Константин Савицкий. Инок

Алина Алексеева-Маркезин
 Константин Савицкий.Инок 1897. Картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза

   Картина «Инок» Константина Савицкого удивляет и наталкивает на размышления.

   Большую часть полотна занимает могучая фигура монаха в чёрной рясе. Локоть его стоит на толстой библии, кисть правой руки обмотана чётками, на окне можно заметить ветки вербы, которые указывают нам на Вербное воскресенье, а за спиной стену украшает внушительный крест. Обычная обстановка в келье, где монах должен отдыхать.
      Инок в глубоких раздумьях о правильности выбранного пути, посвятить остаток жизни в застенках монастыря служению Господу,оставив за высокими стенами все земные радости.
 
Потрясает его взгляд!!!!
 
   Неспокоен герой полотна Савицкого? Вся его стать говорит о каком-то нерешённом вопросе, а взгляд отображает целую гамму эмоций – усталость, угрюмость, задумчивость, разочарование…

   О чём думает инок? Считается, что мысли его занимают тяжелые размышления о правильности выбранного им пути. Красивый, здоровый мужчина посвятил свою жизнь служению Богу, и теперь все его дни пройдут в стенах монастыря, но этого ли хочет его душа?

   Известно, что в качестве натурщика Савицкий пригласил ученика художественного училища Пензы, которое художник возглавлял до самой смерти. Позже этот молодой мужчина станет эсером и в смутные времена первой русской революции возьмётся за оружие – выстрелит в жандарма, начальника пензенского управления жандармов. С этой точки зрения сложно не согласиться, что Савицкий нашёл точный типаж человека, который не согласен с окружающими условиями, раздираем противоречиями и готов биться за благо. Идеальный натурщик для написания инока с мятежной, сомневающейся душой.

   Картина написана преимущественно в тёмных тонах. Колорит полотна включает в себя чёрный, золотой, бежевый, коричневый. С особенной тщательностью художник выписывал элементы-подсказки: верба на окне (намёк на Вербное воскресенье), библия под локтем, чётки, стиснутая в кулак напряжённая рука, которая говорит о ярости сопротивления.