: "Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же" (Евр. 13:8).
Иисус имеет жизнь в Самом Себе. Об этом сказал Он Сам (см. Ин. 5:26), об этом засвидетельствовал Иоанн: "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин. 1:4). Слова Христа: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин. 11:25) свидетельствуют, что "Христос имеет в Себе изначальную, самобытную, незаимствованную жизнь".
Святость является неотъемлемой частью Его естества. В своем возвещении ангел сказал Марии: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1:35). При виде Иисуса бесы кричали: "Оставь!.. знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий" (Мк. 1:24).
Он есть любовь. "Любовь познали мы в том, - писал Иоанн, - что Он положил за нас душу Свою" ( 1 Ин. 3:16).
Он вечен. Исайя назвал Его "Отцом вечности" (Ис. 9:6). Михей сказал, что Он имел "происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2). По словам Павла, "Он есть прежде всего" (Кол. 1:17), а Иоанн выразил ту же мысль так: "Оно (Слово) было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:2, З).

2). Его Божественная сила и исключительные права. Иисусу Христу присущи дела Бога. Он назван и Творцом (см. Ин. 1:3; Кол. 1:16), и Хранителем, или Вседержителем, - "все Им стоит" (Кол. 1:17; Евр. 1:3). Он может словом воскрешать мертвых (см. Ин. 5:28, 29). Он будет судить мир в конце времени (см. Мф. 25:31, 32). Он простил грехи (см. Мф. 9:6; Мк. 2:5-7).

3). Его Божественные имена. Данные Иисусу имена открывают Его Божественную природу. Еммануил означает "С нами Бог" (Мф. 1:23). И верующие люди, и бесы обращались к Нему как к Сыну Божьему (Мк. 1:1; Мф. 8:29; ср. Мк. 5:7). Священные ветхозаветные имена Бога - Иегова или Яхве - используются применительно к Иисусу. Матфей привел слова из Книги Исайи: "Приготовьте путь Господу" (Ис. 40:3), чтобы описать работу приготовления к миссии Христа (см. Мф. 3:3). И Иоанн показал, что Иисус и Господь Саваоф, сидящий на Своем престоле, - одно и то же Лицо (см. Ис. 6:1, 3; Ин. 12:41).

4). Признание Его Божественности. Иоанн описывал Иисуса как Божественное Слово, Которое "стало плотью" (Ин. 1:1, 14). Фома признал воскресшего Христа Богом, воскликнув: "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28). Павел назвал Его "сущим над всем Богом, благословенным вовеки" (Рим. 9:5), а в Послании к Евреям о Нем говорится как о Боге и Творце (Евр. 1:8, 10).

5). Его личное свидетельство. Иисус сам заявлял о Своем равенстве с Богом. Он называл Себя "Я ЕСМЬ" (Ин. 8:58), то есть именем Бога Ветхого Завета. Он говорил о Боге: "Мой Отец", а не "наш Отец" (Ин. 20:17). Его слова: "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30) показывают, что Он считал Себя "единосущным" Отцу и "обладающим теми же свойствами"
6). Его равенство с Богом подразумевается. Его равенство с Богом Отцом принимается как само собой разумеющееся в словах, обычно произносимых в момент крещения (см. Мф. 28:19), в полном апостольском благословении (см. 2 Кор. 13:13), в Его прощальном пожелании (см. Ин. 14-16) и при описании Павлом духовных даров (см. 1 Кор. 12:4-6). Писание называет Иисуса сиянием Божьей славы и "образом ипостаси Его" (Евр. 1:3). Когда Иисуса попросили показать Бога Отца, Он ответил: "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14:9).

7). Ему поклоняются как Богу. Люди поклонялись Иисусу (см. Мф. 28:17; ср. Лк. 14:33). "Да поклонятся Ему все Ангелы Божий" (Евр. 1:6). Апостол Павел писал, что "перед именем Иисуса должно преклониться всякое колено... и всякий язык должен исповедать, что Иисус Христос есть Господь" (Флп. 2:10,11, англ. пер.). Апостолы в своих благословениях воздают Христу "славу во веки веков" (2 Тим. 4:18; Евр. 13:21; ср. 2 Петр. 3:18).

8). Необходимость Божественной природы. Христос примирил человечество с Богом. Люди нуждались в совершенном откровении характера Божьего, чтобы развить личные взаимоотношения с Ним. Христос восполнил эту нужду, показав славу Божью (Ин. 1:14). "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1:18; ср. 17:6). Иисус засвидетельствовал: "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14:9).

Библия говорит, что Христос - человек!
Иисус Христос - истинный Человек. Библия открывает, что, наряду с Божественной природой, Христос имеет природу человеческую. Принятие этой истины имеет решающее значение. Всякий, кто "исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога", а всякий, кто не исповедует, "не есть от Бога" ( 1 Ин. 4:2,3).
1). Его человеческое рождение. "Слово стало плотию и обитало с нами" (Ин. 1:14). Здесь слово "плоть" означает "человеческое естество", которое ниже Его небесного естества. Павел ясно говорит: "Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены" (Гал. 4:4; ср. Быт. 3:15). Христос сделался "подобным человекам и по виду став как человек" (Флп. 2:7,8). Это проявление Бога в человеческом естестве есть "тайна благочестия" (1 Тим. 3:16).
Из родословия Христа ясно видно, что Он был "Сыном Давида" и "Сыном Авраама" (Мф. 1:1). По плоти Он "родился от семени Давидова" (Рим. 1:3; 9:5) и был "сыном Марии" (Мк. 6:3). Хотя Он родился от женщины, как и другие земные дети, существовало и большое отличие, делавшее Его рождение уникальным: Мария была девой, а Дитя было зачато от Святого Духа (см. Мф. 1:20-23; Лк. 1:31-37). Будучи сыном земной женщины, Он мог заявлять о Своей действительной принадлежности к человеческому роду.

2). Его человеческое развитие. Иисус рос и развивался по тем же законам, что и все люди. Писание говорит, что Он "возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости" (Лк. 2:40, 52). В возрасте 12 лет Он осознал Свою Божественную миссию (см. Лк. 2:46-49). Его отроческие годы прошли в повиновении родителям (см. Лк. 2:51).
Тернистый путь ко кресту был путем постоянного духовного возрастания через те страдания, которые играли важную роль в Его развитии. Он научился послушанию и "совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного" (Евр. 5:8, 9; 2:10, 18). Вместе с тем, пройдя путь возрастания, Он не согрешил.

3). Он был назван "Человеком". Иоанн Креститель и Петр называли Его "Мужем" (Ин. 1:30; Деян. 2:22). Павел говорит о "благодати одного Человека, Иисуса Христа" (Рим. 5:15). Он есть "Человек", через Которого стало возможно "воскресение мертвых" (1 Кор. 15:21). "Един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим. 2:5). Обращаясь к Своим врагам, Христос называет Себя человеком: "А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога" (Ин. 8:40).
Семьдесят семь раз в Евангелии Иисус называл Себя Своим любимым именем: "Сын Человеческий" (Мф. 8:20; 26:2). Имя Сын Божий сосредотачивает внимание на Его взаимоотношениях с Личностями Божества. Имя Сын Человеческий делает ударение на единении с человечеством через Его воплощение.

4). Его человеческие свойства. Бог сотворил людей с возможностями, которые лишь немногим уступали возможностям Ангелов (см. Пс. 8:6). И о воплотившемся Христе Писание говорит, что Он "не много был унижен пред Ангелами" (Евр, 2:9). Его человеческое естество было сотворено и не обладало сверхчеловеческими способностями.
Христос должен был стать истинным человеком. Это входило в Его миссию. Он должен был обладать чертами, присущими природе человека, и поэтому стал "плотью и кровью" (Евр. 2:14). Христос "во всем уподобился" Своим братьям, людям (Евр. 2:17). Его человеческая природа была умственно и физически уязвима, как и у всех людей. Он чувствовал голод, жажду, утомление и беспокойство (см. Мф. 4:2; Ин. 19:28; 4:6; ср. Мф. 26:21; 8:24).
В Своем служении другим Он проявлял сострадание, праведный гнев и печаль (см. Мф. 9:36; Мк. 3:5). Иногда Он волновался, сожалел о чем-либо и даже плакал (см. Мф. 26:38; Ин. 12:27; 11:33, 35; Лк. 19:41). Он молился с воплем и слезами, а однажды Его страдания были столь тяжелы, что кровавый пот выступил на Его челе (см. Евр. 5:7; Лк. 22:24). Иисус жил жизнью молитвы. Эта жизнь показала Его полную зависимость от Бога (см. Мф. 26:39-44; Мк. 1:35; 6:46; Лк. 5:16; 6:12).
Иисус перенес смерть (см. Ин. 19:30, 34), и по воскресении Своем Он предстал перед учениками не как дух, а в прославленном теле (см. Лк. 24:36-43).

5). До какой степени Христос стал человеком. Библия открывает, что Христос - это второй Адам, что Он жил в "подобии плоти греховной" (Рим. 8:3). До какой же степени Он уподобился падшему человечеству, или стал таким же, как люди? Только правильное понимание слов: "подобие плоти греховной" дает ответ на этот вопрос. Их искаженное понимание привело к разногласиям и вражде, которые продолжались на протяжении всей истории христианской Церкви.
А. "В подобии плоти греховной". Змей, поднятый на шест в пустыне, как было описано ранее, помогает понять человеческую природу Христа. Медное изображение, сделанное по подобию ядовитых змей, было поднято для исцеления людей. Так и Сын Божий, имевший "подобие плоти греховной", должен был стать Спасителем мира.
До Своего воплощения Иисус был "образом Божиим", иными словами, Он имел Божественное естество от начала (Ин. 1:1; Флп. 2:6, 7). Приняв "образ раба", Он отказался от Божественных преимуществ. Он стал слугой Своего Отца (см. Ис. 42:1), чтобы исполнить волю Отца (см. Ин. 6:38; Мф. 26:39,42). Он облек Свою Божественность в человеческое естество и явился в "подобии плоти греховной" (см. Рим. 8:3). Но это совсем не означает, что Иисус Христос был грешен, то есть совершал греховные поступки и имел греховные мысли. Хотя Иисус принял образ или подобие человека, Он оставался безгрешным, и Его безгрешность не нуждается в доказательствах.
Б. Он был вторым Адамом. Библия проводит параллель между Адамом и Христом, называя Адама "первым человеком", а Христа "последним Адамом" или "вторым Человеком" (1 Кор. 15:45, 47). Но Адам находился в лучших условиях по сравнению со Христом. До своего грехопадения он жил в раю. Он был совершенным, в полном расцвете физических и умственных сил.
В случае со Христом дело обстояло иначе. Когда Он принял человеческую природу, четыре тысячи лет существования греха на планете уже привели род людской к вырождению. Для того, чтобы спасти деградировавших до крайности людей, Христос взял на Себя человеческое естество, которое в сравнении с естеством Адама до грехопадения было ослаблено как физически, так и умственно. Однако Иисус не согрешил.
Когда Христос принял на Себя эту природу, отражавшую последствия греха, Он стал подвержен немощам и слабостям, свойственным всем людям. Из-за Своей человеческой природы Он был "обложен немощью" (Евр. 5:2; Мф. 8:17; Ис. 53:4). Он чувствовал Свою слабость. Он "с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти" (Евр. 5:7). Испытав нужды и слабости, присущие людям, Он стал одним из нас.
Следовательно, "человеческое естество Христа не было в полном смысле естеством Адама до грехопадения. Оно не было и падшим естеством, или естеством Адама после грехопадения. Оно не было таким, как у сотворенного Адама, потому что имело унаследованные в результате грехопадения слабости. Оно не было падшим, потому что никогда не опускалось до нравственного осквернения. Поэтому, в самом буквальном смысле, это естество было нашим естеством, однако без греха".
В. Христос и искушения. Как искушения влияли на Христа? Было ли Ему легко сопротивляться им? То, как Христос переносил искушения, доказывает, что Он был истинным Человеком.
"Подобно нам, искушен во всем". Тот факт, что Христос "подобно нам, искушен во всем" (Евр. 4:15), показывает, что Он имел человеческую природу. Искушение и возможность согрешения были реальными для Христа. Если бы Он не мог согрешить, то не был бы ни человеком, ни примером для нас. Христос принял человеческую природу со всеми ее слабостями, в том числе и с возможностью поддаться искушению.
Как Он мог, подобно нам, быть искушен "во всем"?
Очевидно, что слова "во всем" вовсе не означают, что Он встречался с теми же самими искушениями, что мы сегодня. Он никогда не испытывал искушения смотреть сомнительного содержания телевизионные программы или превышать скорость автомобиля.
Однако любое искушение ставит перед человеком основной вопрос: покоряться Божьей воле или нет? Сталкиваясь с искушением, Иисус всегда сохранял Свою верность Богу. Осознавая зависимость от Бога, Он успешно сопротивлялся самым суровым искушениям, хотя был человеком.
Победив искушения, Христос может сочувствовать человеческим немощам. Мы одерживаем победу над искушением, если постоянно осознаем свою зависимость от Него. "Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (1 Кор. 10:13).
Христос страдал, когда переносил искушение. "Претерпел, быв искушен"(Евр. 2:18). Он стал "вождем спасения" через "страдания" (Евр. 2:10). Поскольку Он испытал на Себе силу искушения, то знает, как помочь искушаемым. Как все люди, Он претерпел искушения, которым подвержено человеческое естество.
Чего стоило Христу переносить искушения? Хотя Он имел "подобие плоти греховной", духовно Он был свободен от малейшего пятна греха. Поэтому Его святое естество было в высшей степени чувствительным. Любое соприкосновение со злом ранило Его. Сила страданий Христа была соразмерна величию Его святости. В связи с этим искушения причиняли Иисусу больше мучений, чем любому человеку на этой земле.
Сколько же Иисус претерпел? Его переживания в пустыне, Гефсимании и на Голгофе показывают, что Он до крови сопротивлялся искушению (см. Евр. 12:4).
Христос страдал соразмерно Своей святости, испытывая более сильные искушения в сравнении с нашими. Вескотт (Wescott) отмечает: "Сострадание к грешнику в его испытании обусловлено не совершением греха, а сопротивлением искушению согрешить, которое в полной мере может знать только безгрешное существо. Человек, который падает, фактически сдается до того, как исчерпал всю свою силу сопротивления". Брюс (Bruse) соглашается с ним: "Все же Он победил все виды искушения, которым может подвергнуться человек, и сделал это, не ослабляя Своей веры в Бога и не отступая от послушания Ему. Он перенес не меньше, но больше, чем обычный человек".
Христос оказался перед лицом сильнейшего искушения, не ведомого человеку, - искушения воспользоваться Своей Божественной силой ради Себя Самого. Е. Уайт пишет: "Христу воздавали почтение в небесных дворах, и Он знал, что такое абсолютная власть. Для Него было так же трудно оставаться в положении человека, как для человека трудно подняться выше уровня своего испорченного естества и приобщиться к Божественной природе"
Итог: Иисус Христос 100% Бог и 100% человек! В Нем гармонично были соединены две природы и чем раньше вы это осознаете тем лучше для вас будет. Благословений.

5. Апологетика. Иисус Христос Господь Бог?; Валерий Татаркин http://apologetica.ru/otvet/otvet11-2.html

Иисуса Христа разные верующие воспринимают по-разному. Мусульмане и иудеи, которые также как и христиане верят в Бога Израилева, Иисуса считают пророком, то есть человеком. Христиане же Его воспринимают исключительно небожителем. Однако между христианами идет спор о Его равенстве Богу Отцу и Его происхождении - сотворен Он или рожден?
Сначала давайте посмотрим на ветхозаветные тексты Библии, которые говорят о божественности Иисуса. Изначально в Ветхом завете в пророчестве о Христе (Христос – это перевод слова Мессия) сказано, что Он будет не человек, а небожитель, который имеет жизнь от начала:
Ис. 9:6 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
Мих.5:2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.
Из приведенных текстов однозначно видно, что предсказанный в Писании Христос - Бог. Что касается Его имени, я думаю, Вы понимаете, что имя в прежние времена имело особый смысл – оно отображало характер человека или надежды, возлагаемые родителями на его носителя. Так, Иисус в переводе означает Спаситель. Естественно, Христос мог полноправно носить и другие ранее приписываемые Ему имена: Советник, Чудный и Эммануил, что значит “С нами Бог" (см. Ис. 7:14, Матф. 1:23) и др.
В Ветхом завете есть следующий текст:
Иоиль. 2:28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. 29 И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. … 31 Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. … 32 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
Если внимательно изучать Библию, то видно что именно этот отрывок цитируется в Новом завете в связи со Спасением, излитием Святого Духа на первых христиан и описанием признаков приближения Второго Пришествия Христа:
Деян. 2:17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. 18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего … 19 И покажу чудеса … 20 Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
То есть, призыв имя Господа представлен здесь в ПРЯМОЙ связи с Первым и Вторым Пришествием Иисуса. А чуть далее апостол Петр прямо говорит каким именем конкретно нам предстоит спастиcь:
Деян. 4:12 Нет другого имени под небом (речь об Иисусе), данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
Позднее апостол Павел повторяет эту же мысль:
Рим. 10:13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
А несколькими фразами выше Павел четко показывает, что говорит об Иисусе:
Рим. 10:9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься.
Я думаю, что Вы понимаете, что для Спасения не достаточно знать и призывать имя “Иисус Христос”, а необходимо жить так как учил Тот, Кто носит это имя. А теперь давайте двинемся дальше, находя подтверждении в Библии тому, что Иисус Христос Господь Бог.
Чтобы сразу исключить некоторые вопросы отметим, что Иисус никогда не говорил о Его превосходстве над Богом Отцом. Наоборот, Иисус всегда возвещал, что Отец больше чем Он – Сын.
Иоан. 14:28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
Это нормально и естественно, как и в любой праведной семье, где есть взрослый сын. Сын (дочь) согласно 5 заповеди Декалога (Исх. 20 гл.) должен почитать отца не зависимо от своего возраста.
Но то, что Иисус Сын, не делает Его не Богом. Христос, как многократно говорит Библия - является Богом для людей. Именно Он сотворил Землю:
Кол. 1:16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано.
Свидетели Иеговы в качестве аргумента, “умаляющего” Иисуса перед Богом Отцом, приводят тот факт, что Христос Сам называл Отца Богом:
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Иоан. 20:17).
Однако, этот факт не делает Иисуса не Богом. Просто Иисус, являясь Богом, констатирует тот факт, что Его Отец является Богом. Можно здесь привести аналогию из мира. Например, хозяевами фирмы являются родные отец с сыном. Праведный сын, глубоко уважающий отца, разговаривая с работниками своей организации об отце будет уважительно называть его "хозяином". Хотя де-юре и де-факто для сотрудников компании и отец и сын являются хозяевами данного предприятия.
В Библии имеются как минимум два текста, которые в Ветхом и Новом Заветах прямо показывают нам взаимоотношения двух личностей, обе из которых именуются Богом. И в обоих этих случаях, одной из личностей Божества является Христос.
В Евангелие от Матфея Иисус просит у фарисеев истолковать Псалом Давида, где говорится о Христе. Вот этот Псалом:
“Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пс. 109:1).
Иисус спросил у фарисеев:
“Что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?” (Матф. 22:42-45).
Здесь хорошо видно, что Иисус относит это пророчество к Себе, говоря, что Сам Господь через псалмопевца называет Христа Господом.
Также Псалом 44 показывает нам наличие двух личностей Божества:
“Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих” (Пс. 44:7,8).
Мы видим здесь, что Бога помазал Бог. Понятие помазанник в еврейской традиции относится к Мессии, то есть ко Христу. Именно этот отрывок ветхозаветного Писания цитирует в Новом Завете апостол Павел, относя Его к Богу Сыну - Иисусу:
“А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих” (Евр. 1:8,9).
Поэтому тот факт, что Иисус называет Отца Богом, никак не может служить основанием, чтоб не признавать Самого Иисуса Богом. Как мы увидели (и увидим далее еще), в Библии имеется множество свидетельств о том, что Иисус Бог.
Также и Сам Иисус говорил о Своем Единстве с Отцом и Божественной сущности:
"И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Иаан. 17:5).
"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Иаон. 3.13)
"Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?" (Ин. 6:62)
"Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня"(Иоан. 17:21).
"Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то" (Иоан. 13:13).
"Видевший Меня видел Отца" (Иоан. 14:9).
"Все, что имеет Отец, есть Мое" (Иоан. 16:15).
"Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам" (Иоан. 8:25).
"Я и Отец - одно" (Иоан. 10:30).
"Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Иоан. 8:58).
Подумайте, как мог адекватный человек и даже Ангел - небожитель, делать подобные заявления?

Именно Иисусу Христу Бог Отец дал право Судить людей и воскрешать:
Иоан. 5:21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
Иоан. 5:22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну.
Иоан. 6:40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
Откр. 1:17 Я есмь Первый и Последний, 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
Слово Божие говорит нам, что Иисус не был сотворен, а рожден прежде всякого творения:
Кол. 1:15 рожденный прежде всякой твари; 17 Он есть прежде всего.
Иоан. 1:3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Интересны и ветхозаветные пророчества об Иоанне Крестителе и его миссии. Все комментаторы Нового Завета нам говорят о том, что пророк Иоанн пришел, чтобы приготовить путь Господу Иисусу Христу. Три евангелиста предсказания пророков Михея и Исаии относят к Иоанну и Иисуса - см. Мар. 1:2,3, а также Матф. 11:10, Лук. 1:76, Лук. 3:4, Лук. 7:27.
Мар. 1:2. вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Такое толкование новозаветных текстов мало кем оспаривается. Однако, давайте теперь посмотрим на сами ветхозаветные пророчества, которые цитируются неоднократно в Новом Завете и относятся к Иоанну и Иисусу.
Мал. 3:1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною
Посмотрите, как это пророчество звучит в Новом Завете при обращении к Иисусу в Марк 1:2 "вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою". То есть, мы видим, что в Мал. 3:1 Бог Сам посылает Ангела перед Собой, а в Марк 1:2, Бог послыает Ангела перед Иисусом. Опять, как уже было рассмотрено выше, мы видим как бы два Бога. И в то же время Он в других цитатах этого пророчества Един.
Далее еще интереснее. В оригинале иудейского текста (масоретский текст, который тщательно переписывается иудейскими книжниками с самых древних времен и с которого переводится Ветхий завет на все другие языки) пророческая фраза об Иоанне и Иисусе звучит так:
Ис. 40:3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Здесь слова "путь Господу" звучат "путь Сущему", где Сущий - это тетраграмматон - одно из главных имен Бога - Иегова (Яхве). Таким образом, согласно древнейших пророчеств, цитируемых апостолами в Новом завете, Иоанн приготовил путь не просто Христу - Мессии, а Богу(Яхве), коим являлся Иисус.
А теперь давайте посмотрим еще на несколько новозаветных текстов, где Иисус косвенно и прямо назван Богом:
Лук. 2:11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.
Иоан. 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Слово – это Иисус, то есть Иисус Бог).
Иоан. 1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (СУЩИЙ В НЕДРЕ ОТЧЕМ буквально означает "вечно существующий внутри Бога", что прямо говорит о принадлежности Иисуса Христа к Божеству).
Кол 2:9 в Нем обитает вся полнота Божества телесно.
Филип. 2:6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек.
Рим 9:5 Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
Евр. 1: 1 Бог … 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего (не раз упоминается, что все, принадлежащее Отцу, принадлежит и Его Сыну - Иисусу), чрез Которого (через Иисуса) и веки сотворил.(то есть, через Иисуса создана Вселенная) 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей (Иисус держит все Словом, что говорит нам о сотворении земли Его Словом), совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, 4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 5 Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? (Бог назвает Иисуса Сыном, как никого из Ангелов) И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. 1 Тим 3:16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
Кстати, в этом тексте в некоторых переводах стоит не слово «Бог», а «Который» или «Он». Это связано с греческим оригиналом. Но и в этом случае, данная фраза доказывает, что Иисус не простой человек, а Небожитель. Ведь разве можно назвать великой тайной тот факт, что человек пришел в плоти человеческой? Посмотрите аналогичное высказывание Павла об Иисусе:
Рим.8:3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего (Иисуса) в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти.
Здесь речь о Сыне Бога Иисусе Христе, Который был послан Отцом Богом в плоти человеческой для искупления человечества от греха.

Как мы видим, ни один и не два библейских текста говорят нам о том, что Иисус Христос Господь Бог. Если бы один стих говорил об этом, то можно было бы искать искажение перевода или глубоко заглядывать в контекст. Но Господь оставил в Своем Слове достаточно свидетельств, чтобы у исследователей Библии не оставалось сомнения – Иисус Христос есть Господь Бог.