Просятся кони в полёт

Светлана Новикова 20
В восемьдесят первом году на экраны вышел фильм "Тегеран 43". Помню, что он произвел на меня долженствующее впечатление. То есть авторы и создатели фильма до меня лично достучались. Я взяла этот фильм себе на вооружение. И не прогадала. Я буквально на днях, а это было двадцать третье декабря две тысячи восемнадцатого года, просмотрела "Тегеран 43" снова, вслушиваясь в каждое слово. Конечно, фильм я забыла напрочь. Лишь вспомнились два эпизода от просмотра в тысяча девятьсот восемьдесят первом году. Какое у меня впечатление сегодня? Потрясающее! Этот фильм - энциклопедия! И энциклопедия во всех отношениях. Во-первых, была поставлена серьезная задача сценаристами и режиссером, что и как донести до зрителя. Фильм - правда жизни. Со всеми ее опасностями, не надуманными ради зрелища, а серьезный разговор взрослых людей со взрослыми людьми. В данном случае, серьезный и ответственный юразговор людей, прошедших войну с нами, зрителями, которые этой войны не видели.
Победа была давно. Нынешнее поколение относится к войне: "А! Подумаешь! Да все не так!" "Да мало ли что когда-то было!" "Всё течёт! Всё меняется!"
Течёт да не меняется. Безусловно, войной должны заниматься военные - они прошли специальную подготовку, выучку, получили навыки борьбы. А если и военные попали в "неузнаваемую" войну? Одно дело, когда вот там, в пяти километрах, проходит линия фронта, вон там, за линией фронта потенциальные враги. Стрелять - туда!
А если некуда стрелять? Если в "Москве -18" нет линии фронта? Если линия фронта проходит по каждому человеку? И враги мы уже себе сами. Уже самих себя бояться надо - своей доверчивости, своей глупости, своей ненависти к родному человеку. Навешали нам "лапши на уши" - а мы и рады. Какой мы имеем сейчас результат? Результат вялотекущего умирания. Почему? Потому что в современной войне полем боя стал ум человеческий. Вернее, его ловкое отсутствие. У меня возникла одна ассоциация. Причем, уже давно. Вот арена цирка. Ходят пони по кругу. И незаметно для пони арена начинает расширятся. Потом на арене появляются лабиринтные ходы. Пони думают, что если они сделают поворот налево или направо, то они уйдут с арены. Но нет. Арена видоизменяется и усложняется. Выхода для пони нет. Ладно, для пони. А для человека всегда есть выход.
В фильме "Тегеран 43" основной сюжет - замысел Гитлера убить Черчеля, Рузвельда и Сталина во время их Тегеранской встречи в одна тысяча девятьсот сорок третьем году. Логические и мастерские переходы от хроники к реальным действиям сорок третьего года в Тегеране, переход в восьмидесятые годы. Главную идею фильма высказывает герой Косталевского Андре. Когда Андре встречается с Мари (Н.Белохвостикова) в Париже, он говорит ей: "Нет! Ничего не прошло! Об этом надо всегда помнить!" И Мари тут же погибает на глазах Андре. Судьба их свела в Тегеране, в сорок третьем году. Андре был разведчик со стороны СССР, Мари - переводчица с фарси, по происхождению русская. Революционные судьбы забросили ее маленькую в Тегеран. Она узнает место, где когда-то жила со своими родителями - лавка разнообразной утвари, в том числе и религиозной. Деревянные статуи, божки и идолы. На заднем плане камера показывает икону Казанской Божией Матери в серебрянном окладе - это в восьмидесятые-то годы! Когда преследование православия было весьма и весьма крепко. А тут придраться не к чему - это же в Тегеране...
Актерская работа Армена Джигарханяна - виртуозна! Другого слова я подобрать к характеристике этого замечательного актера просто не могу. Оттенки мимики и интонации, его пластика, манера держаться, говорить - все отработано и продумано до мелочей. Он - коварен, он - убийца. Но когда герой Филозова приходит за Максом, Макс понимает, что его сейчас убьют, какая-то кроется надежда, что Джигарханян и сейчас увернется. Но нет, реалии жизни не переделаешь. Макса герой Филозова использует ровно настолько, насколько он ему оказывается нужен. А когда Макс стал мешать Палачу, то Палач от Макса избавляется. Перестрелки и бои в катакомбном Тегеране - это отдельно взятая история. Уйти из облавы невозможно - некуда бежать.
Отдельного внимания заслуживает актриса Наталья Белохвостикова в созданном ею образе Мари. Женственность, грациозность, мягкость, красота и изящество милой беззащитной женщины, которая хочет любить и лишена любви. Мужа расстреляли немцы полтора года назад. Во Франции спрятана маленькая дочка. Мари одинока. Невольно она влюбляется в обаятельного, учтивого и готового проявить заботу Андре. Из-за своей любви Мари чуть было не поплатилась собственной жизнь. Андре честно признается Мари что им нужно расстаться, что кроме горя и испытаний Андре ничего не может дать ей другого. И вот спустя десятилетия постаревшие Андре и Мари встречаются в Париже в православном храме. По сюжету очень кстати во весь экран показана икона святителя Николая и далее сомн святых молится ко Христу Богу. Таким изобразительным рядом режиссер показывает, что войну победили с помощью свыше. Святитель Николай - великий угодник Божий, много жизней спасает, кто к нему обращается с верою. То есть опять не герои в диалогах обсуждают религиозную тему России, а вот так через монтаж кадров.
Ключевым моментом фильма является тот момент, когда Мари идет звонить дочке в телефонную будку с тем, чтобы пригласить Андре к себе домой. И в этот момент летит на будку грузовик и сносит эту будку. Мари погибла. Далее в кадре хроника войны: падает и взрывается горящий самолет. Тонет военный корабль и матросы пытаются спастись. Хроника встречи русских солдат-освободителей. Хроника возвращения с войны на родину. Звучит очень проникновенная песня в исполнении Шарля Азнавура. Мелодия песни лейтмотивом проходит через весь фильм в разных облегченных аранжировках. Песня звучит на французском языке, но исполнение очень проникновенное, о потерянной любви. Главной трагедией, показанной в фильме, является то, что люди хотят спасти другого человека, готовы придти к нему на помощь, но погибают сами - водитель-иранец Андре. Я сугубо против такой помощи. Я хочу, чтобы все мои защитники вернулись живыми. Что это за тактика войны - погибнуть, принести себя в жертву ради спасения других людей? Уж если ты воюешь, а без призвания свыше такие профессии и навыки не даются, так будь любезен просчитать все риски и неожданности, будь любезен организовать свою победу. Тем более когда сроки есть. И в современной ситуации выйти победителем можно, и даже нужно.
Где же кроется проблема фильма? В эпизоде, когда Палач сидит в аэропорту парижа и ждет своего освобождения - террористы захватили самолет и в обмен на заложников Палач снова оказывается на свободе. "Зачем вы это сделали? Вам же осталось сидеть в тюрьме всего один месяц и вас бы и так выпустили?" "Даже если бы мне осталос сидеть в тюрьме всего один час, я бы все равно это сделал!" - Отвечает Палач.
"Для чего?" "Чтобы показать, что мы - сильны!" - таков ответ Палача.
У войны всего одна проблема - убить человека. Сколько, где, когда - не важно. Важно, чтобы была война.
Восьмидесятые годы в истории России и в мировой истории явились переломными. Шла разработка и подготовка к нашим современным реалиям. Известо, что в советскмие годы в ряде зарубежных стран существовали целые научно-исследовательские институты по изучению ментальности русских. Расчет провалился. Неужели народ, против которого воюют, этого в конце концов не осознает? И не станет принимать предохранительные меры сохранения нации?
Наталья Белохвостикова в фильме "Тегеран 43" исполняет две роли. В семидесятые годы Белохвостикова играет дочь Мари. Это уже совсем другой человек, с совершенно другим характером и другими манерами. Белохвостикова меняется не до противоположности, а до неузнаваемости. Она не повторяет свою роль в образе Мари -светской дамы, преисполненной изящества и лишенная  вообще всякой грубости. Тридцатилетняя дочь Мари очень бойкая, настойчивая, умеет быстро принимать решения. Благодаря такой актерской динамики и отсутствия монотонности в создаваемых образах, такой тяжелый фильм можно смотреть вот так долго, сколько нам предлагают авторы.
Отдельно хочется сказать о таком замечательном и любимом в советском кино актере как Игорь Косталевский. Он не яркий, он не скандальный, он ровный и верен себе, своему внутреннему миру, своим жизненным принципам и культурным установкам. Актер обладает удивительной внутренней грамонией и красотой. Благодаря такому личностному дарованию образы Косталевского в кино всегда обаятельны, красивы, достойны. Манеры Андре - как он говорит, как он двигается, как ему приходится драться как мужчине, защищая женщину - это последний островок ушедшей эпохи русской аристократии. Только по кинофильмам и можно представить себе, что такое высоко культурный человек, что такое русский аристократ с развитым умом, блестящим образованием и ответственностью за каждое свое слово, ответственностью за каждый свой поступок.
Я на протяжении последних десяти изредка смотрю современные кинофильмы. Они вполне добротны, актуальны, также говорят о правде жизни. Многие фильмы являются просто напросто инструкциями, что творится сейчас в нашей современной жизни и как простому незащищенному человеку надо себя вести правильно, чтобы не стать жертвой окружающих. Однако вот эта людская красота ушла. Но ее можно вернуть! Все ж таки люди живут на земле не для того, чтобы исполнять чью-то угоду. И жить в постоянном страхе, что ты эту угоду не выполнил и с тобой сейчас будет расправа. А для того, чтобы каждый привнес в общество свой талант, чтобы украсил мир своими новыми чувствами, цветами, красками, украсил любовью к другому человеку и научил этой святой любви идущих за ним поколений. Такой смысл жизни, такая философия жизни более продуктивна и экономически, и политически и морально. Вопрос выбора.