1766 - 1808. Мцхет. По запискам С. А. Тучкова

Марина Северчанская
Фото (2014): Собор Светицховели — место коронации
и погребения царей Иверии.


Марина Северчанская: Перевод главы 10 части «Мцхет» из книги «Записки Сергея Алексеевича Тучкова, 1766—1808». Авторы книги: Сергей Алексеевич Тучков, Константин Адамович Военский. Санкт—Петербург. 1908. с.184—186.




                Мцхет


Оставя Ананур, прибыли мы в Душет — местечко, принадлежащее царевичу Вахтангу, сыну покойного царя Ираклия; а оттуда в Мцхет, древнюю, давно оставленную столицу царей грузинских.Он лежит при самом соединении рек Куры и Арагвы. Это селение, как я пред сим сказал, не имеет ничего, кроме нескольких землянок, окруженных большою старинною каменною стеною с башнями, вновь строившегося и еще не оконченного патриаршего дома в два этажа и древней, весьма огромной, церкви в греческом вкусе с готическими украшениями.

Эта церковь построена из тесаного гранита, смешанного в украшениях с разного цвета камнями и мрамором. Другая же подобная ей и древностию превышающая первую, вовсе оставленная, находится вне замка, на другом берегу реки Арагвы, первая служит кладбищем царей грузинских, а последний из них Георгий XIII погребен в оной.

Сия церковь славится хранением самых достопамятных предметов, то есть, хитона, или верхней одежды I.X., о котором грузинская история следующее повествует:
во времена Спасителя Грузия находилась в зависимости от Римлян, которые набирали воинов изо всех подвластных им земель, равно и из Грузии. Один мцхетский уроженец был римским воином, находился при распятии Спасителя и получил по жребiю хитон Его, который привез он потом в свое отечество.

Я не видел сей достопамятности, хотя тогда, и потом несколько раз, были в церкви. Она хранится в пещере или весьма низком своде, устроенном внизу в стене с правой стороны. Вход в нее хотя устлан бархатом, обложенным галуном, но так низок, что в эту темную пещеру непременно должно ползти на коленях на протяжении нескольких сажень. Те, которые там были, сказывали, что там горит лампада, при свете которой видели они небольшой закрытый ковчежец, обитый бархатом; в нем хранится сия святая вещь   [1].

Другие же грузинские историки повествуют, что некоторые iудеи во время последнего плена удалились и обитали в Грузии. Один из них, по имени Элiос, находился при распятiи и получил по жребiю сий хитон. Но так как евангелие ясно говорит, что именно воины метали жребiй об одежде I.X., а других воинов там, в Iерусалиме, не было, кроме римских, то следовательно, это не согласно с выше сказанным.

Грузинский царевич Давид Багратион, сын последнего царя Георгия XIII, из исторических записок которого взял я сию статью, выводит, как и все Багратионы, родословную свою от израильского царя Давида   [2].
Поэтому имеет он в гербе своем арфу и пращ. Вообще, герб их разделен на пять полей: в средине св. Георгий, герб царства грузинского, сверху с правой стороны арфа, под нею — пращ, слева — хитон, а внизу — одноглавый орел, потому что грузинский царь Вахтанг Гурасланий имел в супружестве дочь греческого императора Макана, что произошло ок. 450 года по Р.Х.
Нет никакого противоречия в том, что грузины есть один из древнейших народов в Азии, и что известен он в истории прежде многих европейских родов.

Древнейшая из всех греческая история, начинающаяся с баснословных времен, довольно пространно говорит о походе аргонавтов в Колхиду  и о похищении Язоном золотого руна. Между тем видим мы по истории грузинской, что Колхида, нынешняя Мингрелия, в истории с Имеретиею и Грузией не раз составляли одно государство и один народ. Наречие и в некотором отношении нравы их мало один от другого разнятся.   [3]

Колхида, названная так греками, получила свое наименование может быть не без причины. Слово «Колхида» не есть греческое, а грузинское. Оно знаменует на их языке, с изменением только одной буквы, то есть «о» в «а», вместо «Колхиды» — «Калхида», или «Кал-хидэ», в переводе «девичий мост».
На границе Мингрелии и Имеретии есть и поныне урочище, известное под именем Калхидээ, на котором находятся древние развалины  каменного моста чрез реку Рион (древний Фазис). Предание наглядно говорит о сих развалинах, что будто одна их царевна, обольщенная греческим путешественником, бросилась с сего моста в реку и там погибла. Поэтому урочище сие получило название Калхидэ или Девичий мост. Это имеет некоторое сходство с баснословною повестию и об аргонавтах.

Основание Мцхета теряется в древности. Грузинская история приписывает оное некоему Мцхетону, происшедшему в седьмом поколении от Ноя и владевшему Грузией. Во время правления грузинского царя Мариана, сына столь известного персидского Шаха Хозроя, Грузия приняла христианский закон, что произошло в начале IV-го века. Царь Мариан крещен был в 312 году, и греческий император Константин Великий послал к нему для утверждения христианства Евстафия, епископа Антиохийского.

В 455 году царь Вахтанг Гургаслан построил при реке Куре город Тифлис, где до того была небольшая крепость, основанная персами. Сын же его Дачи перенес туда столицу царей грузинских.

Грузины имеют свой особенный язык, письмо и книгопечатание, распространяющиеся в Имеретию и Мингрелию. Но он, по словам их историков, состоит из смешения сирийского, персидского, греческого и арабского.

1800г.


ПОЯСНЕНИЯ:

[1]  В 55 году св. апостол Андрей Первозванный через территорию Анатолии отправился с известиями о Иисусе Христе и проповедями о христианстве к народам, населяющим территории Кавказских гор. Он освятил землю и поставил крест на Восточной горе против Мцхета (Верхняя Картлия), освятил землю и поставил крест на горе у города Греми (Верхняя Кахетия), на этом месте стоит Церковь св. Архангела Михаила, поставил крест на «белой горе» — современное название ее Казбек (См. Деяния апостолов и Житие Андрея Первозванного).

В связи с генеалогической и исторической связью Иисуса Христа с Кавказом, древняя Имеретия (по имени Иммера, Неем. 7:61) в земле Айя является колыбелью корня царя Иессея (колено Иуды), от которого произошел Спаситель. В Книге Бытие упоминается, что принцесса Ризфа (ц.слав. Ресфа, рус. синод. Рицпа), дочь царя Айя (ц.слав. Иоля, груз. Ай), в качестве дани уважения была отдана в наложницы израильскому царю Саулу (колено Вениамина), и брат Ризфы, царь Ишбошет (ц.слав. Иевосфей), был оскорблен тем, что Авенир, двоюродный брат Саула и его военачальник, не хотел допускать девушку к царю и решил ее испортить (груз. 2Царств 3:7), что явилось причиной развившегося конфликта. Далее, Ризфа стала матерью двух сыновей от царя Саула, Армона и Мефибошета (ц.слав. Мемфивосфея), но Саул этих своих детей вместе с пятью сыновьями своей дочери Михалы (ц.слав. Мелхолы), бывшей жены царя Давида, отдал на расправу гавоанитянам, которые «повесили их [на солнце] на горе пред Господом*. И погибли все семь вместе» (2Царств 21:8-9).

* «Повесили их [на солнце]» — распяли на сооружении, символизирующем образность поклонения Солнцу (др. египет. Jwnw — столпы, египетский культ в центре мира Гелиополисе — Городе Солнца) перед святилищем. Главные жрецы Гелиополиса лучше всех просвещенных египтян были осведомлены в вопросах истории и хранили в своих архивах хронологию древних царей Египта.

Не будет противоречивым, если сам апостол Андрей передал какие-нибудь реликвии земле древних грузинских царей. Забальзамированная голова апостола с памятного 13 декабря 62 года до марта 1461 года традиционно хранилась в городе Патры на Пелопоннесе (несмотря на перемену многих мест, возвращалась к месту последнего земного пристанища апостола).
7 марта 1461г. деспот греческой Мореи Фома Палеолог, отец будущей Великой Княгини Московской Софии, лично отдал христианскую реликвию голову апостола Андрея Папе Римскому Пию II в обмен на убежище в Италии от турок и в надежде сохранить остатки византийского престола Морею, еще, в добавок, сменил православную веру на католическую. Через неделю Пий II, которому Фома Палеолог преподнес святыню, наградил за его такую преданность орденом «Золотой розы».

История реликвийности главы Андрея Первозванного, конечно же, начинается после земной смерти Иисуса Христа. 
После Вознесения Господня апостолы кидали жребий* (на греческом «клирос», апостолы выбирались клириками — служителями Церкви), дарованный Богом, и земля Иверская досталась в первый вечный удел Пресвятой Марии—Богоматери. Апостолы по жребию получают землю, где они должны благовествовать. Но послан был апостол Андрей Первозванный. В Житие Богородицы говорится: Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

* жребий (удел) — устаревшее название участка земли, при разделе недвижимых имуществ между совладельцами достающийся каждому участок определялся метанием жребия: «кому где выйдет жребий, там ему и будет удел» (Чис. 33:54, 26:53-56, Нав. 14:2, 17:17-18, 18:6); кроме этого:
«Жребий прекращает споры и решает между сильными» (Притчи 18:18): о череде служения (1Пар.24:31, Лк.1:9),
об обязанностях (Неем.10:34),
о месте в служении и апостольстве (Деян.1: 17,25-26),
в решении военных сражений (Суд.1:3, 20:9),
о разделе завоеванного и трофеях (Иоиль 3:3, Авд.1:11, Наум.3:10, 1Мак.3:36),
в распределении наследства и плодов труда (Иез. 47:22, Пс.21:19, Мф.27:35, Мк.15:24, Лк 23:34, Сир.14:15),
о жертве за грех и для отпущения (Лев. 16:8-10, Ин. 19:24);
сам Бог дает жребий по собственному замыслу (Сир.37:9), или в качестве награды, обязанности или наказания (Ис.34:17, Иер.13:25, Деян.26:18, Сир.25:21, Прем.3:14, 5:5).

Вторым уделом стала гора Афон и ее предместья, куда Дева Мария в 48 году прибыла вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений в Палестине, утвержденных царем Иродом Архелаем. Афонский полуостров достался в удел Пресвятой Богородице и стал монашеской республикой. Сама Божья Матерь стала Святейшею Игуменией Афона, взявшая под особое покровительство появление  монашеских обителей на Святой Горе. После ее отъезда в сопровождении апостола Иоанна Богослова на остров Кипр к новопризванному Лазарю*, здесь установилось правило, согласно  которому ни одна женщина, кроме самой Святейшей Игумении, не может ступать по этой святой земле полуострова. Женщины могут взирать на Афон только с палубы корабля.
Свой земной Путь Дева Мария закончила в 57 году в возрасте 71 года в Иерусалиме, и погребена в Гефсимании. Над кувуклией сооружен пещерный Храм Успения Богородицы, находящейся в совместной юрисдикции Армянской церкви и Иерусалимской Православной церкви.

* праведный Лазарь, которого спас («воскресил») Иисус Христос, прибыл из Иудеи на остров Кипр в 33 году, и в 45 году апостолы Павел и Варнава поставили Лазаря епископом Китиона (Ларнаки), где он прослужил до своей смерти в 63 году, а на месте его гробницы в IX веке была возведена православная Церковь Святого Лазаря, до сих пор действующая и хранящая часть мощей святейшего, после того, как в 898 году император Лев VI (Македонская династия) часть их приказал доставить в Константинополь. По преданию, они хранились в построенной в честь Лазаря константинопольской церкви (в наст. время ее местонахождение неизвестно). В 2012 году российский женский Зачатьевский монастырь обрел частичку мощей Святого Лазаря четверодневного, переданной в честь дружбы Кипрской и Русской церквей (как и Иисус Христос и Лазарь были друзьями).   

Третий удел Девы Марии из четырех, который дан ей в вечное пользование по жребию, метавшемуся апостолами после Вознесения Господа Иисуса Христа, образовался в Киеве около 1028 года.
В честь этого удела в 1051 году начала образовываться Киево-Печерская Лавра с заложения пустоши (монастыря) Великим князем Ярославом Мудрым, а его сын Святослав Ярославич подарил землю под Лавру, и ее современное завершение с шестью монастырями закончилось в 1745 году строительством Большой Лаврской колокольни.

Четвертый удел Богородицы образовался во второй половине XVIII века в Нижегородской области в Российской империи, и при императрице Екатерине Алексеевне стал строиться по традиции с закладки камня (сениц потчение)* для церкви в 1767 году и монастыря в 1780 году (село Дивеево).    

* ВсякYю травY вамъ бYдетъ въ снЪдь — Сениц потчение. — http://proza.ru/2023/01/08/1072

[2] Династия Багратиони является младшей ветвью древней армянской династии Багратидов, в источниках о древности династии есть сведения с времени царя Армении Тиграна II Великого (95—55 гг. до н.э.), а стратег и его наместник в Сирии и Киликии Багадат является наиболее ранним из известных представителей этого рода.
 
Грузинский историк XI века Сумбат Давитисдзе продолжает род к Клеопе, брату Иосифа, об­руч­ни­ка Пре­свя­той Де­вы Ма­рии. «Клеопа был же­нат на до­че­ри Иоси­фа (чрез пять лет по воз­вра­ще­нии из Егип­та в На­за­рет) Mapии (Ин. 19:25). С этою Mapиею осо­бен­но друж­на бы­ла Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия и они жи­ли как род­ные сест­ры» (Жизнь и труды апостолов — К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012.— 488 с.).

Согласно Сумбату Давитисдзе, один из потомков Клеопы — Соломон — имел семерых сыновей, которые отправились из Палестины в Армению и Акилисену, где приняли крещение. Трое из братьев остались в Армении. Одного из этих братьев звали Багратом, и он явился родоначальником армянских Багратидов.
Четверо прибыли в Картли, из них одного избрали эриставом Картли, и его потомками являются Багратионы Картли.

Ованес Драсханакертци (845/850—929), историк и католикос, в «История Армении» указывает происхождение рода Багратуни от иудейского царя-пророка Давида, отцом которого является праведный Иэсе (рус. Иес­сей (евр. Ишай), род. 1140—ум. 1020г.г. до н.э., который служил главой Синедриона и был одним из самых выдающихся лидеров своего поколения, что Талмуд (Шаббат 55b) отмечает, что «Ишай был одним из четырех праведников, которые умерли исключительно по наущению змея»; внук Вооза и Руфи, «Древо Иессеево»), также через женскую линию от корней князей Моава (Руфь), Ханаана (Рахав).
Та же самая родословная линия выводится византийским императором Константином Багрянородным, принадлежащим к Македонской (Армянской) династии, в трактате «Об управлении империей» (948—952).
 
На более древних источниках основывается также армянский историк V века Мовсес Хоренаци в «История Армении», как и многие другие, что грузинский царский род Багратионов вышел от царей Древней Армении из династии Айкидов (Айказуни). Отсюда название страны Айастан (страна Хай с XXVIв. до н.э.). Эта династия первых царей Древней Армении правила c 2492 года до н.э. до 325 года до н.э.
Айк (Хайк) Наапет (в «Картлис цховреба»: Хайос, 2107—2027 до н. э.) — прародитель армянского народа, а также основоположник легендарной династии Айказуни.
 
Хайк является старшим из трех сыновей библейского патриарха Фогарма (ивр. Тогарма, арм. Торгом, груз. Таргамос), от Гамера (груз. Таргима), который был старшим сыном Иафета.
От Гамера произошел род киммерийцев, которые заселили Краснодарский край, Крым, Тамань. Они стали предками кельтов, от которых, в свою очередь, произошли ветвь галлов (скандинавы, викинги, франки) и скифов (греко-германские народы от Аскеназа). Предком грузин был Тубал (Фувал) — другой сын Иафета, жителей Тбилиси называют народом Тубала, или тубалийцами. Их земля — Кавказская Иберия. Другие потомки Тувала ушли на Запад, в Испанию, и там их Земля называется Иберией испанской, а народ — басками.

Летом 2492 года до нашей эры лидер общины Айк перешел из Месопотамии на побережье Вана, во главе с 300 мужами с их семьями.
Айк основал армянское государство и начертил его границы вокруг трех озер: Ван (ю-в совр. Турция), Урмия (с-з совр. Ирана) и Севан (совр. Армения), а все вместе — вокруг горы Арарат.
А среди сыновей его выделялось восемь человек, герои сильные и славные.
Восемь сыновей Тогарма заселили следующие территории: Хайк — Армения, Картлос —Картли (Грузия), Эгрос — Мегрелия, Бардос — Азербайджан, Мовакан — Грузия, Южная Осетия, Абхазия (с груз. Гергара Малхбалехь, часть Турции и Азербайджана) и Эрос (с груз. Eiro, с арм. Наири) — античная Кавказская Албания (перс. Арран, сир. Аран), Кавкас — Северный Кавказ (вайнахи - Чечня, Ингушетия), и Лекос — Дагестан. Эти восемь братьев были герои.

В «Картлис цховреба»: «Хайос же был героем более других, ибо такого никогда не было ни до потопа, ни после, ни телом, ни силой, ни мужеством.
После разделения языков, когда построили в Вавилоне башню и разделились там языки, и оттуда рассеялись во все страны, обосновался этот Таргамос со своими родичами между тех двух недоступных гор, между Араратом (Армянские альпы) и Масисом (Армянское нагорье, совр. б. Арарат)... границы его страны, доставшейся ему в удел, таковы: на востоке — море Гургенское (Гирканское: Дербентское, совр. Каспийское), на западе — море Понтийское (совр. Черное), на юге — гора Оретская (совр. Эльбрус), а на севере — гора Кавказ (горная цепь простирается более чем на 1100 км с северо-запада на юго-восток от Черного моря (район Анапы) до Каспийского моря)...

Но больше не вмещала страна Араратская и Масисская, разделил Таргамос страну и роды свои между этими восьмью героями: половину рода своего и лучшую половину страны своей дал Хайосу, а семерым этим дал долю их согласно старшинству. Повел этих семерых к северу и разделил страны согласно их достоинству... и был Хайос правителем и господином над всеми этими семью героями, которые все были покорны Хайосу.

А все восемь братьев вместе подчинялись Неброту (рус. Нимроду)*, герою, который был первым царем всей земли»** (в начале царство Нимрода составляли «Вавилон, Эрех (греч. Орех, груз. Е"рех), Аккад (греч. Архад) и Халне (греч. Халлани, груз. kalne), в земле Сеннаар (груз. страна Шинар, арм. Шинкар, ср. тур. shinar — чинар)» — (Быт. 10:10; 11:2).

* Нимрод (Неброд, Неброт. Нимрод - «мятежник») — сын Куша (Хуша), внук Хама и правнук Ноя; и как «исполин ловец на земле» (1Пар. 1:10) и «могучий охотник перед Господом»*** (Быт. 10: 8,9). Царь Нимрод является предком патриарха Авраама от потомства нимродовой дочери Ацурад (по-арабски Азур-ад (ад - адиты, люди племени Ад в Ахкафе на юге Аравийского полуострова), или Азура, что значит голубой драгоценный камень лазурит) и пророка Евера (Эбера) и приходящегося патриарху Симу правнуком от Салы: «жену по имени Ацурад, дочь Неброда, и именно в тридцать второй юбилей в седьмую седмину в третий год» (Книга Юбилеев 8: 2,7). Армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци в своем труде «Чаринтир» назвал Азур-ад, праматерь Авраама по линии ее сына пророка Фалека (Пелег), именем Узбу, что значит «свободная» (эквивалентно муж. Узбек). Когда родился Фалек, его отцу Еверу было 34 года (Быт. 11:16).
От Сима происходят симиты, от Евера происходят евреи.
Евер основал ешибот симитов в Беэр-Шеве, в котором изучали Тору сын Авраама Исаак (Берешит Рабба 56:11), через которого происходят авраамические религии, предопределенные Богом «заветом вечным и потомству его после него» (Быт. 17:19), а также будущий патриарх 12 колен израилевых Иаков.
 
Исламского пророка Худа в Коране отождествляют с другим Евером из царства Хадрамаут, жившего на несколько столетий позже, связанного с именем Иоктана, брата Фалека ( Быт.10:26-28), и адитов, которых он вразумлял к праведности, считают его соотечественником. В Хадрамауте (библ. слов. Хазармаветх — «суд смерти») Ирам, сын патриарха Иуды, двоюродного племянника Лота по родословию Авраама, построил моногород Ад. После нескольких лет бессильных попыток Иуды мирными переговорами с Адом прекратить экономическую и военную агрессию против других царств («Воистину, я опасаюсь, что вас постигнет наказание в великий день», Коран, 46: 21), племя адаитов было уничтожено сильнейшим ураганом, а место истребления получило название Аль-Ах каф (с арабского «песчаные холмы»). Народ Худа был уничтожен «ветром шумящим».[см. «Моисея откровение на разных языках» — http://www.proza.ru/2013/04/21/1697]
   
** царь всей земли — в начале его царствования под властью были: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар (Быт.10: 10).

*** «перед лицом Яхве», что означает «в противостоянии Господу» («Библейские древности» Филона Александрийского, 70г.; Симмах, самаритянин, принявший иудаизм, переводчик Ветхого Завета на греческий язык, 2 век). 
   
Хайк II (606—570 до н.э.) был союзником вавилонского царя Навуходоносора II (634—562 до н.э.), сына Набопаласара. При нем захвачен Иерусалим и уничтожен Первый Храм (Соломона) в 586 году до н.э.. Во время правления Кира II Великого монархии Ахеменидов в Мцхет переселилось много евреев.

От Гамера (Тогармы) произошел царский род Юсуфов по имени последнего царя Хазарского каганата Иосифа («царь Тогармский» Юсуф, Х век, Дом Буланиды), который заключил династический брак с яско-аланской (осетинской) принцессой, о чем рассказано в «Джагфар тарихы», своде древнебулгарских летописей, и был побежден 22-летним русским князем Святославом Игоревичем в 965 году.

Царь Тогармский Юсуф в переписке с реб. Хасдаем, главой сефардийской диаспоры, писал, что от Тогармы происходят 10 родов. Сам царь Юсуф вел свою родословную от седьмого сына Тогармы по имени Хазариг (Хазар), по имени которого называлась его империя Хазария (Хазарский каганат).

Прежде чем перенести великокняжеский престол в Киев после победы русского князя Олега Вещего над хазарами, для Рюриковичей Киев служил укрепленным пунктом для сбора дани для лейданга на пути к трем морям, на скандинавский манер называемый Сарматас. Когда еще не было Киева, на начало 1 века эти территории многие столетия принадлежали Скифии. Эпитет «Киевская Русь» впервые появился только в середине XIX века, его присвоил уроженец Полтавской губернии историк, фольклорист, филолог и ректор  Императорского Киевского университета Максимович Михаил Александрович (1804—1873) для обозначения историко-географических параметров, равно как в определениях: «Новгородская Русь», «Суздальская Русь», «Червоная Русь», «Белая Русь», «Московская Русь», «Великая Русь», «Малая Русь».   

В Византийских, армянских и грузинских древних летописях содержатся сведения о династических браках монарших особ, аристократов с осетинскими принцессами. Грузинский царь Георгий I (998/1002—1027) был женат на принцессе Альде Аланской, и его старший сын Баграт IV Куропалат (1018—1072) также был женат на принцессе Борене, дочери аланского царя Урдуре, от которой имел сына княжича Деметрия. И потомки Деметрия стали высшей аристократией не только в Алании, но и в Византии, как члены императорской семьи. Эти традиции не прекращались.
И советский (СССР) вождь из аланского рода Иосиф Джугашвили (1878/79—1953) и его потомки заключали браки с грузинскими дворянами (Дом Сванидзе).    

В 1008 — 1010 г.г. царский дом Багратионов (Баграт III), происходивших из турецкой об­лас­ти Спе­ри (совр. Ис­пир), и от ца­ря Вахтан­га I Гор­га­са­ла, с VI века занявшего высокое положение в Закавказье, в союзе с Византией сумел консолидированно объединить враждующие народы и территории в сильное, самостоятельное государство — Единое Грузинское царство с присоединением Кахети и Эрети. При правлении Давида IV — Строителя (род. 1073г.— ум. 1125г.), объединившего грузинские княжества, в состав Грузинского царства входили Армения и Ширван.

Под натиском исламских государств Грузия распалась на 4 части (1490г.):
на княжество Самцхе-Саатабаго (династия Джакели), Картлийское царство, Кахетинское царство, Имеретинское царство.
Самцхе-Саатабаго не устояло под экспансией Османской империи и окончательно прекратило свое существование в 1628 году.
В 1762 году образовано восточно-грузинское Картли-Кахетинское царство (царь Теймураз II и его сын царь Ираклий II). В это время царь Ираклий неадекватно взвесил свое политическое положение и расчет на будущие свои силы между Османами и Романовыми, находясь между ними, как между молотом и наковальней. И пытался выторговать у Екатерины II за спокойствие России своих границ у грузинской территории «странные и совсем не по времени учинённые предложения».
На условия царя Ея Императорское Величество Екатерина II сообщила своей грамотой, что военная помощь Грузии в настоящее время для России невыгодна.

В конце 1782 года царь Ираклий II уже просил «Е. И. В. Екатерину II принять Грузию под покровительство Российской империи». И 24 июля 1783 года «Во имя Бога всемогущего единого в Троице святой славимого» в крепости Святого Георгия Победоносца был подписан Трактат о покровительстве и верховной власти Российской империи над Картлийско-Кахетинским царством: «Сей договор делается на вечные времена» (См. Георгиевский трактат).

В январе 1801 года Ираклий II ходатайствовал уже перед императором Павлом I включить Картли-Кахети в состав Российской империи. А в сентябре сын Павла I император Александр I объявил Восточную Грузию российской губернией.

[3]  Колхида — историческое название Мингрелии (совр. рус. Мегрелия), выделившейся из Имеретинского царства династии Багратионов, которое по ира­но-турецкому Амасийско­му мир­но­му до­го­во­ру 1555 года стало вассалом Османской империи. Мингрельские владетельные князья — род Дадиани, потомки которых живут в настоящее время, в сопротивлении Османам пытались получить поддержку от Российской империи в посольство с 1749 по 1752 г.г..
Так же и осетинские послы заявляли, что «весь осетинский народ желает быть в подданстве е. и. в.». и в замен на покровительство посольство обещало, что Осетия выставит 30-тысячную армию для участия в войнах против Турции и Персии.

Однако, добиваясь положительного разрешения столь важных тогда для русского правительства вопросов, посольства со своей стороны ожидаемой помощи от императрицы Елизаветы Петровны не получили, дабы не вступать в конфликт с турками, и лучшим вариантом обретения независимости был военный союз с ца­рем Карт­ли-Ка­хе­тинского княжества Ирак­ли­ем II (1758).

Несколько знатных ингушских родов с 1733 года делали попытки стать подданными Российской империи, и с посольства 1749 года стали принимать христианство и «вступать в подданство е. и. в.», и в 1770 году Россия заключила Договор о военной безопасности («Склон согласия») и заложена крепость Назрань. 

Полностью притязания Турции были прекращены после победы России в войнах с турками 1768—1774 годов.
 
А 24 июля (4 августа) 1783 года Ираклий II подписал договор с императрицей Екатериной II о переходе Грузии под протекторат России, так как только Россия могла защитить Грузию и от притязаний Персии (см. Георгиевский трактат).
 
В это же время князь Гри­гол Да­диа­ни (1788—1804) кон­флик­товал с име­ре­тин­ским ца­рем Со­ло­мо­ном II и за покровительством также об­ра­тил­ся к Рос­сийской империи через посольство в лице грузинского наместника Павла Цицианова из рода влиятельных князей Цицишвили.
20 марта 1804 года Мингрелия приняла российское подданство. При слабости политического положения князья не могли оградить свои владения от турецкого нашествия (Крым­ская вой­на 1853—1856) и внутренних конфликтов (восстание фермеров и крестьян 1856—1857). Княжество было упразднено в 1867 году после отказа от своих владетельных прав князя Ни­ко Да­диа­ни и стало частью Кутаисской губернии Российской империи.
Герб рода князей Дадиановых (князья имеретинские) внесен в Часть 6 Общего гербовника дворянских родов Российской империи, стр. 2.

25 апреля 1804 года Соломон II принес присягу Российской империи «в вечное рабство и подданство» (см. Элазнаурская конвенция), 4 июля 1804 года император Александр I подписал грамоту, принимающую Соломона II в подданство, и Имеретинское царство перешло под покровительство Российской империи, и в 1810 году бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в Име­ре­тин­скую об­ласть.

Под покровительство Российской империи так же вошло Гурийское княжество, 19 июня 1810 года князь Мамия V Гуриели (1803—1826) признал российский сюзеренитет, получив знаки посвящения от императора. А после победы в войне Российской империи над Османской империей в 1829 году Гурийское княжество было присоединено к Российской империи, сначала под временным управлением, а затем, в 1840 году, как Озургетский уезд в составе Кутаисской губернии, а князь Давид Гуриели низложен и изгнан жить к туркам, так как воевал против России вместе с ними.

В ходе турецкого военного нашествия после победы Российской империей было подчинено Гянд­жин­ское ханст­во (1804г.), в войне с персами (1805г.) — Ка­рабахское, Ше­кин­ско­е и Шир­ван­ско­е хан­ст­ва, Шу­ра­гель­ский сул­та­на­т и Бакинское княжество.