Песни Кын-Завода

Михаил Латышев
Что делать в деревне длинными вечерами? Вечерние песни петь! А то и пивоварничать.

Тексты народных песен в 1984 году записала Чилигина И.И., главный хранитель фондов краеведческого музея села Кын на реке Чусовой. И за это низкий ей поклон.
Записи можно хранятся в Народной энциклопедии города Лысьвы, http://enc.lysva.ru/

Поклон баушкам, которые сохранили для нас народные песни. Они известны в России, но в строгановском Кын-Заводе они могли приобрести "заводской" оттенок. Мне особенно понравились свадебные песни – душевные.

Песни отражают характер народа. Среди есть и потешные, и "неласковые", как чусовские бойцы. "Жисть" – как она есть.

Вот послушайте, что пела Дылдина Таисия Ивановна, которая родилась и жила в селе Кын-Завод на Чусовой:

ВОЗЛЕ РЕКУ НА КРУТОМ БЕРЕГУ
(Свадебная песня)

Возле реку на крутом берегу
Стоял дворец, а в том дворце
Сидела пташечка-канареечка.

Собирались к ней мелкие пташечки,
Пели жалобнёшеньки:
Знать, нам с тобой не летовати,

Шелкову травку не таптывати,
Ключевой воды не пивовати,
Пшенну крупку с горошком не клёвати.

Возле реку стоит дом,
В том дому сидела девица,
Собирались к ней подружки-кумушки:

Знать, нам теперь не гуливати,
Крепкие думы не думывати,
Тайные речи не говаривати.
***

Песни певала и Глотова Зинаида Петровна, 1924 г.р., участница Великой Отечественной Войны, работала в Кыновском леспромхозе.

ВЫШЕ СОЛОМЫ ПИЛЁВА ЛЕТЕЛА

Выше соломы, выше соломы,
Ох! Выше соломы пилёва летела,
Выше соломы пилёва летела.

Свёкор по сеничкам,
Свёкор по сеничкам,
Свёкор по сеничкам похаживает,
Свёкор по сеничкам похаживает.

Молодую сношку,
Ох, молодую сношку,
Молодую сношку спобуживает,
Молодую сношку спобуживает.

Вставай-ка, сношка,
Вставай-ка, сношка,
Вставай, сношка, иди за водой,
Вставай, сношка, иди за водой!

Нет, я не встану,
Нет, я не встану,
Нет я не встану, не пойду за водой,
Нет я не встану, не пойду за водой!

Вёдра большие,
Вёдра большие,
Вёдра большие, вода глубока,
Вёдра большие, вода глубока!

Выше соломы,
Выше соломы пилёва летала,
Выше соломы пилёва летала.
***

Словцо-то какое - пилёва! Пилёва - шелуха, мякина, которая осталась от веянья зерна.
Из разговора баушек: "Привезли вчера два мешка отрубей, открыли, а там одна пилёва! За што деньги плочены?" (М.Коноплева, С.А. Гринкевич)
Да песня-то не про пилёву!

Неласкова песня Кын-Завода:

ОТДАЮТ МЕНЯ МЛАДУ

Отдают меня младу
За седую бороду.
Ой, калина, ой, малина,
За седую бороду,
За седую бороду!

А седая борода
Не пускает никуда.
Ой, калина, ой, малина,
Не пускает никуда,
Не пускает никуда!

Пойду в речку за водой,
Возьму старого с собой.
Ой, калина, ой, малина,
Возьму старого с собой,
Возьму старого с собой!

Возьму старого с собой,
Брошу в омут головой.
Ой, калина, ой, малина,
Брошу в омут головой,
Брошу в омут головой!

Брошу в омут головой,
Пропади ты, чёрт с тобой.
Ой, калина, ой, малина,
Пропади ты, чёрт с тобой,
Пропади ты, чёрт с тобой!

Пропади ты, чёрт с тобой,
Со мной парень молодой.
Ой, калина, ой, малина,
Со мной парень молодой,
Со мной парень молодой!

Нос картошкой, сам кривой,
Всё же парень молодой.
Ой, калина, ой, малина,
Всё же парень молодой,
Всё же парень молодой!
***

Жалостливая, да про "любовть":

НЕ ВЕЛЯТ МАШЕ ЗА РЕЧЕНЬКУ ХОДИТЬ

Не велят Маше за реченьку ходить,
Не велят Маше моло - молодчика любить,
Что млодчика моло - молоденького,
Не женатого холо - холостинького.

Холостой парень люби - любитель дорогой.
Он не чувствует любо - любови никакой,
Какого любовь на све - на свете дорога.
Стоит Маша призапла - заплаканы глаза,
У красотки призатёр - затёрты румяна.
***

Песня про плута Ивашку.

ПОШЛИ ДЕВКИ НА РАБОТУ

Пошли девки на работу,
Пошли девки на работу.
На работу, кума, на работу,
На работу, кума, на работу.

На работе припотели,
Искупаться захотели,
Захотели, кума, захотели,
Захотели, кума, захотели.

Рубашонки поскидали,
Рубашонки поскидали,
Поскидали, кума, поскидали,
Поскидали, кума, поскидали.

К ним подкрался плут Ивашка,
Стащил девичьи рубашки.
Плут Ивашка, кума, да Ивашка,
Плут Ивашка, кума, да Ивашка.

Ты отдай, Иван, рубашки,
Ты отдай, Иван, рубашки.
Рубашки, кума, рубашки,
Рубашки, кума, рубашки.

Мы намнём бока Ивашке,
Мы намнём бока Ивашке.
Ивашке, кума, Ивашке,
Ивашке, кума, Ивашке.
***

Послушайте кыновский вариант известной народной песни, записанный от Глотовой Зинаиды Петровны. По-своему интересный. Да, нет куплета о том, "что у тебя, кума, улица грязна!". Примечательно, что вместо "душа-радость" сказано "дудка-радость", а про "старушке чекушку куплю" - и вовсе вариант ХХ века. Ну, как есть:

КУМАНЁЧЕК ПОБЫВАЙ У МЕНЯ

Куманёчек, спобывай у меня,
Дудка-радость, спобывай у меня,
Спобывай, бывай, бывай у меня – 2 раза.

Я бы рад спобывать у тебя,
Я бы рад спобывать у тебя,
Спобывать, бывать, бывать у тебя – 2 раза.

У тебя, кума, ворота скрипучи,
У тебя, кума, ворота скрипучи,
Скрипучи, пучи, пучи, пучи – 2 раза.

Куманёчек, спобывай у меня,
Дудка-радость, спобывай у меня.
Под ворота кусок сала положу,
Положу, ложу, ложу, ложу, ложу – 2 раза.

Я бы рад спобывать у тебя,
Я бы рад спобывать у тебя,
Спобывать, бывать, бывать у тебя – 2 раза.

У тебя, кума, собачка сердита,
У тебя, кума, старушка сердита.
Сердита, дита, дита, дита, дита – 2 раза.

Я собачку на цепочку привяжу,
А старушке чекушку куплю.
Куманёчек, спобывай у меня,
Дудка-радость, спобывай у меня,
Спобывай, бывай, бывай у меня– 2 раза.

У тебя, кума, постеля холодна,
У тебя, кума, постеля холодна,
Холодна, лодна, лодна, лодна – 2 раза.

Я постельку на печку постелю,
Я постельку на печку постелю,
Я стелю, стелю, стелю, стелю, стелю – 2 раза.

Вот теперь я спобываю у тебя,
Вот теперь я спобываю у тебя,
Спобываю, спобываю у тебя - 2 раза.
***

Что делать в деревне длинными вечерами? Вечерние песни петь!

ВЕЧОР ДЕВКИ ПИВОВАРНИЧАЛИ

Вечор девки, вечор девки,
Вечор девки, вечор девки,
Вечор девки пивоварничали,
Вечор девки пивоварничали!

Пришел к девушкам,
Пришел к девушкам,
Пришел к девушкам незваный паренёк,
Пришел к девушкам незваный паренёк!

Не зван – не ждан,
Не зван – не ждан,
Мало потчевали,
Мало потчевали.

Стали девки перешёптываться,
Стали девки перешёптываться:
Ты зачем пришёл?
Ты зачем пришёл?
Ты зачем, парень, к девушкам пришёл?

Я пришёл не зван, не ждан,
Я пришёл не зван, не ждан!
Я пришёл у вас пивца испить,
Я пришёл с вами девками шутить!

Одна девка очень смелая была,
Одна девка очень смелая была,
Взяла парня за ушко и увела,
Чтоб у девок не выпрашивал пивца!
***

И ещё одна вечерняя песня!

Я ВЕЧОР МЛАДА ВО ПИРУ БЫЛА

Я вечор млада во пиру была!
Ох, во пиру я была да во беседушке,
Во пиру я была, во беседушке.
Ох, я не мёд пила, я не патоку.
Я пила млада да сладку водочку,
Сладку водочку, все вишнёвочку!

Я пила млада да не рюмочкой,
Я не рюмочкой, не стаканчиком.
Я пила млада да из полна ведра,
Я пила млада да из полна ведра!

Из полна ведра да пьяна не была.
Чистым полем шла не шаталася,
Как домой пришла я, пошатнулася,
Как домой пришла я, пошатнулася.

Да за вереюшку я ухватилася
Верея ты моя, ты, вереюшка,
Поддержи меня, бабу пьяную,
Поддержи меня да бабу пьяную,
Бабу пьяную да распохмельную.
***

Свадебная песня - прощанье с подруженьками, да с жизнью прошлой, когда "я у мамоньки полежуся, я у тятеньки побалуюсь".

ГОЛУБЫ ЦВЕТЫ ЛАЗОРЕВЫ

Вы, цветы ли мои, цветочки,
Голубы цветы, лазоревы,
Голубы цветы, лазоревы!

Вас немного было сеяно,
Вас немного было сеяно,
Да вас мало насбиралося.

Вы, кумы мои, подруженьки,
Я в замуж не йду, не думаю,
Я в замуж не йду, не думаю.

Я у мамоньки полежуся,
Я у тятеньки побалуюсь.
Придет времечко, надумаю.
Замуж пойду за Иванушку.

Вот теперь-то наша девица
В замуж пошла, надумала,
В замуж пошла, надумала!

За удала, добра молодца,
За удала, добра молодца
Свет Ивана Васильевича,
Свет Ивана Васильевича -
Свет Мария Николаевна...
***

Песня про измену-разлуку. Жестокая.

НА ПРИГОРКЕ ЗЕМЛЯНИКА

На пригорке земляника
Под ракитою росла,
А княгиня молодая
С князем в тереме жила.

А у князя был слугою
Ванька-ключник молодой.
Ванька-ключник, злой разлучник,
Разлучил князя с женой.

Стали люди догадаться,
Стали князю доносить.
Князь дознался, догадался,
Посадил жену в тюрьму.

Ты скажи, скажи, Ванюша,
Сколько лет с княгиней жил?
Это ведает княгиня
Да подушка пухова.

И повесил он Ванюшу
На шелковый поясок,
А княгиню молодую
На ременный на кнуток.
***

МЕЖ КРУТЫХ БЕРЕГОВ ВОЛГА-РЕЧКА ТЕЧЁТ

Меж крутых берегов Волга-речка течёт,
А по ней по волнам лёгка лодка плывёт.
В ней сидел молодец, шапка с кистью на нём.
Он с верёвкой в руках волны резал веслом.

Он ко бережку плыл, лодку вмиг привязал,
Сам на берег взошёл, соловьём просвистал.
А на бережке том высок терем стоял,
В нём красотка жила, он её вызывал.

Одиноко она растворила окно,
Приняла молодца по веревке умно.
Ночку всю пировал с ненаглядной своей,
Утром рано с зарёй возвращался домой.

Муж красавицы той, воевода милой.
Молодца повстречал он в саду за рекой.
Долго бились они на крутом берегу,
Не хотел уступать воевода врагу.

Но последний удар их судьбу разрешил
И конец их вражде навсегда положил.
Волга в волны свои молодца приняла,
По реке, по волне шапка с кистью плыла.
***

УЖ ТЫ САД ТЫ МОЙ САД

Уж ты сад, ты мой сад,
Сад зелёный мой!
Ты зачем рано цветёшь
Да осыпаешься?
Ты зачем рано цветёшь
Осыпаешься?

Ты куда, милый мой,
Собираешься?
Аль во путь, во поход,
Во дороженьку?
Со всеми людьми
Ты прощаешься.

Со всеми-то людьми
Всё прощаешься,
А со мной, молодой,
Всё ругаешься.
Не ругайся, не бранись,
Скажи: милая, прощай!

Ох, летела пава
Через сине море!
Ох, летела пава
Через сине море.
Мне не жаль мать-отца,
Жалко молодца.
***

А вот и про любовь песня!

ПОЛЮБИЛА Я ВАНЮШКУ ЧЕРНОГЛАЗОГО

Полюбила я Ванюшку черноглазого,
Черноглазого да кудрявого.
Ой, душенька, мой Ванюшенька.

Я Ванюшку люблю,
На край света с ним пойду.
Ой, душенька, мой Ванюшенька.

Мой Ванюшенька плясун, развесёл орёл.
Я за то его люблю, черноглазого маво.
Ой, душенька, мой Ванюшенька.

Ваня любит меня,
Стерегёт у крыльца,
Стерегёт все у крыльца, у окошечка.
Ой, душенька, мой Ванюшенька.

Выходи, Анюта, замуж
За меня за одного.
Ой, душенька да Ванюшенька,

Присылай скорей сватов!
К батьке с матушкой моим.
За тебя я выйду замуж,
Черноглазый мой плясун.

Ой, душенька, ты Ванюшенька,
Нарожу тебе я кучу
Черноглазых малышей,
Буду зыбку я качать,

Малых деток забавлять,
Черноглазых, кудреватых,
Плясунов и шалунов.
Ой, Ваня душа, Ваня душечка!
***

Свадебные песни - особенные. Одну такую песню сказывала в 1984 году Нечаева Александра Ефремовна, 79 лет, колхозница, село Кын-Завод на Чусовой.

ВЫ ЦВЕТЫ МОИ ЦВЕТИКИ (Свадебная)

Вы, цветы мои, цветики,
Я немного вас сорвала.
Уж вы, кумышки-подруженьки,
Я немного вас звала.
И из вас, девушки, не было изменщицы,
Что изменщицы-обманщицы,
В теперя-тепереча
Во взамуж пошла-надумала
За удала добра молодца
За Александра Александровича!
***