М. М. Кириллов Собака лает, ветер носит Политическ

Михаил Кириллов
М.М.КИРИЛЛОВ

СОБАКА ЛАЕТ, ВЕТЕР НОСИТ

Политическая миниатюра

        Говорят: «собака лает, ветер носит». Чаще всего, собак несколько. Знакомая картина. Бывает, брешут и брешут. Что-то пустое, пустопорожнее. Иносказательно - выражение безразличия, бесполезности или беспричинности происходящего. Наверное, есть и другие оттенки в понимании этой пословицы, но в любом случае, что-то в этом роде.
         А ведь собаки без причины не лают. И у ветра есть свои причины. Я уж не говорю об их возможных последствиях. Бывает, что собаки буквально из себя вылезают, а ветра и вовсе нет, и собачий лай «носить» нечему. Зря пропадает. А бывает, собаки от ветра даже прячутся.
      Всё это оттого, что между этими событиями или явлениями нет непосредственной причинно-следственной связи. 
          Полного отсутствия, случайности или только возможности связи различных явлений в жизни много. Можно даже сказать, что мы живём в мире случайностей. Но можно видеть и как, например, молоко под воздействием силы превращается в сметану и даже в масло. Здесь одно качество на глазах превращается в другое. Случайное сразу становится закономерным. Нужно только суметь это подметить.
         Лай собак для жителей любого посёлка чаще всего случаен и незаметен, и осведомлённость жителей посёлка об этом часто зависит от ветра, который донесёт этот резкий звук до их ушей. Ветер, бывает, буквально «носит» собачий лай по посёлку, сообщая людям уже о другой, не собачьей, подчас тревожной реальности и даже трагедии. Собаки это же наши верные осведомители. Осведомлённость жителей становится при этом закономерным конечным результатом, казалось бы, совершенно случайных явлений. Видимо, и лай собаки, сам по себе, не случаен. Но это уже другая закономерность.
          Это, конечно, не самый удачный пример рождения закономерности связей, но он позволяет разглядеть этот процесс и в более сложных сферах социальной и общественной жизни, окружающих нас постоянно. Становится ясным, что мы живём на самом деле в мире чем-то обусловленных, закономерных, может быть, противоречивых, но реальных явлений и связей.
       Всё это относится к науке диалектике. По Гегелю и Марксу, это и взаимосвязь явлений, и единство и борьба противоположностей, и многое другое. Применительно к пословице это просто, а в жизни и сложнее и страшнее.
        Те, кто «слышит социальный «собачий лай» или видит на примере своего посёлка очевидную нищету людей, зарабатывающих часто всего лишь по 8-12 тысяч рублей в месяц, хорошо знают, что  на грани бедности живёт большинство людей не только их посёлка, а всей страны. Страна-то у нас большая: от Брянска до Камчатки, поэтому таких людей миллионы. Бедствуют люди всех профессий, регионов и отраслей экономики, кроме, пожалуй, работников нефтедобычи, банковской сферы, депутатского корпуса и чиновничества. О сотнях отечественных олигархов, владеющих жирными кусками народного богатства, речи не идёт. Это особая каста – «трудящиеся» паразиты.
       Всем это всем хорошо известно, и власти тоже. В стране «социальные собаки» лают уже давно, и протестный «ветер» свистит так, что иногда устоять невозможно. Казалось бы, осведомлённость всей Российской Федерации о бедственном положении народа предельна. Жалкие попытки как-то облегчить жизнь людей в условиях нашего буржуазно-гибридного государства, периодически предпринимаются и думской оппозицией, и общественными организациями, и даже властью. Но ни к чему не приводят.
      Мы живём в эпоху провозглашённого, но несуществующего «общенационального единства народа», что было бы, конечно, желательно в интересах государственной безопасности, но даже в этом случае затруднительно. А в целом, в эпоху на самом деле мнимого единства классово разобщённого народа, полного социальных противоречий, в условиях эксплуатации человека человеком и несправедливости, настоящее единство в принципе невозможно. Ничего нового, капитализм он и есть капитализм. В этих условиях провозглашённая идея общенационального единства мертва по своей сути. Разные мы. Родина-то у нас, конечно, одна, а государство у всех разное. А ведь без такого единства невозможно и провозглашённое  «прорывное» развитие страны. Это почему-то  упорно не учитывается властью. А ведь расчёт только на возможности якобы «креативной» отечественной буржуазии при отсутствии реального единства общества может оказаться недостаточным.
       А что сейчас в экономике страны происходит? «Социальные собаки» надрывно лают, общественные «ветра» не стихают, бедные жители нашего гигантского «посёлка» готовятся к худшему, выживают, но молчат и свою «собачью» тревогу копят до поры. А жизнь-то у многих всё больше действительно становится собачьей.
        Некоторые, зная о советской ностальгии большинства народа, (опросы это убедительно показывают), прямо спрашивают о возможности возвращения социализма в нашей стране. Без малейшего раздумья, следует ответ, как о чём-то давно решённом окончательно, что при таком возвращении «расходы намного превысят доходы!». И больше ни слова. Мудрость бухгалтера или менеджера средней руки. Чьи доходы?! Буржуазии? Доходами трудящихся здесь и не пахнет. Никаких доходов у них последние тридцать лет вообще нет, им и терять нечего. И это, несмотря на то, что (и власти тоже) хорошо известно, что все доходы государства  всегда и везде, - результат труда только рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. И нужно очень не хотеть возвращения в советское прошлое, чтобы так сказать. А ведь это предложение не о балансе расходов и доходов, а о выборе быть России социалистической или буржуазной. Провели бы референдум по этому вопросу, как в Крыму в 2014 году и всё стало бы ясным. Сравните уровень политического мышления задавшего вопрос и ответившего ему «бухгалтера».
       Вопрос этот не закрыт, хотя бы потому, что он касается интересов миллионов людей, которым в отличие от власть имущих не отказала историческая память.
       А так бы, глядишь, возвратись бы мы в советское прошлое (разве что без руководства ЦК КПСС последних лет), и «собаки» бы на наших улицах перестали лаять от безысходности, и ветер протеста стих бы и «посёлок» успокоился. А Вы говорите, что известная пословица «собака лает, ветер носит» - только о чём-то пустопорожнем. Или уже так не думаете?
Г, Саратов, декабрь 2018 года.