Мама. глава 11. повесть братья

Роза Салах
       
 Мать! Кто она такая? Мать и мама – слова-синонимы или однокоренные слова? Мама - на всех языках мира: русском, английском, немецком, французском,… - это слово звучит одинаково. Нежное, ласковое обращение к матери, самому близкому, родному человеку. Первый раз с этим коротким, но очень красивым  словом многие дети обращаются с годика. Значит, и я так, как все.  Мне повезло, что я называла это слово до восьми или девяти лет, а Римма, моя сестричка, - до пяти или шести. Есть дети (они в нашей жизни встречаются), которые даже один раз, ни разу не произносили волшебного слова МАМА. Помню, словно это было совсем не давно, вчера, позавчера,… Зимний день, чуть морозит. На солнце снег искрится, «точно серебром». Открывается в избу дверь – входит моя и Риммина мама, наша с ней мама. Вместе с мамой в тёплую избу врывается струя холодного, морозного воздуха.  Мы подбежали к милой маме, прижались к ней. Она нас обнимает, гладит по спинке, головке, целует: соскучились, со вчерашнего вечера с мамой не виделись. Лстии, двоюродной сестре, мама нас доверила. Вчера, с вечера, мама вместе с тётей Зиной вдвоём отправились на базар в Кинер, за двенадцать километров от Шлани, в татарский районный центр на базар. Обе для продажи на санки нагрузили берёзовых веников, веток с подсушенными липовыми листьями для ягнят. Шли пешком, везли товар по санному пути в морозный зимний вечер, чтобы продать его с утра пораньше и шагать обратно домой.
- Ой, мои девочки, как вы тут без меня? Лстий, спасибо тебе! Вижу: без меня жили дружно, даже успели сварить картошки, вскипятили чай. На улице холодно, - рассказывает мама, сама бесконечно растирает ладони озябших на морозе рук. - Сейчас погреемся. Я на рынке для вас, мои дорогие, купила очень вкусные гостинца. Сварить надо. Это колбаса, не домашняя, какую мы с бабушкой в нашей печке варили, пекли, а заводская. Один кусочек колбасы. Порезала их на три части. 
- Тётя Пиканай, я домой пойду, мама меня там ждёт, - перебила рассказ Пиканая Лстий.
- Хорошо, Лстий, вот только этот кусочек – твоя доля, бери с собой, угости маму,  Шумата и себя.
   На всю жизнь запомнила вкус небольшого кусочка поджаристой, чуть сваренной, ароматной, сочной колбасы!
   Бабушка была ещё жива, но  на целый месяц уехала в Шора Баш,  к дочери Унавий, оставшейся одна  с тремя детьми после гибели мужа, отца, зятя Шумата на войне. Мы остались дома одни, без бабушки Уналче на целый месяц. Мама теперь одна нас воспитывает, заботится о нас. На работу с собой берёт, одних дома оставлять боится. Мне тоже вручает серп, учит жать рожь или пшеницу. Мамина полоска с краю. Её обогнали соседки, ушли вперёд, Яштвий полоску свою закончила, сжатые стебли  связала  в снопы и сложила  копна.  Попрощавшись с нами, отправилась дальше брать следующую полоску. Вдруг с нашей мамой стало плохо: с серпом в руке упала на землю, ударилась головой, порезала  палец в руке. Вокруг никого. Мама лежит, Римма плачет, я побежала на другое поле к людям за помощью. За мной бежит и Римма.
- Сестричка, с мамой побудь. Чтобы маму нашу никто не мог обидеть, посиди рядом с мамой. Хорошо?  Я быстро вон туда сбегаю.  Римма села рядом с лежащей мамой на снопах.
 Маму на лошади доставили домой. А полоска несжатой пшеницы, как в стихотворении Николая Алексеевича Некрасова:
                …Только не сжата полоска одна…
                Грустную думу наводит она….
   Три дня стояла полоска одна, пока Зина, соседка напротив нашего дома, не пригласила меня на поле, и вместе с ней мы дожали полоску до конца. 
   Мама, особенно после смерти бабушки, уже редко с постели вставала, на двор выходила по стенке, с помощью палки. Римма выбрала для себя «удобное» место на крыльце. Садилась на одну из ступенек девочка, неумытая, иногда и голодная. Порой она забывала о еде, что с утра в рот ничего не брала. Бывало, завидит прохожий мимо двора, подойдёт к девочке, вручит ей игрушку какую или кусочек хлеба.
  За скотиной в хлеве смотрела то Лиза – мать, то девочка Лстий., то заглянет соседка Зина.   
   Приближалась Пасха, которую дружно отмечала вся деревня. До Пасхи оставалось три дня. По марийскому обычаю в этот день, в среду или четверг, ещё и поминальный день. Раннее апрельское утро. Как всегда, на помощь к нам пришла моя двоюродная сестра Лстий, старше меня на десять-двенадцать лет.  Она быстро подоила корову и её проводила на пастбище. Мы с Лстий покормили зерном кур. Об этом, последнем дне жизни мамы, написано в  первой главе повести «По утренней росе». Это мои первые строчки первого моего художественного произведения. Мама сердцем своим чувствовала, что она уходит из жизни, прощается со мной, с Риммой. Нас посадила рядом с собой, обняла Римму, глядит на меня -  в глазах её такая тоска, печаль.  Обратившись ко мне, старшей дочери, тихо-тихо начала говорить:
- Видно, доченька, без меня будете жить. Знаю: трудно вам будет. Расти без отца и матери  нелегко, на других людей не надейся, сама добивайся. Ты внешне похожа на своего папу, но всё хорошее ты переняла от меня. Ты  умная, сильная, постоишь за себя, как я. Сколько раз люди мне жаловались на тебя, что ты, защищаясь от них, отвечала им тем же. Заботься о сестре Римме, не давай свою сестру в обиду, защищай её. Запомни: зла в жизни очень много. Доченька, запомни следующие мои слова: не обижай,  защищай  сирот;  подавай бедным; навещай больных. А теперь пригласи ко мне двоих: Лствий аке и Орслан-вате (тётю Лствий и жену Орслана – тётю), других никого ко мне не надо.
- Мама, прежде вместе втроём мы позавтракаем, - сказала и полезла на стул у котла, откуда достала горячую картошку, разложила в тарелке, из кладовки занесла творог, из самовара налила горячего чая – всё это расставила на двух стульях перед мамой.
-  Спасибо тебе. А теперь пригласи их ко мне.
 Приглашённые люди долго ждать себя не заставили. Если бы я знала тогда, кого я к маме своей пригласила! Кого я пригласила?  Страшно вспоминать, писать ещё страшнее. Мама, пока я дышу, пока  вижу и слышу, о тебе я  допишу.