Речь муравья

Шалюгин Геннадий
                Речь  муравья.

     Новосибирские  ученые поставили  серию  опытов  с муравьями. Умнейший  народ.  Ворона  умеет считать  до четырех,  волк -  до  десяти, муравей  -  до  шестидесяти!  Оказывается,  объем  так  называемых «грибовидных тел»,  отвечающих  за  высшие   формы  поведения,   составляют у  муравья  половину  объема  мозга. Применительно к  человеку –  это  все равно, будто  бы  умничка-кора,  набитая  биоэлектроникой,  занимала   половину   содержимого  черепа.
     Опыты  показали,  что муравьи «разговаривают»  друг с  другом. Передают информацию. У  них есть врожденная  форма  общения  -  танец. В  танце,  к примеру, передается,  далеко ли и в каком  направлении  находится  пища.  Они знают  «право»  и «лево»,  способны  сообщать о числе препятствий на пути к  добыче.  Хорошо бы  поставить опыт -  умеют ли  муравьи экстраполировать,  то есть,  предвидеть.  Например, ставить кормушки с  лакомством  на каждой  пятой  веточке. Уловят ли они закономерность -  или  будут методично  обследовать все  ветки  подряд?
      Вообще это открытие имеет  важный  смысл.  Мы привыкли, что  традиционная  народная  сказка  показывает  умных и говорящих  зверей,  птиц и насекомых.  Мы  называет  это явление  антропоморфизмом,  то есть,  очеловечиванием,  одушевлением.  Переносим на   животных собственные человеческие  свойства.  Якобы. Ан  нет. Природа полна  речений  больших и малых народцев,  ползающих, плавающих,  летающих. Народная  сказка  оказалась  мудрее  дипломированных  мудрецов.
     Очень  важна  проблема «врожденной  способности общения».  У  человека  нечто подобное  имеется. Ребенок  кричит -  мать уже  знает, что   его пора покормить или  перепеленать.  Мать поет песенку – ребенок  засыпает. Обмен информацией  налицо.   Информация  принимается и используется. Можно предположить,  что в генетической памяти  человека заложено и сохранено   нечто от врожденных  способов  общения  д о ч е л о в е ч е с к и х,   животных  стадий  развития.  Вот,  в  журнале  «Техника молодежи»  (1997,  № 12) опубликована   статья  о гоминидах -  человекоподобных  «хозяевах  тайги». Очевидцы  рассказывают,  что «лесные  люди» -  отечественный аналог   небезызвестных  «снежных  людей» -   обладают способностью  гипнотического воздействия. Гипноз  выталкивает  непрошенного гостя  из   леса,  а  эпизод  о   встрече  из  памяти  ошалелого охотника  целенаправленно стирается.
    Б.Ф.Поршнев,  известный   социальный  психолог,  предположил,  что гипноз -  это и есть   тот  самый  язык, с помощью которого прачеловек  «общался» в  доязыковую  эпоху.  Ничего невероятного тут нет:  у  нас и сейчас  молчаливый  разговор глазами  иногда  значит больше,  чем  слова.
    Что из  этого следует? Следует то,  что  в нас  и по   сию пору  живут реликтовые  языки  пращуров. Тех,  от кого мы  некогда наследовали    жабры,  хвосты,  волосатые  ноги.  Они спят,  они не нужны,  потому что гордыня  наша оторвала  человека от маленьких  родственников,  вознесла  на пьедестал  «царя  природы». Но может,  может наступить  момент,  когда  человек,   упав с  пьедестала,  увидит  рядом  таежного  зверя,  скажет  ему: «Я  брат твой по крови»  и обнимет его,  как  Маугли старого  Бали…